После того, как предыдущая моя статья «Почему изменяют православные мужья» вызвала такой всплеск эмоций и диаметрально противоположных отзывов, у многих возникло желание поговорить на тему измен со стороны православных женщин. Настало время выполнить свое обещание. Женщины в принципе изменяют реже, чем мужчины. В целом среди женщин около 65% тех, кто хотя бы раз позволил себе развлечься не с мужем, а среди верующих женщин этот процент, можно сказать, стремится к ничтожно малым цифрам. Объяснить это можно тем, что женщины по своей природе легче усваивают запреты, они больше склонны к соблюдению норм морали, более консервативны и менее свободны – наличие нескольких детей и супруга оставляет мало времени на романтические похождения. Но тем не менее, измены случаются. Я не буду касаться всех существующих причин для измены, поскольку, в конечном счете, у каждой женщины она своя. Поговорим о наиболее часто встречающихся. А поговорить? Женщина – существо с тонкой психической организацией, гораздо более склонное к общению, боле коммуникабельное, чем мужчина. Среди качеств, которыми обязательно должен обладать муж, женщина обязательно назовет способность понять и поговорить по душам. Без таких разговоров женщина чувствует себя одинокой, даже если она замужем. В браке очень важен эмоциональный обмен, без которого не то что брак – дружба не сложится. Эмоциональный обмен – это то, что мы называем общением: обмен пережитым, обмен эмоциями, чувствами, впечатлениями. Люди испытывают потребность в том, чтобы обсудить увиденное или услышанное за день, поделиться с близким по духу человеком, услышать его мнение. Мы ловим эмоциональный настрой друг друга, и это во многом помогает сохранять единство в семье. Это дает нам чувство того, что мы не одиноки, чувство нашей нужности близким, того, что наши чувства кому-то не безразличны, интересны. Однако аскетически настроенный супруг может запросто отмахнуться от попыток жены поделиться впечатлениями: надо думать о горнем, а она тут со своими глупостями… Отмахнется раз, отмахнется два, и у жены может возникнуть чувство вакуума, она поймет, что ее жизнь не интересует супруга, следовательно, и она сама ему глубоко безразлична. Если вдруг на пути этой женщины встретится мужчина, готовый выслушать ее, то, поддавшись чувствам, женщина вполне может влюбиться, а там голова закружилась – и до измены один шаг. Если муж верующей женщины не разделяет ее взглядов, это не может не печалить ее. Конфликты на почве религиозных разногласий — одна из самых распространенных причин разводов. Отчаявшаяся верующая женщина может найти утешение у мужчины, который поддержит ее убеждения, и здесь может развиться тот же сценарий, что и в первом варианте: возникло чувство, кажется, что вот она, настоящая любовь, не удержалась и отдалась возлюбленному. К большому сожалению, не так уж и редко встречаются мужчины, которые считают, что верующая женщина должна полностью посвятить себя трем «К»: киндер, кюхне, кирхе, а любые помыслы об отдыхе, о том, чтобы отвлечься от каждодневных забот, воспринимаются как блажь и греховность. Любые проявления романтики и нежности – грех и человекоугодничество: ведро в зубы, молитвослов подмышку и пошла полы драить. А некоторые особо травмированные мужья считают, что женщина должна быть тряпкой у их ног, что она не имеет права иметь желания и мнения, и вообще жена – это рабыня при господине, чье предназначение по первому приказу исполнять его волю. «Ты должна меня слушаться!» — сурово произносит муж, тыча пальцем в Евангелие. Такие мужчины считают, что они просто обязаны жену смирять. И воплощают свои помыслы в том, что оскорбляют, унижают, а то и поколачивают жен, при этом нравоучительно назидая их: «А ты терпи! Женщина должна терпеть», «Ты никому не нужна, ты никто, ты рабыня». А женщины почему-то соглашаются с такой ситуацией… Взглянешь на иную православную жену и плакать хочется: одета кое-как, взгляд безжизненный, под глазами синяки, а все потому, что под влиянием мужа засмирялась она до коматозного