Независимо от того, мальчик у вас или девочка, вам, должно быть, интересно узнать, что наука может рассказать о влиянии мозга на поведение ребенка. Ученый и автор книг, профессор Майкл Нейджел изучает гендерные различия с позиций науки неврологии, чтобы заново оценить то, как мы воспитываем, учим и поддерживаем наших детей в их развитии. «Прекрати ерзать!», «Посиди спокойно!» — сколько раз вы слышали эти фразы, обращенные к маленьким мальчикам? И сколько раз вы видели мальчиков, не способных выполнить подобные просьбы? Наука говорит, что спокойное сидение на одном месте — отнюдь не легкая вещь для мальчиков в силу их биологического устроения. Большинство мальчиков постоянно находятся в состоянии вечного двигателя, а некоторые вообще «без тормозов». Вы можете заметить, что даже когда они читают книгу и смотрят картинки, они стучат по полу ногой или ерзают на месте. И это необязательно какая-то поведенческая проблема. На самом деле это биологическая необходимость, так устроены мозг и тело мальчика. То, как развивается мозг у мальчиков, начиная с внутриутробного периода и далее в течение длительного времени, формирует специфический тип поведения. Вначале анатомическое строение у детей обоих полов совершенно одинаково, в том числе мозг. Затем, в течение первого триместра беременности, под воздействием гена Y-хромосомы развитие организма запускается по мужскому типу. Речь в данном случае не только о формировании половых органов, но и о работе мозга. Есть основание предполагать, что причина, по которой поведение мальчиков отличается от поведения девочек, по крайней мере частично связана с тем, как функционирует их мозг. Родители и педагоги каждый день наблюдают эти различия. Более короткий промежуток внимания, более высокая способность к ориентации в пространстве, а также потребность в большем количестве отдыха и, кажется, постоянное пребывание в движении — это лишь некоторые из черт, отличающие мальчиков от девочек. Существует множество факторов, которые способствуют этим различиям; они выходят за рамки этой статьи. Однако есть два важных химических элемента, которые помогают нам понять, почему движение не только в большей степени присуще мальчикам, по сравнению с девочками, но также очень важно для их общего развития. Эти два биологических «эликсира» — тестостерон и серотонин. Прежде чем рассмотреть, как тестостерон и серотонин влияют на поведение мальчиков, следует отметить, что движение и физическая активность сами по себе невероятно важны для детей обоих полов. Учитывая то, насколько сильно в нашу жизнь проникли технологии, никогда не лишним будет подчеркнуть, как тесно связаны движение, физическая активность и здоровое развитие. Все дети нуждаются в движении, и движение является неотъемлемой частью всех аспектов развития, но это особенно верно для мальчиков, в телах которых блуждает тестостерон. Роль тестостерона Большинство людей знают, что тестостерон является основным мужским половым гормоном и связан с различными видами поведения, включая сексуальность и агрессию. Некоторые исследования даже обнаружили связь тестостерона с антисоциальным поведением, уровнем преступности и увлеченностью азартными играми у взрослых. Если говорить о детстве мальчиков, важно отметить, что проводилось много исследований, связывающих тестостерон с невнимательностью, импульсивностью, физической силой и двигательной активностью. Тестостерон влияет не только на организм мужчины, но и на его поведение. Агрессия, соревновательность, защита собственной территории и — позднее — половое влечение — все это обеспечивает тестостерон. Тестостерон — это причина, по которой мальчики интересуются вещами больше, чем людьми, любят исследовать и играют в грубые игры. Когда мальчики вырастают и становятся мужчинами, высокий уровень тестостерона, как правило, делает их более агрессивными и/или амбициозными, физически сильными и склонными доминировать. У женщин тоже вырабатывается тестостерон, но у них это не основной половой гормон. У женщин доминирующими гормонами являются прогестерон и эстроген. Они влияют на физическое развитие женщин, способствуют формированию поведения привязанности и побуждают девочек не к конкуренции, а к сотрудничеству. Тестостерон также может «вести себя» по-разному у мальчиков и девочек. Например, существует значительный объем исследований, говорящих нам, что тестостерон и миндалевидное тело мальчика работают несколько иначе, чем у девочки. Миндалевидное тело — это область мозга, часть лимбической системы, отвечающей за эмоции. Она помогает оценить опасность и вызвать реакцию страха (наряду с другими поведенческими реакциями). У мужчин миндалевидное тело не только больше, чем у женщин, но и богато тестостероном. Такое сочетание является одной из причин, почему маленькие мальчики гораздо в большей степени склонны к агрессивному или грубому поведению в игре. Кроме того, за постоянную потребность в движении и высокий уровень энергии у мальчиков тоже ответственен тестостерон. Это не то, что можно легко «выключить» по команде. Действие тестостерона также усиливает другой химический элемент под названием серотонин. Как серотонин влияет на поведение Серотонин — это нейромедиатор. Нейромедиаторы — это химические вещества, выделяемые в синапсах нейрона, которые