Независимо от того, мальчик у вас или девочка, вам, должно быть, интересно узнать, что наука может рассказать о влиянии мозга на поведение ребенка. Ученый и автор книг, профессор Майкл Нейджел изучает гендерные различия с позиций науки неврологии, чтобы заново оценить то, как мы воспитываем, учим и поддерживаем наших детей в их развитии.

«Прекрати ерзать!», «Посиди спокойно!» — сколько раз вы слышали эти фразы, обращенные к маленьким мальчикам? И сколько раз вы видели мальчиков, не способных выполнить подобные просьбы?

Наука говорит, что спокойное сидение на одном месте — отнюдь не легкая вещь для мальчиков в силу их биологического устроения.

Большинство мальчиков постоянно находятся в состоянии вечного двигателя, а некоторые вообще «без тормозов». Вы можете заметить, что даже когда они читают книгу и смотрят картинки, они стучат по полу ногой или ерзают на месте. И это необязательно какая-то поведенческая проблема. На самом деле это биологическая необходимость, так устроены мозг и тело мальчика.

То, как развивается мозг у мальчиков, начиная с внутриутробного периода и далее в течение длительного времени, формирует специфический тип поведения. Вначале анатомическое строение у детей обоих полов совершенно одинаково, в том числе мозг. Затем, в течение первого триместра беременности, под воздействием гена Y-хромосомы развитие организма запускается по мужскому типу. Речь в данном случае не только о формировании половых органов, но и о работе мозга. Есть основание предполагать, что причина, по которой поведение мальчиков отличается от поведения девочек, по крайней мере частично связана с тем, как функционирует их мозг.

Родители и педагоги каждый день наблюдают эти различия. Более короткий промежуток внимания, более высокая способность к ориентации в пространстве, а также потребность в большем количестве отдыха и, кажется, постоянное пребывание в движении — это лишь некоторые из черт, отличающие мальчиков от девочек.

Существует множество факторов, которые способствуют этим различиям; они выходят за рамки этой статьи. Однако есть два важных химических элемента, которые помогают нам понять, почему движение не только в большей степени присуще мальчикам, по сравнению с девочками, но также очень важно для их общего развития. Эти два биологических «эликсира» — тестостерон и серотонин.

Прежде чем рассмотреть, как тестостерон и серотонин влияют на поведение мальчиков, следует отметить, что движение и физическая активность сами по себе невероятно важны для детей обоих полов.

Учитывая то, насколько сильно в нашу жизнь проникли технологии, никогда не лишним будет подчеркнуть, как тесно связаны движение, физическая активность и здоровое развитие. Все дети нуждаются в движении, и движение является неотъемлемой частью всех аспектов развития, но это особенно верно для мальчиков, в телах которых блуждает тестостерон.

Роль тестостерона

Большинство людей знают, что тестостерон является основным мужским половым гормоном и связан с различными видами поведения, включая сексуальность и агрессию. Некоторые исследования даже обнаружили связь тестостерона с антисоциальным поведением, уровнем преступности и увлеченностью азартными играми у взрослых.

Если говорить о детстве мальчиков, важно отметить, что проводилось много исследований, связывающих тестостерон с невнимательностью, импульсивностью, физической силой и двигательной активностью.

Тестостерон влияет не только на организм мужчины, но и на его поведение. Агрессия, соревновательность, защита собственной территории и — позднее — половое влечение — все это обеспечивает тестостерон.

Тестостерон — это причина, по которой мальчики интересуются вещами больше, чем людьми, любят исследовать и играют в грубые игры.

Когда мальчики вырастают и становятся мужчинами, высокий уровень тестостерона, как правило, делает их более агрессивными и/или амбициозными, физически сильными и склонными доминировать. У женщин тоже вырабатывается тестостерон, но у них это не основной половой гормон.

У женщин доминирующими гормонами являются прогестерон и эстроген. Они влияют на физическое развитие женщин, способствуют формированию поведения привязанности и побуждают девочек не к конкуренции, а к сотрудничеству.

Тестостерон также может «вести себя» по-разному у мальчиков и девочек. Например, существует значительный объем исследований, говорящих нам, что тестостерон и миндалевидное тело мальчика работают несколько иначе, чем у девочки.

Миндалевидное тело — это область мозга, часть лимбической системы, отвечающей за эмоции. Она помогает оценить опасность и вызвать реакцию страха (наряду с другими поведенческими реакциями).

У мужчин миндалевидное тело не только больше, чем у женщин, но и богато тестостероном. Такое сочетание является одной из причин, почему маленькие мальчики гораздо в большей степени склонны к агрессивному или грубому поведению в игре.

Кроме того, за постоянную потребность в движении и высокий уровень энергии у мальчиков тоже ответственен тестостерон. Это не то, что можно легко «выключить» по команде. Действие тестостерона также усиливает другой химический элемент под названием серотонин.

Как серотонин влияет на поведение

Серотонин — это нейромедиатор. Нейромедиаторы — это химические вещества, выделяемые в синапсах нейрона, которые позволяют нейронам «общаться» друг с другом. Связь, которая возникает в результате электрохимического импульса между нейронами и нейромедиаторами, влияет на все аспекты нашего поведения. Серотонин связан в первую очередь с обработкой эмоций и оказывает успокаивающий эффект.