состояния, ей впору уже к психиатру обращаться. Нет ничего удивительного в том, что задавленная бытом и таким немилосердным отношением к себе мужа, отчаявшаяся женщина может пойти на измену ради той самой романтики, которой ей не хватает в жизни, чтобы свободно вздохнуть хотя бы так, просто почувствовать себя человеком, доказать миру, в том числе и себе, что она достойна уважения, что она – женщина, которая нужна кому-то, которая может нравиться и быть желанной. В данном случае измена — это крик отчаяния и протест, крайняя форма выражения просьбы о сострадании и помощи, а то и месть нерадивому супругу. Если всё достало Еще одна причина женских измен среди верующих: усталость от жизни. Православные женщины — нередко многосемейные, часто их жизнь не выходит за рамки квартиры: некогда. Стирка, пеленки, плита, опять стирка, уроки, правило, стирка, пеленки, уроки… И так по кругу изо дня в день годами. Домашняя рутина. А когда-то в молодости и на выставки ходила, и парни заглядывались, и протанцевать могла до утра. Не будем лукавить – мало кому из нас с приходом к Церкви удалось стать совсем бесстрастным, все равно в какой-то толике мы остаемся прежними. Если близкие не окружат мать семейства заботой и помощью (а ведь, как ни странно, матери и жены тоже нуждаются в отдыхе), она может сорваться. Она может не выдержать строгости своей жизни, ведь это на самом деле очень тяжело: непрерывно за всеми следить, чтобы вовремя сделали уроки, чтобы не изрисовали обои, не подрались, помыли руки, поели, убрали игрушки… Мать, а тем более многодетная мать, находится в постоянном напряжении, у нее нет отпусков и выходных. В какой-то момент, измученная вечными болящими животиками и вечно терпящими крах попытками навести хоть какой-то порядок, она может сломаться, и пуститься за призрачным счастьем «другой жизни», чтобы добавить немного остроты в свое пресное существование. Необходимо сказать еще и о таком явлении среди православных мужчин, как их пассивность в решении житейских проблем. Есть такая тенденция: до прихода к вере был мужик как мужик, но стоило ему уверовать, как мужчина словно лишается жизненных сил: он уже и не знает, что хорошо, что плохо, боится без благословения шагу лишнего ступить, как бы ненароком волю Божью не нарушить, да еще при этом начинает подвизаться в подвиге бессеребреничества: вдруг решает, что зарабатывать – грех; чем небогоугодно давиться на трех работах, надлежит оставить только одну, а все освободившееся время посвятить чтению Писания и молитве. Как было справедливо замечено, «истинно» православные мужчины редко много зарабатывают. Это проблема, но еще большая проблема в том, что они часто и не стремятся увеличить свой заработок. Они считают, что по-православному — это рожать каждый год, а вот заботиться о том, как пропитать свое семейство это не по-православному, надо жить чем Бог послал. Итог: жена с тремя погодками мечется в поисках любой подработки, чтобы хоть как-то обеспечить себя, детей и мужа, предавшегося исихиазму, и каждый месяц с внутренним содроганием ожидает заветного числа: будет или нет? Разводиться — грех, предохраняться — грех, она словно в западне мечется от безысходности, и ведь не пожалуешься особо никому, она же православная, она обязана рожать много и часто! Отчаявшаяся женщина ради обеспечения детей может пойти на сожительство с богатым мужчиной, и в какой-то мере ее можно понять: поди, прокорми всю ораву, а муж, вместо того, чтобы найти подработку, занят богословскими беседами с приятелями по воскресной школе. Женщине тоже надо! Необходимо затронуть и тему сексуальной неудовлетворенности. Женщина, состоящая в браке с непримиримым праведником, сподобляется интимных отношений строго по расписанию в дозволенные дни. Так мало того, что получается мало, так еще и плохо чисто технически, потому что и в этом вопросе желающий найдет массу «нельзя». Порассуждать на предмет того, что можно и что нельзя на ложе православных супругов, сейчас великое множество охотников. Из паломнических поездок по