В Австралии все дети старше 6 лет обязаны посещать школу. На практике же большинство родителей отдает своих детей в начальную школу сразу после того, как им исполняется 5 лет. Это вызывает большие проблемы с учебой, особенно у мальчиков, в силу особенностей их развития. Известный австралийский психолог Мэгги Дент написала об этом статью, которая, на наш взгляд, может быть полезна и российским родителям. Приводим здесь ее перевод. В последнее время мы наблюдаем определенные тревожные тенденции: • Все больше мальчиков в возрасте 4-6 лет временно отстраняют от обучения или исключают из школы. • Все больше диагнозов синдрома дефицита внимания и оппозиционного вызывающего расстройства (провокационное, вызывающее поведение у детей младше 9-10 дет, часто направленное против родителей, воспитателей и учителей — прим. ред.) ставится именно мальчикам. • В школах все больше коррекционных классов, и 97% учеников в них — мальчики. • Постоянно растет число мальчиков с игровой зависимостью. Уважаемый мною эксперт по теме родительства Стив Биддалф много лет пишет о том, что мальчики сталкиваются с серьезными проблемами, начиная ходить в школу, и эти проблемы негативно влияют потом на них самих и на их учебу. Исследования дошкольного периода показывают, что мальчики отстают от девочек на 6-12 месяцев, а иногда даже на 18 месяцев к моменту начала учебы в школе. В Австралии значительно снизился возраст начала обучения — то, что было нормальным для шестилетних, теперь предлагается пятилетним. 10-20 лет назад мальчик, столкнувшийся с отставанием в развитии, к 8 годам чаще всего нагонял остальных, если его не заставляли выполнять задания, которые были в тот момент ему просто не по силам. Постоянно повторяющиеся неудачи создают установку «Я тупой, я глупый», с которой очень сложно что-то сделать, проникни она однажды в сознание ребенка. И такие установки, к сожалению, могут стать самосбывающимся пророчеством. Печально, но факт. Именно поэтому меня беспокоит официальное снижение возраста начала учебы у австралийских детей. Биддалф своей прекрасной книге «Воспитание мальчиков» говорит о том, что нам нужно пересмотреть наш образовательный подход и отправлять мальчиков на учебу позже 5 лет — те, кто сопротивляются в 5 лет, потом будут бороться против школы все оставшиеся годы. И многие с ним согласны: «Мальчики начинают говорить позже, чем девочки, и их речь становится абсолютно понятной к 4 годам, на целый год позже, чем у девочек. У девочек дошкольного возраста шире словарный запас, длиннее предложения и лучше с грамматикой, чем у мальчиков такого же возраста», — говорит Рут Хэнфорд Морхард в книге «Обречены на движение». Эмоциональная уязвимость Все увеличивающееся давление на пятилетних детей также вылилось в то, что они меньше играют, а это, в свою очередь, означает, что они меньше двигаются. При этом двигательная активность — это ключевое занятие для большинства маленьких мальчиков, которое помогает им в саморегуляции поведения. Многих мальчиков критикуют, когда они ерзают или вертятся, но именно таким способом они пытаются сконцентрироваться — ведь движение повышает уровень серотонина в мозге, а это, в свою очередь, способствует более успешному овладению новыми знаниями и навыками. Отчасти именно из-за бурления гормонов, отчасти из-за более медленного языкового и эмоционального развития, отчасти из-за давления со стороны социума (который внушает мальчикам, что они должны быть сильными и успешными всегда и любой ценой) — мальчики страдают эмоционально сразу на нескольких уровнях. Существует ошибочное представление о том, что мальчики и мужчины не так эмоциональны, как женщины, но это не так. Они лишь по-другому обрабатывают эти эмоции и выражают их иначе. Несколько обобщая, можно сказать, что мальчикам просто нужно больше времени, чтобы понять, о чем их так называемые «плохие» эмоции, в то время как девочки быстрее переходят от самой эмоции к ее интерпретации. Когда мальчики чувствуют себя эмоционально уязвимыми — а они именно