Серотонин играет роль в процессах пищеварения, сна и пробуждения, а также регуляции боли и настроения. Исследователи связывают высокие уровни серотонина с высокой самооценкой и социальным статусом, а низкие — с депрессией, импульсивностью, рискованным поведением, агрессией, гневом и враждебностью.

Когда уровень серотонина в норме или повышен, мы чувствуем себя хорошо, когда он низкий, мы чувствуем себя отвратительно. Люди, страдающие от хронически низкого уровня серотонина, часто находятся в клинической депрессии и получают лекарства для улучшения усвояемости этого полезного химического вещества в мозге. Интересно то, что, подобно многим другим химическим веществам в мозге, серотонин «работает» по-разному у мужчин и женщин.

Тем, кто воспитывает детей и работает с ними, важно помнить, что серотонин вырабатывается и у мальчиков, и у девочек, однако для мальчиков уровень этого важного химического вещества часто зависит от тестостерона и других химических элементов.

Кроме того, серотонин не столь же хорошо обрабатывается мозгом мальчика. На практике это часто приводит к тому, что у мальчиков периодически наблюдается более низкий уровень серотонина, что приводит к большей предрасположенности к беспокойству и импульсивным действиям. Поэтому просить беспокойного мальчика перестать ерзать или сидеть спокойно можно с таким же успехом, как просить того же самого мальчика икать по требованию; когда серотонин плохо обрабатывается мозгом, беспокойство — обычное явление.

Нам, родителям или педагогам, имело бы смысл скорректировать свои ожидания, а не пытаться заставить мальчиков делать что-то трудное для них по чисто физиологическим причинам. Один из возможных способов — дать мальчикам возможность больше двигаться, быть физически активными в моменты, когда они кажутся неусидчивыми и вертлявыми.

Вот в чем парадокс… Побуждение к физической активности, особенно если снижать ее темп от высокой к низкой, помогает успокоить непоседливых мальчиков посредством изменения биохимии их мозга. Речь не о том, чтобы переутомлять мальчика, речь о том, чтобы предоставить ему возможность сбалансировать химический состав мозга.

Советы родителям

Итак, давайте перейдем к практическим советам! Вам не нужно быть экспертом в нейробиологии, чтобы знать, что у мальчиков, как правило, шило в попе. При первой возможности они носятся, копают, карабкаются, строят и разрушают построенное. Редко можно встретить маленьких мальчиков, которые сидят спокойно и слушают. Мальчики как будто созданы для движения.

Следует также подчеркнуть, что малоподвижное поведение не является частью естественной природы ребенка. Профессор Джепп Пэнксепп, один из ведущих экспертов в области поведенческой психологии, считает, что все без исключения дети лучше учатся контролировать себя и регулировать свои эмоции через игру. Поэтому, вместо того чтобы просто ограничивать и блокировать потребность мальчика в движении, нужно предоставить ему возможности компенсировать эффект тестостерона и серотонина. Речь о разнообразных занятиях, где ребенок сможет выплеснуть кажущуюся нескончаемой энергию.

Важно и то, что когда мальчики делают что-то совместно с другими детьми и взрослыми, у них укрепляется привязанность. Поэтому поощряйте совместные игры и занятия!

Мальчики по своей природе созданы быть активными, соревноваться, учиться через действие исследовать мир вокруг них, даже когда мир или, по крайней мере, взрослые в нем хотели бы, чтобы они замедлились. И самое главное: если он не может усидеть на месте, зачем его заставлять? Вместо того чтобы пытаться ослабить естественное желание мальчика двигаться, примите его и предоставьте ему безопасные и соответствующие возрасту возможности быть физически активным.

Это может быть достигнуто путем следующих шагов:

  • Не сетуйте, а цените тот факт, что мальчики созданы для движения и активности. Придумайте, как это можно обеспечить, сохраняя адекватные границы. Пусть это будет для вас творческой задачей!
  • Когда необходимо, устраивайте «перерывы для мозга». Если вы пытаетесь заставить мальчиков заниматься какой-то тихой деятельностью, а они выходят из берегов, это сигнал о том, что пора дать им возможность подвигаться. Как отмечалось выше, чередование интенсивной и более спокойной нагрузки (интенсивная в начале, более спокойная в конце) помогает мальчикам успокоиться.
  • Не полагайтесь на гаджеты в качестве няни. Мальчикам (и девочкам, если уж на то пошло) лучше, когда они взаимодействуют с людьми, а не с устройствами.
  • Купите мальчикам специальные «антистрессовые» шарики (или другие ручные предметы), которые можно сжимать и теребить, когда требуется слушать или вести себя тихо. Обнаружено, что когда руки мальчиков заняты таким образом, это помогает успокоить их и ограничить ерзанье.
  • Чередуйте спокойные занятия с физической нагрузкой и привлекайте мальчиков к любой деятельности, которая требует движения, когда это возможно.

Автор: Майкл Нейджел

Источник: First five years

Перевод с английского Анастасии Храмутичевой

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Похожие статьи