Каждый год 31 декабря… или в близлежащие даты пишущие психологи и увлекающиеся психологией блогеры анализируют героев еженовогоднего фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Уже почти родных нам Надю, Женю, Галю, Ипполита, а также мам Жени и Нади раскладывают по психотипам и прочим полочкам. Мы тоже не останемся в стороне и порассуждаем о том, что близко нам в героях этого уже ставшего классическим фильма и что продолжает в нём привлекать. В позднесоветское время, 70-80-е годы прошлого века, популярной темой целого ряда фильмов стали одиночество и неустроенность в личной жизни людей среднего возраста. «Ирония судьбы…», «Служебный роман», «Москва слезам не верит» и прочие «Осенние марафоны» и «Зимние вишни» именно об этом. Кризис середины жизни — время, когда пришла пора осознать, что в жизни своё, настоящее и что — воздушный замок, который раньше или позже развеется. Надя из «Иронии» — это женщина, которая в свои «за тридцать» продолжает играть, и судьба сводит её именно с теми, с кем привычную для неё игру можно продолжить. Она рассказывает о себе, что долгие годы была любовницей женатого мужчины, и это обрекало её на одинокие выходные и праздники. Надя не признаёт подобный образ устройства личной жизни собственным выбором, а считает неким роком, которого невозможно избежать. Ну, достался тебе женатый мужчина — значит, судьба такая, прими и терпи. Оба её партнёра по фильму, и Женя, и Ипполит, — игроки знатные, с которыми можно долго и увлекательно продолжать партию. Возможно, и сам фильм продолжает оставаться интересным для не первого уже поколения зрителей именно потому, что игры, в которые играют его герои, встречаются в жизни людей среднего возраста довольно часто. Игра первая, для зрелых по паспортному возрасту людей, которые ещё ни разу не состояли в официальном браке, называется «Ты моя единственная, я ждал тебя всю жизнь». Все прежние возлюбленные, женихи-невесты, бывшие супруги и случайные партнёры объявляются якоже не бывшими. Идеализация выстраивается на резком контрасте: ты принцесса, они все никто. Печально, но многие женщины в наши дни на это ведутся. Я наблюдала истории, когда красивые, умные, состоявшиеся, обеспеченные женщины выходили замуж за мужчин гораздо беднее, ниже по социальному статусу, намного старше и тяжело невротичнее себя только потому, что жених красиво излагал легенду про «мою единственную», а невеста искренне в неё верила. Ему удавалось возродить в ее душе ту маленькую девочку, которая вовремя не получила от родителей подтверждения своей исключительности и ценности и всё продолжала её искать. Вторая игра — это «у меня самые серьёзные намерения». Когда это произносит мужчина 35-40 лет, невольно задумаешься: а чего это вдруг сейчас? Произошла какая-то очень серьёзная эволюция взглядов, пришёл к пониманию? А раньше что было? «Серьёзность» часто бывает и способом избежать близости. Я ей замуж предлагал, а она не решилась и убежала, сама виновата. Дело в том, что серьёзные предложения люди подобного типа делают на том этапе, когда отношения до серьёзности ещё не дозрели, люди ещё не успели пройти тот естественный путь, который сделал бы их парой. А тут вроде и серьёзность свою подтвердил, и сам не виноват, можно искать идеальную женщину дальше. Подлинная зрелость — это способность признать, что идеальных принцев и принцесс на самом деле не бывает и ждать их бессмысленно. Перестать делать вид, как будто прежних отношений в жизни вообще не было, равно как записывать их в одну сплошную гигантскую «ошибку» и пытаться начать жизнь с чистого листа. Правда не в том, будто я «ждал и дождался», а в том, что в жизни было хорошее и плохое, было то, что я завершил, с чем простился и есть то, что я хотел бы начать и продолжить. Если вы готовы впустить новых людей в жизнь и ждёте указующего перста судьбы, чтобы подтвердить, тот это, кто вам сейчас нужен, или нет, то не ищите в качестве знаков серьёзности намерений или подтверждения своей исключительности. Лучшим знаком, что этому человеку можно доверять, будет его зрелое, здоровое и мудрое переосмысление житейского опыта. Да, я боялся глубокой близости и именно поэтому не женился, а не потому, что «ждал единственную всё жизнь». И с чего бы ждать, когда прекрасных женщин кругом полно? Да, я тоже боялась, что всё будет «всерьёз и надолго», поэтому выбирала «половинчатые» отношения с женатыми. Раньше мне было страшно, но теперь я уже готов. Я, а не мир, не другие люди и не расписание ближайших авиарейсов. Игры перестанут быть нужными тогда, когда вы сами почувствуете свою ценность, эту обязанность не нужно будет делегировать другим людям. Перестанут быть нужны те, кто назначит вас на роль «принцессы» и «идеальной любви всей жизни». Отношения перестанут быть мерой того, насколько вы в жизни состоялись — кто и сколько раз звал вас замуж, кто кого выбрал, а кто кого отверг. Именно это — то основание, на котором можно перестать играть и начать жить. В материале использованы кадры из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (реж. Эльдар Рязанов, 1975).