позволяют нейронам «общаться» друг с другом. Связь, которая возникает в результате электрохимического импульса между нейронами и нейромедиаторами, влияет на все аспекты нашего поведения. Серотонин связан в первую очередь с обработкой эмоций и оказывает успокаивающий эффект. Серотонин играет роль в процессах пищеварения, сна и пробуждения, а также регуляции боли и настроения. Исследователи связывают высокие уровни серотонина с высокой самооценкой и социальным статусом, а низкие — с депрессией, импульсивностью, рискованным поведением, агрессией, гневом и враждебностью. Когда уровень серотонина в норме или повышен, мы чувствуем себя хорошо, когда он низкий, мы чувствуем себя отвратительно. Люди, страдающие от хронически низкого уровня серотонина, часто находятся в клинической депрессии и получают лекарства для улучшения усвояемости этого полезного химического вещества в мозге. Интересно то, что, подобно многим другим химическим веществам в мозге, серотонин «работает» по-разному у мужчин и женщин. Тем, кто воспитывает детей и работает с ними, важно помнить, что серотонин вырабатывается и у мальчиков, и у девочек, однако для мальчиков уровень этого важного химического вещества часто зависит от тестостерона и других химических элементов. Кроме того, серотонин не столь же хорошо обрабатывается мозгом мальчика. На практике это часто приводит к тому, что у мальчиков периодически наблюдается более низкий уровень серотонина, что приводит к большей предрасположенности к беспокойству и импульсивным действиям. Поэтому просить беспокойного мальчика перестать ерзать или сидеть спокойно можно с таким же успехом, как просить того же самого мальчика икать по требованию; когда серотонин плохо обрабатывается мозгом, беспокойство — обычное явление. Нам, родителям или педагогам, имело бы смысл скорректировать свои ожидания, а не пытаться заставить мальчиков делать что-то трудное для них по чисто физиологическим причинам. Один из возможных способов — дать мальчикам возможность больше двигаться, быть физически активными в моменты, когда они кажутся неусидчивыми и вертлявыми. Вот в чем парадокс… Побуждение к физической активности, особенно если снижать ее темп от высокой к низкой, помогает успокоить непоседливых мальчиков посредством изменения биохимии их мозга. Речь не о том, чтобы переутомлять мальчика, речь о том, чтобы предоставить ему возможность сбалансировать химический состав мозга. Советы родителям Итак, давайте перейдем к практическим советам! Вам не нужно быть экспертом в нейробиологии, чтобы знать, что у мальчиков, как правило, шило в попе. При первой возможности они носятся, копают, карабкаются, строят и разрушают построенное. Редко можно встретить маленьких мальчиков, которые сидят спокойно и слушают. Мальчики как будто созданы для движения. Следует также подчеркнуть, что малоподвижное поведение не является частью естественной природы ребенка. Профессор Джепп Пэнксепп, один из ведущих экспертов в области поведенческой психологии, считает, что все без исключения дети лучше учатся контролировать себя и регулировать свои эмоции через игру. Поэтому, вместо того чтобы просто ограничивать и блокировать потребность мальчика в движении, нужно предоставить ему возможности компенсировать эффект тестостерона и серотонина. Речь о разнообразных занятиях, где ребенок сможет выплеснуть кажущуюся нескончаемой энергию. Важно и то, что когда мальчики делают что-то совместно с другими детьми и взрослыми, у них укрепляется привязанность. Поэтому поощряйте совместные игры и занятия! Мальчики по своей природе созданы быть активными, соревноваться, учиться через действие исследовать мир вокруг них, даже когда мир или, по крайней мере, взрослые в нем хотели бы, чтобы они замедлились. И самое главное: если он не может усидеть на месте, зачем его заставлять? Вместо того чтобы пытаться ослабить естественное желание мальчика двигаться, примите его и предоставьте ему безопасные и соответствующие возрасту возможности быть физически активным. Это может быть достигнуто путем следующих шагов: Не сетуйте, а цените тот факт, что мальчики созданы для движения и активности. Придумайте, как это можно обеспечить, сохраняя адекватные границы. Пусть это будет для вас творческой задачей! Когда необходимо, устраивайте «перерывы для мозга». Если вы пытаетесь заставить мальчиков заниматься какой-то тихой деятельностью, а они выходят из берегов, это сигнал о том, что пора дать им возможность подвигаться. Как отмечалось выше, чередование интенсивной и более спокойной нагрузки (интенсивная в начале, более спокойная в конце) помогает мальчикам успокоиться. Не полагайтесь на гаджеты в качестве няни. Мальчикам (и девочкам, если уж на то пошло) лучше, когда они взаимодействуют с людьми, а не с устройствами. Купите мальчикам специальные «антистрессовые» шарики (или другие ручные предметы), которые можно сжимать и теребить, когда требуется слушать или вести себя тихо. Обнаружено, что когда руки мальчиков заняты таким образом, это помогает успокоить их и ограничить ерзанье. Чередуйте спокойные занятия с физической нагрузкой и привлекайте мальчиков к любой деятельности, которая требует движения, когда это возможно. Автор: Майкл Нейджел Источник: First five years Перевод с английского Анастасии Храмутичевой