так себя чувствуют, когда видят, что не соответствуют академическим требованиям первого года обучения в школе — у них возникает и крепнет чувство злости. Злость — вполне себе приемлемая эмоция в чрезвычайной ситуации, но она плохо сочетается с повседневной жизнью, особенно школьной. Когда мальчик чувствует себя уязвимым и смущенным, когда ему грустно, скучно или плохо, когда он не понимает, чего от него хотят, или у него что-то не получается, он злится, и эта злость часто выражается через агрессивное поведение. Чем более прочную привязанность мальчик ощущает по отношению к своим значимым взрослым, тем более безопасным становится его эмоциональный мир и тем лучше будет его поведение. Грустно, что из-за постоянных внутренних битв наши мальчики делают больше ошибок, чаще ломают вещи, чаще забывают о чем-то и страдают от тягот дисциплины больше, чем девочки. Многие педагоги начальной школы говорят о синдроме грустного/сердитого мальчика — когда маленький мальчик, ощущающий чувство брошенности или тревоги, быстро переводит эту эмоцию в агрессивное поведение. Философ и писатель Майкл Гуриан считает, что невидимый двигатель мужественности — это стремление доказать собственную ценность, обрести самоуважение. Никто не может дать мужчине ощущение собственной ценности — он должен дать его себе сам. Для того чтобы достигнуть этого, мальчики и мужчины ищут внешних путей для демонстрации своих способностей, побед и независимости, и это помогает им понять, где они смогут найти значимые цели и смысл в жизни с очень раннего возраста. Это битва, которая разворачивается внутри них самих. Мальчики кажутся в целом конкурирующими, активными, они пребывают в постоянном поиске ситуаций, где они могут доказать свою ценность и значимость. Если маленькие мальчики не достигают успеха — у них не получается построить башню, забраться на дерево, выиграть в игре или правильно ответить на вопрос, — они избегают этих мест неудач. Все чаще в последние годы мы сталкиваемся с нежеланием мальчиков ходить в школу. Предполагают, что естественная импульсивность мальчиков кроется в биологии. Некоторые исследователи считают, что для них характерен более низкий уровень серотонина, нейромедиатора, оказывающего успокаивающее действие, и поэтому им сложнее управлять собственными импульсами. Соединим эту гипотезу с возможным влиянием гормонов, а также культурным и социальным давлением, и нам станет понятно, почему мальчики столь невероятно физически активны, конкурируют, идут на риск и постоянно ищут способы утвердить формирующуюся в них мужественность. В каких случаях мальчики страдают в школе Мальчикам полезны занятия с четко выстроенными правилами и границами, но при этом их не должно быть слишком много. Мальчикам может быть сложно в ситуации, когда учитель дает чересчур много указаний — и им нужно запомнить слишком много вещей, в том числе школьные правила и ожидания. Большинство мальчиков так сильно стараются порадовать учителя, все запомнить и все сделать правильно, что очень устают, если у них не остается времени на то, чтобы развлечься и отдохнуть от интенсивных занятий. Перемены и обеденное время крайне важны для пополнения энергетического баланса. Для многих маленьких мальчиков (и, конечно же, девочек) важно немного пройтись перед школой или поиграть на переменках — это поможет им набраться сил для решения учебных задач. Многим мальчикам нужна помощь взрослого для того, чтобы справиться с разочарованием и неудачами. Поскольку их установка — быть победителями, то они воспринимают неудачи крайне негативно. Помочь мальчикам сохранить бодрость духа в моменты поражений очень важно. Когда мальчик не может справиться с заданием в классе — написать предложение или правильно произнести по слогам сложное слово, он внутри уже чувствует себя побежденным, поэтому если он сталкивается с карательными мерами или равнодушием, он справится со своим чувством уязвимости через агрессию. Подмигнуть и улыбнуться — прекрасный знак поддержки Многие мальчики в школе