В Австралии все дети старше 6 лет обязаны посещать школу. На практике же большинство родителей отдает своих детей в начальную школу сразу после того, как им исполняется 5 лет. Это вызывает большие проблемы с учебой, особенно у мальчиков, в силу особенностей их развития. Известный австралийский психолог Мэгги Дент написала об этом статью, которая, на наш взгляд, может быть полезна и российским родителям. Приводим здесь ее перевод.  

В последнее время мы наблюдаем определенные тревожные тенденции:

• Все больше мальчиков в возрасте 4-6 лет временно отстраняют от обучения или исключают из школы.

• Все больше диагнозов синдрома дефицита внимания и оппозиционного вызывающего расстройства (провокационное, вызывающее поведение у детей младше 9-10 дет, часто направленное против родителей, воспитателей и учителей — прим. ред.) ставится именно мальчикам.

• В школах все больше коррекционных классов, и 97% учеников в них — мальчики.

• Постоянно растет число мальчиков с игровой зависимостью.

Уважаемый мною эксперт по теме родительства Стив Биддалф много лет пишет о том, что мальчики сталкиваются с серьезными проблемами, начиная ходить в школу, и эти проблемы негативно влияют потом на них самих и на их учебу.

Исследования дошкольного периода показывают, что мальчики отстают от девочек на 6-12 месяцев, а иногда даже на 18 месяцев к моменту начала учебы в школе.

В Австралии значительно снизился возраст начала обучения — то, что было нормальным для шестилетних, теперь предлагается пятилетним. 10-20 лет назад мальчик, столкнувшийся с отставанием в развитии, к 8 годам чаще всего нагонял остальных, если его не заставляли выполнять задания, которые были в тот момент ему просто не по силам.

Постоянно повторяющиеся неудачи создают установку «Я тупой, я глупый», с которой очень сложно что-то сделать, проникни она однажды в сознание ребенка. И такие установки, к сожалению, могут стать самосбывающимся пророчеством. Печально, но факт.

Именно поэтому меня беспокоит официальное снижение возраста начала учебы у австралийских детей. Биддалф своей прекрасной книге «Воспитание мальчиков» говорит о том, что нам нужно пересмотреть наш образовательный подход и отправлять мальчиков на учебу позже 5 лет — те, кто сопротивляются в 5 лет, потом будут бороться против школы все оставшиеся годы. И многие с ним согласны:

«Мальчики начинают говорить позже, чем девочки, и их речь становится абсолютно понятной к 4 годам, на целый год позже, чем у девочек. У девочек дошкольного возраста шире словарный запас, длиннее предложения и лучше с грамматикой, чем у мальчиков такого же возраста», — говорит Рут Хэнфорд Морхард в книге «Обречены на движение».

Эмоциональная уязвимость

Все увеличивающееся давление на пятилетних детей также вылилось в то, что они меньше играют, а это, в свою очередь, означает, что они меньше двигаются. При этом двигательная активность — это ключевое занятие для большинства маленьких мальчиков, которое помогает им в саморегуляции поведения. Многих мальчиков критикуют, когда они ерзают или вертятся, но именно таким способом они пытаются сконцентрироваться — ведь движение повышает уровень серотонина в мозге, а это, в свою очередь, способствует более успешному овладению новыми знаниями и навыками.

Отчасти именно из-за бурления гормонов, отчасти из-за более медленного языкового и эмоционального развития, отчасти из-за давления со стороны социума (который внушает мальчикам, что они должны быть сильными и успешными всегда и любой ценой) — мальчики страдают эмоционально сразу на нескольких уровнях.

Существует ошибочное представление о том, что мальчики и мужчины не так эмоциональны, как женщины, но это не так. Они лишь по-другому обрабатывают эти эмоции и выражают их иначе. Несколько обобщая, можно сказать, что мальчикам просто нужно больше времени, чтобы понять, о чем их так называемые «плохие» эмоции, в то время как девочки быстрее переходят от самой эмоции к ее интерпретации.

Когда мальчики чувствуют себя эмоционально уязвимыми — а они именно так себя чувствуют, когда видят, что не соответствуют академическим требованиям первого года обучения в школе — у них возникает и крепнет чувство злости. Злость — вполне себе приемлемая эмоция в чрезвычайной ситуации, но она плохо сочетается с повседневной жизнью, особенно школьной.