монастырям привозят целые инструкции, как именно следует отдавать супружеский долг: в какие дни, каким образам помолившись и даже с подробным разбором технической стороны дела. Никому не в обиду будет сказано, но складывается впечатление, что лучшие сексологи у нас монахи, многие из которых об интиме имеют чисто теоретическое представление. Не так давно мне поведали, что де, монахи такого-то славного монастыря благословляют только миссионерскую позу, а все остальное суть скотские и недозволительные. Подобный перл вызвал просто приступ гомерического хохота: скоты-то как раз только в одной единственной позе и способны соединяться, и коим образом к скотскому отнесли «все остальное» вообще не понятно. Но возвратимся к предмету разговора. Долгое время считалось, что женщины не испытывают потребности в сексуальном удовлетворении, что такая вещь, как оргазм, им не свойственна. Женщин, испытывающих какие-либо сладострастные ощущения во время интима, считали едва ли не психически больными. Вопрос интимных отношений решался только в одном ключе: удовлетворить мужчину. На рубеже XIX-XX веков было все-таки выяснено, что для женщины половое удовлетворение не менее важно, чем для её супруга. Но, несмотря на то, что сейчас об этом говорят много и открыто, у очень и очень многих мужчин бытует мнение, что женщине, как и мужчине, один только процесс доставляет страшенное удовольствие и окончание оного означает, что и женщина удовлетворена полностью. Однако женская физиология такова, что большинству женщин получить удовлетворение сложней, чем мужчине. Неспроста же говорят, что женщину надо ласкать в три раза дольше, чем заниматься собственно процессом. Но аскетически настроенные мужья и слышать не хотят ни о чем таком, ибо ласки грех, желать секса грех, получать удовольствие грех, видеть друг друга нагими тоже грех, и вообще все грех, а заниматься любовью следует исключительно ради зачатия. Женщина, не получающая необходимого удовлетворения, может страдать от этого и физически, и морально. Если чаша ее терпения переполнится, инстинкты могут возобладать, и она будет искать утешения в своих сексуальных желаниях на стороне. Конечно, хранение верности в супружестве прежде всего возлагается на самих супругов – каждый несет ответственность за собственные поступки. У человека всегда есть выбор. Но нельзя забывать о том, что супруги друг друга неправильным отношением и поведением вполне могут подтолкнуть на грех, и особенно такие вещи опасны в семьях, где оба супруга по сути инфантильны и любят перекладывать вину на другого. Ошибка многих мужей верующих женщин (как, собственно, и жён верующих мужей) в том, что они уверены: «вторая половина никуда не денется». К сожалению, может деться, ибо даже у верующей женщины терпение не безгранично. Предупреждение Наконец, стоит упомянуть о такой ситуации: бывает, что измена становится отрезвляющим моментом для человека, духовное состояние которого очень близко подошло к прелести. Однажды человек окидывает взглядом свою жизнь и думает: «У меня все хорошо. Я достиг совершенства. Мой брак идеален, мы настоящая православная семья, мне уже ничто не угрожает». И незаметно, зато очень быстро, расцветает самодовольство, а следом и осуждение других людей, на его взгляд, живущих «не по-православному», и превозношение, а на почве такой самоуверенности слабеет внимание к себе… И вот здесь нас и может подстеречь это горькое лекарство, призванное исцелить глубокие язвы нашей души. Одинаково – мужчину, посчитавшего себя идеальным православным, и женщину, считающую себя истиной христианской женой. Без видимых внешне причин может произойти измена — и дом полная чаша, и с мужем полное взаимопонимание во всех вопросах, но случилось — как наваждение, обычно в таких случаях говорят «бес попутал». Господь может попустить пасть, чтобы человек понял свое истинное духовное состояние, вернулся на землю из заоблачных высот мечтаний. Дорогие читательницы! Хочу пожелать вам счастья и… бдительности к себе. Да хранит нас Господь от подобных искушений.