молча страдают от стресса, вызванного сепарацией от родителей. Во время адаптации к новым школьным условиям они могут чувствовать себя брошенными и нелюбимыми, и поэтому им необходимы особые внимание и забота. Помните, любовь для мальчиков выражается не только в словах — попробуйте обнять своего сына, дружески похлопать по спине, погладить по голове, сказать «дай пять» и хлопнуть по ладошке, подмигнуть, улыбнуться. Все это — знаки любви и привязанности для наших маленьких чувствительных ребят. Если мы будем отзываться на их нужды и работать рука об руку с их первыми учителями, наши мальчики смогут почувствовать, что мы с ними на одной стороне. «Самооценка у юношей-студентов очень хрупкая, даже слабее, чем у девушек». Др. Уильям Поллак «Настоящие мальчики. Как спасти наших сыновей от мифов о мальчишестве» Мои подсказки для родителей мальчиков, которым предстоит пойти в школу: 1. Не стоит слишком приукрашивать школу и рассказывать ребенку, как весело, интересно и здорово там будет и как он ее полюбит. 2. Не говорите им, что они научатся читать. Многие мальчики расстраиваются уже в конце первой недели, что так и не научились этому. 3. Наличие или скорейшее появление хорошего друга критично для успешной адаптации к школе. 4. Сделайте акцент на переменках и играх — это отличная причина пойти в школу! 5. Надейтесь и молитесь (а на самом деле ищите), что в школе будет хорошая игровая площадка, на которой можно свободно играть — детям это нравится и нужно как воздух! 6. Помните, что дети не любят ходить в школе в туалет, и после школы не ходите в места, где нет быстрого доступа к туалету. 7. Как только они вас увидят, начнут умирать с голоду — подготовьтесь к этому заранее. 8. Истерика в машине — способ показать, как они по вам скучали! 9. Подготовьтесь к этим истерикам заранее — возите с собой разные забавные вещицы, которые могут поднять настроение, — крылья, фальшивые зубы, маски и прочие веселые безобразия. 10. Не приставайте с вопросами: «Как школа? Что вы узнали нового? С кем ты играл?». Он, скорее всего, вообще ничего не вспомнит до самого вечера, пока не придет время купаться и ложиться спать. 11. Прежде чем говорить страшное слово «домашнее задание», постарайтесь восполнить у сына недостаток энергии. 12. Спокойная телевизионная передача или 20 минут на гаджеты, если ребенок не хочет выходить на улицу, помогут ему забыть о школе. Ему нужно небольшое затишье. 13. Почаще читайте смешные истории, шутки и загадки, чтобы поддерживать в ребенке желание научиться читать (именно для мальчиков это бывает особенно трудным). 14. Не забывайте про невербальные знаки любви и привязанности. 15. Не нагнетайте обстановку — не твердите ему, как важна школа и как важно заслужить доверие учителя. Это лишнее. 16. Разговаривайте побольше о планах на выходные, чтобы ему было чего ждать и к чему стремиться в школьные будни. 17. Помогите ему собрать сумку с вечера. 18. Не ждите многого от утренних школьных сборов, пока ребенок маленький. Трех дел вполне достаточно для маленького мальчика (разумеется, не 14-летнего). Встать, поесть, одеться. И тихонько напомните ему почистить зубы. Не приставайте с уборкой кровати и игрушек с утра — и так слишком много стресса. 19. Повесьте для него список дел (с картинками, если он еще не умеет читать) в детской и на холодильнике — что делать утром. Мальчики на самом деле могут забыть о чем-то, особенно если устали и не очень хотят идти в школу. Так они смогут сами себя проверить, не спрашивая вас …и не надоедая вам. 20. Поощряйте, уговаривайте и обеспечивайте положительный настрой на школу и особенно учителя. Никогда не говорите при ребенке плохо об учителе. 21. Не забывайте сами передохнуть и сбросить напряжение от школьной адаптации в компании супруга или близких друзей. Кофе и шоколад вам в помощь! Помните, что мальчики — такие же эмоционально чувствительные существа, как и девочки, и многие из этих советов помогут вам и с девочками. Источник: Maggie Dent Перевод с английского Анны Сучковой