Когда мальчик чувствует себя уязвимым и смущенным, когда ему грустно, скучно или плохо, когда он не понимает, чего от него хотят, или у него что-то не получается, он злится, и эта злость часто выражается через агрессивное поведение.

Чем более прочную привязанность мальчик ощущает по отношению к своим значимым взрослым, тем более безопасным становится его эмоциональный мир и тем лучше будет его поведение. Грустно, что из-за постоянных внутренних битв наши мальчики делают больше ошибок, чаще ломают вещи, чаще забывают о чем-то и страдают от тягот дисциплины больше, чем девочки. Многие педагоги начальной школы говорят о синдроме грустного/сердитого мальчика — когда маленький мальчик, ощущающий чувство брошенности или тревоги, быстро переводит эту эмоцию в агрессивное поведение.

Философ и писатель Майкл Гуриан считает, что невидимый двигатель мужественности — это стремление доказать собственную ценность, обрести самоуважение. Никто не может дать мужчине ощущение собственной ценности — он должен дать его себе сам. Для того чтобы достигнуть этого, мальчики и мужчины ищут внешних путей для демонстрации своих способностей, побед и независимости, и это помогает им понять, где они смогут найти значимые цели и смысл в жизни с очень раннего возраста.  Это битва, которая разворачивается внутри них самих.

Мальчики кажутся в целом конкурирующими, активными, они пребывают в постоянном поиске ситуаций, где они могут доказать свою ценность и значимость. Если маленькие мальчики не достигают успеха — у них не получается построить башню, забраться на дерево, выиграть в игре или правильно ответить на вопрос, — они избегают этих мест неудач. Все чаще в последние годы мы сталкиваемся с нежеланием мальчиков ходить в школу.

Предполагают, что естественная импульсивность мальчиков кроется в биологии. Некоторые исследователи считают, что для них характерен более низкий уровень серотонина, нейромедиатора, оказывающего успокаивающее действие, и поэтому им сложнее управлять собственными импульсами. Соединим эту гипотезу с возможным влиянием гормонов, а также культурным и социальным давлением, и нам станет понятно, почему мальчики столь невероятно физически активны, конкурируют, идут на риск и постоянно ищут способы утвердить формирующуюся в них мужественность.

В каких случаях мальчики страдают в школе

Мальчикам полезны занятия с четко выстроенными правилами и границами, но при этом их не должно быть слишком много. Мальчикам может быть сложно в ситуации, когда учитель дает чересчур много указаний — и им нужно запомнить слишком много вещей, в том числе школьные правила и ожидания. Большинство мальчиков так сильно стараются порадовать учителя, все запомнить и все сделать правильно, что очень устают, если у них не остается времени на то, чтобы развлечься и отдохнуть от интенсивных занятий. Перемены и обеденное время крайне важны для пополнения энергетического баланса. Для многих маленьких мальчиков (и, конечно же, девочек) важно немного пройтись перед школой или поиграть на переменках — это поможет им набраться сил для решения учебных задач.

Многим мальчикам нужна помощь взрослого для того, чтобы справиться с разочарованием и неудачами. Поскольку их установка — быть победителями, то они воспринимают неудачи крайне негативно.

Помочь мальчикам сохранить бодрость духа в моменты поражений очень важно.

Когда мальчик не может справиться с заданием в классе — написать предложение или правильно произнести по слогам сложное слово, он внутри уже чувствует себя побежденным, поэтому если он сталкивается с карательными мерами или равнодушием, он справится со своим чувством уязвимости через агрессию.

Подмигнуть и улыбнуться — прекрасный знак поддержки

Многие мальчики в школе молча страдают от стресса, вызванного сепарацией от родителей. Во время адаптации к новым школьным условиям они могут чувствовать себя брошенными и нелюбимыми, и поэтому им необходимы особые внимание и забота.

Помните, любовь для мальчиков выражается не только в словах — попробуйте обнять своего сына, дружески похлопать по спине, погладить по голове, сказать «дай пять» и хлопнуть по ладошке, подмигнуть, улыбнуться. Все это — знаки любви и привязанности для наших маленьких чувствительных ребят. Если мы будем отзываться на их нужды и работать рука об руку с их первыми учителями, наши мальчики смогут почувствовать, что мы с ними на одной стороне.

«Самооценка у юношей-студентов очень хрупкая, даже слабее, чем у девушек».

Др. Уильям Поллак «Настоящие мальчики. Как спасти наших сыновей от мифов о мальчишестве»

Мои подсказки для родителей мальчиков, которым предстоит пойти в школу:

1. Не стоит слишком приукрашивать школу и рассказывать ребенку, как весело, интересно и здорово там будет и как он ее полюбит.

