Я прочла всю сагу о Гарри Поттере уже взрослой, в прошлом году. Раньше я за нее не бралась, с одной стороны, из-за недоверия ко всем так называемым бестселлерам, а с другой, конечно же, из-за крайне негативных оценок, которые бытуют в православной среде. Но прошлым летом как-то вдруг решила почитать что-нибудь развлекательное. И была очень приятно удивлена, так, что прочитала все семь книг взахлеб, за две недели. На мой взгляд, сага о Гарри Поттере – пример очень хорошей и полезной юношеской литературы, ведь эта книжка ставит настоящие, а не придуманные проблемы, к тому же разрешает их в христианском духе. Вся «волшебная», магическая составляющая, пусть даже она занимает очень много места, служит автору только оберткой, упаковкой, чтобы в непривычном ключе подать вечные темы. Надо сказать, некоторая искусственность этой упаковки, ее отделенность от сути книги быстро чувствуется, и тут, как мне кажется, госпожа Роулинг как художник заметно уступает профессору Толкиену, который во «Властелине колец» смог создать целостный мир, не поддающийся раздроблению на сказочную и философско-этическую части. Но с другой стороны, это позволяет не слишком увлекаться второстепенным, а увидеть главное. Ведущие темы, которые выделила для себя я – это смерть, любовь, свобода, дружба и взросление, причем именно в таком порядке. Роулинг подходит к каждой из них серьезно и не дает простых утешительных ответов на сложные вопросы, не преуменьшает их значимость, что является большим достоинством книги. Вот как я поняла ответы на эти вопросы в книге. Смерть Смерть – это тема, которая сквозной нитью проходит через все произведение. Автор говорит о смерти как о данности, которая предстоит каждому из нас, и как о потере любимых людей. Это несомненное зло, но абсолютное ли? Окончательное ли это поражение жизни? Вот, пожалуй, главный вопрос, который задает в своей книге Роулинг и на который дает два альтернативных ответа. Если это абсолютное зло, то против него нужно бороться любыми средствами, включая убийство других людей. Победил тот, кто выжил. Проиграл тот, кто умер. Эту философию исповедуют главный злодей саги лорд Вольдеморт и его сторонники. Гарри Поттер, его друзья и наставники интуитивно, не имея полной уверенности, как бы «сквозь тусклое стекло» приходят к другому ответу: смерть – это страшная данность, причиняющая очень много горя всем живущим, но не устранимая своими собственными усилиями, тем более посредством причинения зла другим. Более того, можно и нужно самому принять смерть, если это единственное условие спасения других людей. И именно этот ответ торжествует в книге и оказывается путем к иной, вечной жизни. Любовь Любовь в книге – это таинственный дар, который неведомым образом созидает личность любимого и который ничем нельзя заменить. Ее высшее проявление – это родительская любовь к детям, бескорыстная и жертвенная. Пока я читала сагу, меня удивляло одно обстоятельство: два мальчика росли сиротами, в чужих домах на правах бедных родственников, но при этом почему-то из одного со временем получился замечательный парень Гарри Поттер, а из другого – отъявленный злодей Вольдеморт. И только потом я подумала, что дело в любви: Гарри хотя бы первый год своей жизни прожил с родителями, которые безгранично любили его, а последнее, что сделала его мать, она пожертвовала собой ради него. Отец же Вольдеморта бросил его еще до рождения, а мать не нашла в себе силы жить ради сына. Может быть, эти обстоятельства и задали обоим героям противоположные направления в жизни, хотя, само собой, не предопределили их окончательно. Так значение любви для человека показано в книге неявно. Но есть и один прекрасный фрагмент, где о нем говорится прямо: «…любовь — такая сильная любовь, которую испытывала к тебе твоя мать — оставляет свой след. Это не шрам, этот след вообще невидим… Если тебя так крепко любят, то даже когда любящий тебя человек умирает, ты все равно остаешься под его защитой. Твоя защита кроется в твоей коже. Именно поэтому Квиррелл, полный ненависти, жадности и амбиций, разделивший свою душу с Вольдемортом, не смог прикоснуться к тебе. Прикосновение к человеку, отмеченному таким сильным и добрым чувством, как любовь, вызывало у него нестерпимую боль». Я знаю это чувство защиты, которую дает родительская любовь, я убеждена, что ко многим соблазнам меня саму не тянуло именно потому, что моя душа с рождения знала любовь, которая дает полноту жизни и нене позволяет образоваться внутри тем пустотам, ослабляющим человека, которые потом он все пытается и все ничем не может заполнить. И в этих нескольких словах Джоан Роулинг блестяще передала волшебство любви. Свобода Значимость и драгоценность человеческой свободы показаны во многих ситуациях. Но для меня важнее всего была трактовка свободы как права выбора того, во что и чему ты веришь. Мир не дает непоколебимых доказательств верности тех или иных идей, правоты добра или зла. Материальные, осязаемые факты не указывают единственно верный путь. В каждой ситуации остается место для свободного выбора, который совершается в сердце человека, — он и мучителен, он и драгоценен. Дружба Дружба в книге представлена очень трогательно, хотя я бы не сказала, что в истории дружбы трех главных героев (Гарри Поттера, Рона Уизли и Гермионы Грейнджер) есть что-то качественно новое или необычное по сравнению с другими известными союзами друзей мировой литературы. Но это источник тепла и улыбок на протяжении всех семи книг, и он не может не радовать, потому что хорошими новостями и позитивными эмоциями все обитатели волшебного мира (а за ними и читатели) отнюдь не избалованы. Взросление Взросление у Роулинг — это расставание с иллюзиями о других людях, самых дорогих и близких. Как и все самые важные переживания, это тоже приходится на долю Гарри Поттера, который сначала вынужден признать то, что его отец не был безупречен, а потом и то, что всезнающим, мудрым, безупречным не был и его наставник и ментор Альбус Дамблдор. Любой, кто помнит, как выяснил, что его мама и папа — это не всемогущие добрые волшебники, которые делают мир хорошим, уютным и безопасным и никогда не ошибаются, узнает себя в этих эпизодах. Но Роулинг показывает, что это разочарование на самом деле расширяет твое представление о мире и людях. Через него приходит умение принимать другого человека таким, какой он есть, прощать и любить его во всей его противоречивости и даже быть более сопричастным ему. В заключение еще раз скажу, что меня книжка о юном волшебнике очень порадовала, я ее с удовольствием перечитываю (в основном, последние 3 части) и считаю, что детям ее можно смело читать, когда они подрастут. В статье испльзованы кадры и к/ф «Гарри Поттер»