В последние несколько лет о материнстве стали говорить и писать не только в розовых тонах, как о исключительно о «перманентном чуде и счастье», — появились оттенки. Зашкаливающая нагрузка и социальная изоляция, эмоциональное выгорание и послеродовая депрессия у молодых мам, трудности адаптации к новой жизни и — часто — отсутствие хоть какой-то поддержки на этом пути, — все эти темы стали открыто обсуждаться, начались поиски ответов. Киноиндустрия не осталась в стороне: в американском прокате уже идет, а в российский вот-вот выйдет новый голливудский фильм «Талли» (Tully) с Шарлиз Терон в главной роли. Событие по праву можно назвать кинопрецедентом: создатели обещали показать всему миру «правду о материнстве без прикрас». Редакция «Матрон» побывала на предпоказе, организованном проектом SelfMama, и рассказывает о впечатлениях. Марло Моро 40 лет, когда-то она получила диплом по литературе, но работает в отделе кадров компании, производящей протеиновые батончики. У нее вроде бы неплохой муж (не бьет, не пьет, работает в офисе) и двое детей, а скоро будет трое: она беременна, хотя совершенно этого не планировала. Сын Марло, Джуно, классический «трудный ребенок», учителя политкорректно говорят маме, что он «одаренный, но с чудинкой», и жаждут выставить его из престижной школы. Судя по всему, у ребенка, которому за весь фильм так никто и не поставил диагноз, аутизм. Его сестре 8 лет, и она, по словам собственной мамы, вступает в подростковый кризис. В общем, развлечений у Марло и так полно, а тут еще и свеженький младенец на подходе. Марло приглашает в гости ее брат, более успешный и обеспеченный, жена которого (у них тоже трое детей) — идеальная мать, лучше, чем вы или я. Она выглядит как супермодель, все успевает, на девятом месяце ходила в спортзал, а все благодаря ночной няне. Брат Марло с целью наладить их непростые отношения дарит Марло точно такую же няню. Няня уже оплачена, ей надо только позвонить, но Марло сомневается, сможет ли впустить в свою жизнь чужого человека, да и вообще не привыкла, чтобы о ней кто-то заботился… Этот фильм прекрасен тем, что в нем нет вранья. Нет материнства, которое понравилось бы пока бездетным. Ну, знаете, все те фильмы с умилительными младенцами, которые вы с ненавистью вспоминали, укачивая по ночам ребенка, страдающего от колик. Новорожденная дочка Марло по имени Миа покажется вам родной: она крикливая, хорошенькая, когда спит, и постоянно требует грудь и сменить памперс. У Марло лактостазы и послеродовая депрессия. Ее старшие дети тоже покажутся вам старыми знакомыми. В машине Джуно что есть силы стучит ногами в переднее кресло водителя, измученная истериками сына мама, у которой нет денег на дефектолога, изучает на youtube ролики по развитию особенных детей. А муж Марло, тот самый спокойный и надежный мужчина, — постоянно играет в приставку до поздней ночи, хотя, справедливости ради, отвлекается от своих занятий на то, чтобы сделать уроки со старшей дочерью (спасибо ему!). В один «прекрасный» момент, после энного количества бессонных ночей и изматывающих дней, Марло не выдерживает и приглашает оплаченную братом ночную няню по имени Талли. Тут-то и начинается все самое интересное. Отдельная просьба: даже если вас смутит откровенный момент в середине фильма, досмотрите до конца, и он получит логичное объяснение. Ночная няня по имени Талли — красивая и свободная молодая девушка, полная сил, чтобы восхищаться материнством, ведь она не заморена дневными домашними делами. Талли с умилением смотрит, как Марло кормит грудью, напоминает поцеловать младенца перед сном — «ведь утром она будет уже другой». Ей нравится жить, у нее много энергии, в общем, она именно такая, какой Марло была когда-то до мужа и детей. Марло и Талли становятся подругами, Талли — единственный свет в окошке для Марло, поэтому неудивительно, что когда ночная няня внезапно решает уйти, случается беда. В этом фильме показана очень типичная история. Муж Марло и отец ее детей — не чудовище, не абьюзер, не домашний тиран. Обычный сорокалетний мужчина, который устает на работе (в то время как жена «отдыхает» в декретном отпуске с тремя детьми), терпеливо ест размороженную пиццу на ужин и без угрызений совести спит по ночам. Или, выполнив долг хорошего отца и позанимавшись с дочкой математикой, рубится в видеоигры. А что такого, он же никого не трогает! К сожалению, кино и жизнь покажут, что этого недостаточно. И чтобы семья была семьей, а не местом, где один человек на износ обслуживает других, надо не просто «не делать ничего плохого» или даже слегка «помогать» жене, а взять на себя полноценную роль второго родителя, понести тяготы другого, не спать сменами ночь-через ночь и дойти до одной простой истины: декретный «отпуск» — это круглосуточная работа, а радоваться материнству и чему-либо в этой жизни вообще можно, только если ты не измотан и другие люди уважают твой труд. Не удивляясь тому, что у жены с тремя детьми, один из которых «с чудинкой», а второй на грудном вскармливании, — полное выгорание. В этом фильме есть все: и соседка с советами «не пей кофе, это вредно», и детские капризы, и улыбка ребенка, его нежное «мама, я тебя люблю!» (то, ради чего мы выносим все это), и посторонние люди, которые иногда понимают нас лучше, чем самые близкие. Особая история с особыми детьми: когда сын Марло включает истерику (у детей с расстройством эмоциональной сферы это способ выйти из сенсорной перегрузки, окружающие в этот момент обычно говорят — «а что у вас такой капризный ребенок?!»), учитель в новой инклюзивной школе успокаивает его и маму: «Не надо извиняться, вы не сделали ничего плохого». Как бы мамы детей с аутизмом хотели иногда слышать эти слова! Это поистине семейное кино, на которое обязательно надо идти вдвоем с мужем. Ведь если муж главной героини в конце фильма что-то понял (увы, для этого понадобилась едва не разыгравшаяся трагедия), то, может быть, все, кто в наушниках мочит зомби в приставку, пока вы укладываете ребенка, тоже о чем-то догадаются.