2. Не говорите им, что они научатся читать. Многие мальчики расстраиваются уже в конце первой недели, что так и не научились этому.

3. Наличие или скорейшее появление хорошего друга критично для успешной адаптации к школе.

4. Сделайте акцент на переменках и играх — это отличная причина пойти в школу!

5. Надейтесь и молитесь (а на самом деле ищите), что в школе будет хорошая игровая площадка, на которой можно свободно играть — детям это нравится и нужно как воздух!

6. Помните, что дети не любят ходить в школе в туалет, и после школы не ходите в места, где нет быстрого доступа к туалету.

7. Как только они вас увидят, начнут умирать с голоду — подготовьтесь к этому заранее.

8. Истерика в машине — способ показать, как они по вам скучали!

9. Подготовьтесь к этим истерикам заранее — возите с собой разные забавные вещицы, которые могут поднять настроение, — крылья, фальшивые зубы, маски и прочие веселые безобразия.

10. Не приставайте с вопросами: «Как школа? Что вы узнали нового? С кем ты играл?». Он, скорее всего, вообще ничего не вспомнит до самого вечера, пока не придет время купаться и ложиться спать.

11. Прежде чем говорить страшное слово «домашнее задание», постарайтесь восполнить у сына недостаток энергии.

12. Спокойная телевизионная передача или 20 минут на гаджеты, если ребенок не хочет выходить на улицу, помогут ему забыть о школе. Ему нужно небольшое затишье.

13. Почаще читайте смешные истории, шутки и загадки, чтобы поддерживать в ребенке желание научиться читать (именно для мальчиков это бывает особенно трудным).

14. Не забывайте про невербальные знаки любви и привязанности.

15. Не нагнетайте обстановку — не твердите ему, как важна школа и как важно заслужить доверие учителя. Это лишнее.

16. Разговаривайте побольше о планах на выходные, чтобы ему было чего ждать и к чему стремиться в школьные будни.

17. Помогите ему собрать сумку с вечера.

18. Не ждите многого от утренних школьных сборов, пока ребенок маленький. Трех дел вполне достаточно для маленького мальчика (разумеется, не 14-летнего). Встать, поесть, одеться. И тихонько напомните ему почистить зубы. Не приставайте с уборкой кровати и игрушек с утра — и так слишком много стресса.

19. Повесьте для него список дел (с картинками, если он еще не умеет читать) в детской и на холодильнике — что делать утром. Мальчики на самом деле могут забыть о чем-то, особенно если устали и не очень хотят идти в школу. Так они смогут сами себя проверить, не спрашивая вас …и не надоедая вам.

20. Поощряйте, уговаривайте и обеспечивайте положительный настрой на школу и особенно учителя. Никогда не говорите при ребенке плохо об учителе.

21. Не забывайте сами передохнуть и сбросить напряжение от школьной адаптации в компании супруга или близких друзей. Кофе и шоколад вам в помощь!

Помните, что мальчики — такие же эмоционально чувствительные существа, как и девочки, и многие из этих советов помогут вам и с девочками.

Источник: Maggie Dent

Перевод с английского Анны Сучковой

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные

А почему они развиваются медленнее? И какой смысл мы вкладываем в понятие «развиваются»? Быть развитым — это оттарабанить стихотворение? Или писать без ошибок? В этом смысле — да. Такие попугайские навыки девочки (в детстве) усваивают лучше. Потому что это навыки ведомого, а не ведущего. Так вот, рискну предположить, что львиная доля энергии мальчиков в детские годы уходит именно на то, чтобы усвоить роль ведущего — умение ориентироваться, видеть ситуацию в целом, принимать решение. Зато в юности способности к учебе (в современном, опять же — школьном понимании) у мальчиков в среднем выше. Потому что теперь у девочек появляется сверхзадача — выбора… Читать далее »

А что делать — быть мудрыми и не требовать от детей невозможного. Вот у моего, в восьмом классе — проявляется интерес к физике, ошибок в русском языке становится меньше (а было их кошмарное количество). «Все будет, но не сразу.» Давить не надо, ломать не надо. Не отличник — зато нормальный веселый ребенок)))

Sasha_

Откуда в Вашей голове вот это вот все, про девочек?))) Бог уж с ними, с мальчиками))

Хотя Львиная доля энергии мальчиков любого возраста уходит на то, чтобы валять дурака, чему зачастую с розовым умилениям и тоннами восторгов потакают окружающие)))))

Откуда? Из наблюдений и размышлений.
Дураковаляние у людей любого пола и возраста всецело поддерживаю!

