Автор: Трэси Катчлоу Моя малышка изо всех сил старалась застегнуть ремни на своем стульчике. «Почти», — бормотала она и пыталась снова и снова. «Почти», — соглашалась я, пытаясь не висеть над ней. Когда у нее получилось, я воскликнула: «Ты это сделала! Это было сложно, но ты продолжала стараться, и ты это сделала! Я горжусь тобой». То, как я хвалила ее усилия, требовало усилий и от меня. Если бы я не знала, я бы просто могла сказать: «Умница!» (Или даже «Давай я помогу тебе с этим».) Что в этом плохого? Прочтите и узнайте. Кэрол Двек, исследовательница из Стенфорда, с 1960-х годов изучает мотивацию и упорство. И она обнаружила, что дети делятся на две категории: тех, кто имеет «фиксированный» склад ума, которые верят, что их успех — результат присущих им талантов или ума; тех, кто имеет «растущий» склад ума, кто верит, что их успех — результат труда. «Фиксированный» склад ума: «Если ты должен много трудиться, это значит, у тебя нет способностей» Дети с фиксированным складом считают, что если у них есть хоть немного ума, они с ним родились. Они согласятся с высказыванием: «Если ты должен много трудиться, это значит, у тебя нет способностей». Когда что-то у таких детей не получается, они оказываются в ловушке. Они начинают думать, что они, наверное, не так талантливы и умны, как им говорили. Они избегают трудностей, потому что боятся, что будут выглядеть неумными. «Растущий» склад ума: «Чем больше ты справляешься с проблемами, тем умнее ты становишься». Дети с растущим складом ума думают, что ум можно развить: чем больше ты учишься, тем умнее ты становишься. Эти дети понимают, что даже гении должны много работать. Когда они сталкиваются с неудачей, они считают, что могут ее преодолеть, приложив больше времени и усилий. Они ценят учебу больше, чем возможность выглядеть умными. Они настойчиво добиваются сложных целей. Что создает эту веру, ту или иную, в детях? То, как мы их хвалим — начиная с одного года. В одном исследовании Двек собрала пятиклассников, разделила их на две группы в произвольном порядке и дала им задачи из теста на IQ (коэффициент интеллекта). Затем она похвалила представителей первой группы за их ум: «Ух ты, отличный результат! Вы хорошо в этом разбираетесь!» Она похвалила вторую группу за их усилия: «Ух ты, отличный результат! Наверное, вы хорошо потрудились!» Она продолжила проверять детей, давая им выбор между более сложными и более простыми заданиями. Дети, которых хвалили за усилия, обычно выбирали более сложные задачи, зная, что так они смогут научиться большему. Они чувствовали больше мотивации к обучению и сохраняли уверенность в себе, когда задания становились сложнее. Дети, которых хвалили за ум, просили более простые задания, зная, что так у них больше шансов на успех. Они теряли уверенность в себе, когда задачи становились сложнее и чаще старались завысить свои баллы за тесты, пересчитывая их. Позже Двек и ее коллега забрали свои исследования из лаборатории по домам. Каждые четыре месяца два раза в год ученые из Стэнфорда и Чикагского университета посещали пятьдесят три семьи и записывали в течение девяноста минут, как проходит их обычный день. На момент начала исследования детям было по 14 месяцев. Затем исследователи подсчитали, как часто родители использовали разные виды похвалы: похвала за усилие; похвала за черты характера и другие похвалы, например, такие нейтральные фразы, как «Хорошо!» и «Ух ты!» Они ждали пять лет. Затем исследователи провели опрос среди детей из этих семей, которым на тот момент было от 7 до 8 лет, и спросили их об отношении к трудностям и обучению. Дети с «растущим» складом ума были более заинтересованы в преодолении трудностей. А у каких детей сложился «растущий» склад ума? У тех, кто слышал больше похвал за свои старания, пока они были малышами. Можно ли разобрать «фиксированный» склад? Я получила письмо от учительницы одной городской школы. «Не слишком ли поздно учить алгебру, или правила спряжения, или космические науки, если к четырем годам у ребенка не развился «растущий» склад ума»? — спросила она. Двек задавалась тем же вопросом. Она собрала учащихся средней школы и студентов с «фиксированным» складом. И она обнаружила, что студенты смогли повысить свои оценки, когда им объяснили, что мозг похож на мускул: ум не фиксирован. Еще не поздно — и вам, и вашим детям. Салман Хан из Академии Хан взял на себя задачу оповестить об этом всех. Он записал вдохновляющее видео, основанное на работе Двек, под названием «Вы можете научиться всему». Главная идея фильма — мозг похож на мускул. Чем больше вы его используете, тем сильнее он становится. Вы тренируете свой мозг, давая ему сложные задачи, оттачивая различные навыкаи, обучаясь новому. Как утверждает Хан, «мозг растет в основном тогда, когда с задачей справляются неправильно. А не правильно». Поэтому, когда моя малышка пыталась застегнуть свой ремень, я поощряла ее добиться успеха и повторяла: «Почти!» и «Попробуй еще!» вместо «Давай я сделаю это за тебя». Передайте эту информацию другим. Как говорят, делиться — это заботиться. «Если общество в целом начнет приветствовать трудности обучения, то всеобщему человеческому потенциалу не будет конца», — пишет Хан. Так что передайте эту информацию другим!