Нас с детства учили, что нужно брать пример. Со старших, с хороших детей, с лучших учеников … Многие из нас были пионерами, некоторые — комсомольцами и то, что «пионер – всем пример», видимо, тоже прочно въелось в наш мозг. Более того, теперь и мы сами ставим в пример кого-то своим детям. Не знаю, как вы, а я — периодически. Правда, в последнее время все реже и реже. И надеюсь вообще избавиться от этой дурной привычки – ставить кого-то в пример. Потому что, чем больше у меня житейского опыта, тем яснее я понимаю, что примеры и образцы очень мешают нормальной полноценной жизни. Собственной жизни, когда ты остаешься собой, а не создаешь из себя некий образ, а из своей жизни — очередной пример. И, кстати, наши пристрастия к стереотипам, на мой взгляд, тоже последствия любви к примерам. Сейчас моему старшему ребенку 13 лет, и за эти 13 лет мои понятия о воспитании претерпели множество изменений. Особенно по части сравнивания своих детей с чужими и предложения детям брать пример с Васи, Маши, Даши. Зачем приводить кого-то в пример, если можно просто объяснить и рассказать, как поступать правильно? Или похвалить Машу-Дашу-Васю за то, что он хорошо рисует или поет, но без того, чтобы приводить его в пример. Просто сказать – мне это нравится, а не «делай как он». Помните детский стишок Михалкова «Недотепа»? Он, конечно, слегка о другом, но там есть чудесные строки, которые могут прямо-таки стать девизом этой статьи: Пускай другие дети Надежды подают: Картиночки рисуют, Танцуют и поют, На скрипочках играют, Снимаются в кино,- Что одному даётся, Другому не дано! Или, как любит повторять мой папа – каждый человек на свой образчик, один любит арбуз, а другой — свиной хрящик. Мы и в проповедях постоянно слышим о том, что нужно брать пример со святых. Нам говорят – не сравнивайте себя с людьми, которые хуже (или кажутся хуже), чем вы, сравнивайте с теми, которые лучше. А мне в последнее время хочется всем и каждому говорить – не сравнивайте себя ни с кем! Никогда! Потому что вы, как и все остальные, уникальны. У вас есть только ваш личный путь, никогда ничего у вас не получится так, как у другого человека. А у него так, как у вас. И как можем мы брать пример со святых, если все, что нам о них известно – это некоторые факты из жизни, описанные в житиях. Особенно, если учесть, что большую часть этих фактов можно подвергнуть сомнению, и достоверность большинства житий под большим вопросом. Но, даже если и все события житий принять на веру, брать с них пример все равно не продуктивно. Потому что время, обстоятельства, люди вокруг, и, наконец, характер и индивидуальность ваши и данного святого совсем разные. Зачем христианину вообще обязательно брать пример с кого-то конкретного? У нас есть заповеди, есть Евангелие, разве этого недостаточно? Как недавно в задушевном разговоре с одной подругой мы сформулировали – не нужно брать пример, нужно делиться опытом. И это совсем не одно и то же. Когда ты пытаешься брать пример с кого-то, ты волей или неволей сравниваешь себя с этим человеком и пытаешься ему подражать. Т. е. взять нечто, что делает он (в своих условиях жизни, со своим характером, со своим запасом сил), и перенести в свою жизнь. И думаешь – ну раз смог он, значит и я смогу, главное, не лениться, не жалеть себя и все в таком духе. А на самом деле, совсем не обязательно, что ты это сможешь. Более того – совсем не обязательно, что ты должен это смочь. Потому что ты должен делать свое. И, кстати, не факт, что твой образец и сам может то, что ты предполагаешь… А вот если ты перенимаешь опыт, то это как с пищей – ты или переваришь ее и будешь есть с пользой и удовольствием и в последующем, либо эта пища по каким-то причинам тебе не подойдет, и ты от нее откажешься. Все знают, что яблоки (или кефир, или что угодно еще) полезны, но не все могут их есть. Отдельная история – это когда различные люди или модели поведения преподносятся как образцы и примеры для подражания в СМИ. А православные СМИ вообще пронизаны всякими примерами, которыми надо восхищаться и подражать. Сколько раз вы читали про какую-нибудь многодетную мать и восхищались – вот молодец, все успевает, все правильно говорит, какая умница, вот бы мне так! И, даже если героиня статьи говорит что-то нелестное о себе (а честный человек, как правило, говорит, потому что невыносимо видеть потом себя в статье такой прекрасной, какой ты не являешься), вы думаете – ах, какая честная. И в вашем сознании все равно остается только тот образ, который увидели лично вы. И который может совсем не соответствовать реальности. Что, впрочем, происходит не только после прочтения статей и просмотра фильмов, но и вообще после взгляда на чью бы то ни было жизнь снаружи. «А снаружи все совсем не так как внутри», как сказала мне однажды с некоторой горечью одна прекрасная женщина, мать 6-х детей. Это снаружи, так или иначе, глянец, а внутри часто совсем иное… Знаю по себе. Сколько раз я слышала, как мне окружающие говорят – ах, молодец, все успеваешь, ах-ах, ох-ах. Но только очень близкие мне люди знают – КАК оно все на самом деле. Какая грязь у меня дома, какие у меня хамоватые дети, и как я на них ору и обзываюсь временами. А так же, сколько всего делает мой муж (в отличие от многих других мужей), как он с рождения первого ребенка взял все ночные вставания на себя и все остальные подробности. Я бы с другим мужем, может, и перспективу двоих детей не стала бы рассматривать, а с этим четверых родила. В общем, без знания этой жизни «изнутри» глупо давать какие бы то ни было оценки, и уж тем более — брать пример. Я вот честно скажу – ненавижу, когда меня хвалят (не за конкретные вещи, типа творческих успехов), а вообще за жизнь. Потому что чувствую себя ужасным лжецом при этом. И уж тем более ненавижу, когда с меня пытаются брать пример. Но и сама я не хочу оглядываться на других – как там у них, а не хуже ли я, а вдруг я могу так, как они. Не могу! Могу по-другому, по-своему. И буду по-своему. Все, что я могу – это поделиться или перенять опыт, но только в самых конкретных делах, на 98% не эмоционального характера. Типа каких-то мелочей быта, которые облегчают жизнь, каких-то хитростей и т.д. А вовсе не методов воспитания, ибо я могу воспитывать только так, как я могу, как позволяет мой характер и принципы. Иначе все было бы насквозь фальшиво, а уж фальшь-то дети чувствуют лучше всего. Вообще, о пропаганде и примерах многодетности, а также о том, всем ли по плечу и так ли уж она необходима и обязательна для христианской семьи, я надеюсь поговорить подробно. Слишком уж это отдельная тема, требующая отдельного подхода. И очень уж много случаев я знаю, когда подкосила (в основном морально, конечно) людей именно многодетность по долгу (или по примеру), как это ни печально.