Ольга Алексеева

Я тоже. Через силу, но поддерживаю.

Betty

Sasha_, так откуда — от патриархата головного мозга:) Мужчина человек и может выбирать, чем в жизни заниматься, а женщина «выполняет предназначение»:)

Бетти, правда что

Ольга Алексеева

Да, я по своим одноклассникам помню: лентяй-лентяй, все тяп ляп, а в восьмом классе вдруг берет городские по математике. У мужчин более структурированное мышление. Моему сыну обязательно надо объяснить «а зачем». И парни, которым дают умеренную свободу вырастают мужчинами, а с которыми мамы все безумные задания по всем предметам делают — маминым сынками.

Ezhik

Все задания по предметам мамы делают-полная ерунда,нельзя,если ребенок без диагноза. Ни одного не видела,который был тяп-ляп,а стал призером олимпиады. Имхо,такие мальчики сразу обладают высокими и заметными способностями,в том числе-и волевыми. Все мои мальчики-одногруппники были золотыми и серебряными медалистами и учились в ВУЗе также,как и сильные девочки. Все они сейчас кандидаты наук,депутат,банкир,один с частной клиникой. Все мои мальчики-одноклассники изначальные троечнико-четверочники ими и остались,никто не стал ни призером олимпиад,низначимым специалистом. Моя дочь уже к старшим классам подходит-как был у них один мальчик-умный,и очень,так он им и остался. Еще один более-менее. Остальные как были троечнико-четверочники,так ими и остаются,и останутся.

Ольга Алексеева

И по своей школе помню, и по маминой. Вы не очень меня поняли: мальчики, которые до 12-13 вяло переваливаясь с тройки на четверку. У нас в классе буквально все такие были. Потом вдруг по точным наукам одни пятерки. А девчата отличницы половина осталась, половина сдулась.

Ezhik

Нет,я так все и поняла. У нас таких не было. Городскую олимпиаду по химии выиграла я.))

Ольга, у меня такие же наблюдения. А самый безнадежный двоечник в нашей параллели стал очень серьезным бизнесменом.

Ezhik

Самый безнадежный двоечник полная пьянь,когда я его последний раз видела,еще один потихоньку работает и тоже пьет,еще один двоечник уже умер-от пьянки.

Ну вот, опять я мужик. В юности у меня была сверхзадача определиться со сферой интересов, выбрать вуз, а потом максимально учиться в выбранном месте. О мужчине как сверхзадаче вообще никогда не думала. о продолжении рода стала думать только выйдя замуж

Ольга Алексеева

Вы логик. Среди мужчин логиков больше. А вот эмоциональных мужиков, как некий медийный батюшка, который за женским целомудрием следит, не люблю.

Не считала себя логиком никогда в жизни, а наверное Вы правы,да. Насчет упомянутого батюшки полностью с Вами согласна. Это жесть

И откуда взялось убеждение, что все девочки по факту своей половой принадлежности ведомые, а мальчики ведущие? сплошь и рядом вижу наоборот

Не каждая женщина — лидер. А мужчина, в норме — каждый, у которого есть семья. Цивилизация создает массу иллюзий о женском лидерстве. Стоит оказаться в более-менее естественных условиях, и все сразу становится на свои места.

Betty

Наталья, и мужчина тоже. Не каждый лидер. Лидерство вообще не зависит ни от гендера, ни от половых органов.
А цивилизация создает массу иллюзий не только о женском лидерстве, но и о мужском. В то время как истинных, настоящих лидеров в популяции гораздо меньше, чем «ведомых». Что логично, потому что большое количество лидеров и не нужно, достаточно одного-двух.

Ezhik

Естественные условия-это когда мамонты? В патриархальных деревнях,по свидетельству моего отца,который в такой вырос-было немало дворов и семей,где правили бабы. Даже при том,что наиболее тяжелую работу выполняли мужчины.

Betty

Ezhik, так и с мамонтами невозможно всем мужчинам быть лидерами:) Это что ж за охота такая будет, если вместо слаженных действий в команде все начнут бежать в разные стороны и отдавать разные приказы?
А женщины в это время сидят себе в пещере и говорят друг другу: ой, не знаю… не знаю, что готовить… Сейчас мужчины вернутся, скажут. Ой, тигр зашел… Ой, не знаю, что делать. Сейчас мужчины вернутся, скажут… Ну, если мы тут еще в живых останемся, конечно.

