Да, погода к прогулкам по Москве не располагает. Разве только к коротким перебежкам с большими перерывами на фруктовый чай. Правда, есть вариант. Наливаем чаю, заворачиваемся в плед и гуляем по Москве… пушкинской. Я не случайно предлагаю спокойно завернуться в одеяло – увы, время сделало своё дело, и гулять нам с вами придётся почти сплошь по адресам-призракам, так что даже на улицу выходить не надо. Но, как говорится, что есть. Начнём с того, что родился Пушкин в Москве и прожил здесь аж до 1811 года. Однако, поскольку вспоминать о своём раннем детстве поэт не любил, то с адресами семьи его родителей долгое время творились сплошные неясности. Первые исследователи XIX века помещали дом Пушкиных «на Молчановке», таким образом, делая поэта выходцем из Арбатских переулков и «соседом» Лермонтова, деревянный домик бабушки которого на Большой Молчановке и сейчас можно найти аккурат на задах одной из новоарбатских башен. Позже, однако, выяснилось, что жили Пушкины совсем не здесь, а в Немецкой слободе. Правда, и там не обошлось без накладок. Долгое время местом, где родился поэт, считался дом 57 б по Бауманской (бывшей Немецкой) улице; в 1899 на него даже поместили мемориальную доску. В XX веке другая доска появилась на сороковом доме по той же улице. Москва, Бауманская (бывш. Немецкая) улица, (Гравюра 1899 г.) Основанием для переноса послужила запись, найденная в приходской книге Елоховской церкви: «Мая 27. Во дворе колежскаго регистратора Ивана Васильева Скварцова у жильца его Моэора Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр. Крещен июня 8 дня восприемник Граф Артемий Иванович Воронцов кума мать означенного Сергия Пушкина вдова Ольга Васильевна Пушкина». В любом случае, дома, где родился поэт, сегодня не существует – оба здания благополучно погибли в многочисленных московских перепланировках. Идём дальше. Приходская книга свидетельствует, что крестили будущего поэта в «Елоховке». Те, кто вспомнил знакомые очертания храма и посчитал, что вот, наконец-то мы нашли первый точный пушкинский адрес, обрадовались рано. Храм был другой. После пожара 1812 года Москва активно отстраивалась. В 1830-е дошла очередь и до Богоявленского Елоховского собора. Старое здание XVIII века разобрали, и в 1837 — 1845 годах на его месте было возведено новое, в стиле позднего классицизма. Впрочем, по другим данным, от прежней постройки сохранились нижний ярус колокольни и трапезная в классическом стиле с пределами, в одном из которых и крестили Пушкина. В первые годы жизни Александра семья Пушкиных, не отличавшаяся особым достатком, меняет в Москве несколько мест жительства, после чего будущий поэт уедет в Лицей. Среди этих мимолётных адресов значится и дом в Харитоньевском переулке, который мальчику, по-видимому, запомнился особо. По крайней мере, «у Харитонья в переулке» автор поселит потом Татьяну Ларину, да ещё провезёт её перед тем по центру города и заставит поглядеть на московский пёстрый пейзаж: …Вот уж по Тверской Возок несется чрез ухабы. Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах. По-моему, за исключением «саней» да «огородов», пейзаж вполне актуален. Вместо огородов предлагаю добавить «высотки» и «стекляшки». Но теперь так, с ветерком, по центру, пожалуй, не проедешь. Но вернёмся к нашей экскурсии. Сам поэт в Москве появится теперь только в 1826 году. Будет это после южной ссылки, восстания декабристов, обнадёживших Пушкина договорённостей с Николаем I. Его мысли в этот момент будут заняты историческими исследованиями, «Полтавой» и планами издания нового журнала. А ещё – мечтами о том, что пора бы, наконец, жениться. В самом конце 1827 или в начале 1828 года на балу у Йогеля Пушкин впервые увидел Натали. Длинная и нервная история устройства их свадьбы пересказана многократно. Письма Пушкина к Наталье Николаевне до свадьбы, а особенно после – повод для отдельного романа. Мы же здесь говорим всего-навсего о московских пушкинских адресах. Итак, за несколько месяцев до свадьбы поэт снял для себя и будущей жены знаменитый домик на Арбате. И это – почти