Natalya Natalya

Какой смысл в естественных условиях, если они недостижимы?

Ольга Алексеева

Задавленность женским воспитанием. Массовая безотцовщина. Маскировка кудахтанье. Как Петрановская пишет, что на Западе от наших мамаш все в ужасе: «мамы вертолёты».

Ezhik

К сожалению,к юности весьма большая часть мальчиков уже имеют массу пагубных привычек-от раннего алкоголизма,наркотиков и игромании до стойкой и укоренившейся привычке к безделью и «дураковалянию». Те,у кого действительно есть достаточные способности и воля к их реализации-в меньшинстве. Гаджетозависимость тоже колоссальная,гораздо больше,чем у девочек. Слышала такую околонаучную теорию,что игрек-хромосома в последние десятилетия кодирует гораздо меньше значимых генов,чем раньше. Возможно,в столице,куда идет некоторый отток молодежи,дела получше. У нас алкогольная,»бездельная» деградация мужчин значимая,в райцетрах-просто колоссальная.Хотя и школы у нас не с 5 лет…

Ольга Алексеева

Знаете, у нас в столицах пошла обратная тенденция. От родителей слышу, что парни сейчас озабочены карьерой, мой крестнику красавец, спортсмен, золотой медалист. Мой пасынок. Курить и пить не модно. А вот девочек с девиантным поведением стало больше

Ezhik

Не знаю,может,и до нас докатится,я только «за»-про мальчиков,конечно,не про девиантное у девочек.)) Но в любом случае-это не «вдруг». Такими мальчиками,мне видится,как еврейскими-с детства занимаются.Не в том ключе,что за ручку водят и уроки за них делают,а именно-тренируют волевые качества,ищут сферу реализации,действительно,нужен пример правильного поведения. А из тяп-ляп выйдет тяп-ляп.

Sasha_

Ольга Алексеева, просто не поверю, что в вашем окружении нет умных красавиц-девочек — медалисток и спортсменок)) Или неужели есть родители, что переживают, что девочки мало ориентированы на карьеру?) Обидно же за девочек. Мне кажется, что такие обобщения — что девочки нынче пошли девиантные — это похоже на синдром «нет невест!!», когда от невесты хотят всего и сразу: чтоб с мозгами, образованием, отличным дипломом — но чтоб домашняя, тихая и мечтала варить борщ и рожать много детей. И еще чтоб она не сознательно планировала уйти в бессрочный декрет («она хочет сесть мальчику на шею!!»), а чтоб оно как-то само так вышло))

Ezhik

Да ужас. У меня «коллега»-в возрасте. Сын женат,трое детей. Фотограф,заработки не очень-«ищет себя». Ипотека,Москва. Сноха в год оставила ему ребенка и вышла на работу-«офисный планктон»,это пока у нее зарплата хорошая,подумаешь,дальше все равно никаких перспектив». «А вот его бы поддержала,он бы ух,и была бы настоящая мать,а не кукушка с утра до вечера на работе-вот это было бы дело». Чем платить за ипотеку-умалчивается. Впрочем сын тоже так себе-не хочет заниматься ее бизнесом (довольно хилым) и не хочет продолжать семейное дело,чем матушку огорчает. Она на пенсии уже. Очень тянет ей сказать-продай свой дохлый бизнес,купи жилье,сдай его и возьми себе внука на пару лет,пока… Читать далее »

Ezhik

Ну и рефрен,конечно-а вот я раааади него этот бизнес и начала,чтобы и на кружок отвести успеть,и книиижку…

Natalya Natalya

Но при этом у мужчин больше рычагов влияния на жизнь нашу….

Ezhik

Это однозначно,потому что детей рожают женщины и отвечают за них в большей степени женщины.

ValeriaSmirnova

По-моему, раздельное образование не дураки придумали. Ну разные у мужчин и женщин задачи в жизни — первые ориентированы на поиск новых ценностей, а вторые — на охранение уже существующих. Угадайте, чему больше способствует наше стандартное школьное образование? Еще одно отягчающее обстоятельство — преобладание учителей-женщин. И хорошо еще, если попадется адекватная и доброжелательная, а не старая дева или жертва развода с кучей комплексов и ненавистью ко всем представителям мужского пола.

Похожие статьи