единственный московский адрес Пушкина, который известен точно: «нанял я, Пушкин, собственный г-на Хитрова дом, состоящий в Пречистенской части второго квартала под № 204-м в приходе ц. Троицы, что на Арбате». Мемориальная квартира Пушкина на Арбате. Правда, по ходу и тут возникают одна оговорка и один вопрос. Оговорка такая: надо понимать, что интерьер, составляющий основу нынешнего музея-квартиры, воссоздан. Увы, такова судьба сразу нескольких пушкинских музеев: в Одессе в дом на бывшей Итальянской улице, где поэт жил во время южной ссылки, в войну попала бомба. Арбатскому особняку повезло больше – в нём просто были коммуналки. Вопрос же состоит в том, почему, сняв дом в Троицком приходе, поэт венчался в Вознесенской церкви. Ответ прост: семья Гончаровых жила тогда на Никитской, так что венчались молодые «по месту жительства» будущей супруги. Правда, и с «Большим Вознесением» есть нюансы. «Опять?!» — скажете вы. Да, опять. Прежде всего, успокоим читателя: место венчания установлено точно. О нём свидетельствует запись в церковно-приходской книге храма у Никитских ворот: «Февраля восьмого надесять числа… женился 10-го класса Александр Сергеевич Пушкин 1-м браком, понял за себя коллежского асессора Николая Афонасьевича Гончарова девицу Наталию Николаевну Гончарову… Брак совершали: протоиерей Иосиф Михайлов, диакон Георгий Стефанов, дьячок Федор Семенов, пономарь Андрей Антонов». Но вот сам храм в то время, когда в нём венчалась знаменитая пара,…строился. В конце XVII столетия чуть в стороне от места нынешнего храма Натальей Кирилловной Нарышкиной была построена первая каменная Вознесенская церковь — пятиглавая, с двумя приделами и шатровой колокольней. Потом, в самом конце века XVIII, её решено было перестроить, однако из-за войны 1812 года дело затянулось: храм был начат, потом выгорел, в конце 1820-х его начали строить вновь, по ходу дорабатывая проект. В итоге к моменту венчания знаменитой пары на месте разобранной пятиглавой церкви успели возвести трапезную и два придела, причём известно, что само венчание состоялось именно в трапезной части храма. До 1937 года рядом с храмом продолжала стоять шатровая колокольня XVII столетия, потом её снесли. Та колокольня, которую мы видим сейчас, построена совсем недавно — в 2002-2004 годах с использованием проектов конца XVIII века и 1820-х годов. Так, больше,чем через двести лет, храмовый ансамбль приобрёл наконец законченный вид. Шатровая колокольня Вознесенского храма, 1882 г. После свадьбы Пушкины прожили в Москве недолго. Поэта несколько напрягали отношения с тёщей, он не очень любил московский свет… Поэтому уже в мае 1831 года, не дожидаясь окончания срока аренды арбатского особняка, супруги уезжают. С тех пор и до конца жизни поэт будет бывать в Москве наездами. В завершении надо сказать пару слов о московских пушкинских памятниках. Впервые идея воздвигнуть поэту монумент в Москве появилась вскоре после его гибели в 1837 году. Однако разрешение на это было получено лишь в 1855. Объявили народный сбор денег, потом выбирали проект; открытие памятника несколько раз переносилось. В конце концов, монумент работы скульптора Опекушина был открыт лишь 6 июня 1880 года. И, да, на своём веку этот памятник тоже терпел передвижки и перестройки. С Тверского бульвара, где он изначально стоял, со временем его перенесли на другую сторону Пушкинской площади – в сквер, образовавшийся на месте разрушенного Страстного монастыря. Немного изменился со временем и текст стихов на постаменте, но это, пожалуй, не столь важно. В последние годы Москва переживает настоящий «пушкинский-бургановский бум», причём, к сожалению, чувства новые памятники вызывают странные и противоречивые. На Старом Арбате возникла очень кукольная пара, по странной прихоти автора носящая имена поэта и его супруги. Фонтанчик возле Большого Вознесения за свои пропорции получил в народе название «Тараканы в банке». Украшают ли эти творения город? Не знаю. Впрочем, много странного, знаете ли, появилось в современной Москве. И это – совсем другая история.