В продолжении разговора об уважении хотелось бы должное внимание уделить воинской этикетной ситуации, поскольку с таковой довольно часто приходится сталкиваться чительницам «Матроны.РУ», исповедующим православие. Знание основ церковного права и протокола представляется не менее важным, чем знание светских хороших манер.

Состав Церкви

Все члены Церкви разделены на два основных разряда. Некрещеные лица или отлученные не являются членами Церкви и, следовательно, не входят в состав ее иерархии.

Первый разряд составляют призванные через поставление совершать церковное служение: проповедовать, преподавать Таинства, заботиться о внешнем устройстве храма. Это клирики (церковнослужители и священнослужители).

Клирики, в свою очередь, делятся на низших и высших. Низшие клирики посвящаются в степень церковнослужителей через церковный обряд — хиротесию. Хиротесия (от греч. χειροθεσία, от χει̃ρ– рука; τίθημι – полагать, класть) – возложение рук с молитвой для посвящения в чин.

Степени низших клириков в Православной Церкви (устанавливаются самой Церковью):

  • Чтец. Клирик низшей степени. Его служение: чтение вовремя богослужения богослужебных текстов;
  • Певец. Его служение: пение во время богослужения;
  • Иподиакон. Клирик наиболее высокой степени. Его служение: прислуживает при епископе во время его богослужения и священнодействий.

Высшие клирики посвящаются в степень священнослужителей (только после прохождения служения в низших степенях клира) через обряд, называемый хиротония (греч. χειροτονία). Хиротония является не церковным обрядом – это таинство Священства, в котором через рукоположение «на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать таинства». Степени высших клириков в Православной Церкви считаются богоучрежденным институтом и имеют апостольское происхождение. Церковь не властна отменить ни одну из них, равно как и прибавить новые.

Степени иерархического служения высших клириков (священнослужителей):

  • Диакон. Низшая степень священства. Его служение: помогает епископу и пресвитеру в исполнении их служения, участвует в совершении священнодействий.
  • Пресвитер. Его служение: по своему полномочию, полученному от епископа, сам совершает все священнодействия, кроме хиротонии, хиротесии, освящения антиминса и мира.
  • Епископ. Высшая степень священства. Его служение: преемник апостолов. Это архипастыри, первосвященники. «По учению св. Иоанна Дамаскина, им вручена Церковь».

Второй разряд составляют миряне, которые тоже являются участниками церковной жизни. Это прихожане, последователи какой–либо конфессии, живущие светской жизнью.

Также в Церкви есть особая группа людей, которые могут относиться как к первому, так и ко второму разрядам. Это монашествующие. Они выделяются не видом служения, но особым образом жизни, которые следует из даваемых ими обетов: целомудрия, бедности и послушания.

Итак, согласно греческой терминологии, церковный народ делится:

I. По отношению к служению:

«κληρικός» (клирик)

«λαϊκός» (мирянин)

II. По отношению к образу жизни:

«μοναχός» (монах)

«κοσμικός» (мирской)

Иерархические степени имеются также и в Вооруженных Силах. Пример, Российская Федерация.

Об иерархиях в общих чертах

Сакраментально лица, принадлежащие к одной и той же степени, равны между собой. Однако, будучи равными на иерархической степени, епископы, пресвитеры и диаконы могут иметь различия по объему полномочий и месту, занимаемому в традиционном порядке чести — «первый среди равных» (латынь Primus inter pares). Различие по этому признаку называется правительственной иерархией.

Членами правительственной иерархии являются носители высшей (епископской) степени священства. Они имеют различные титулы: патриарх, папа, католикос, экзарх, примас, митрополит, архиепископ, хорепископ. Каждый из этих титулов имеет историческое происхождение и связан с определенной территориальной областью, входящей в систему административного деления Церкви.

В иерархических степенях «пресвитер» и «диакон» также существуют различные степени правительственной иерархии (см. таблицу).

Источник: http://www.kapellan.ru

Требования к кандидатам и препятствия

Так же как и к «подлежащим призыву на военную службу», к кандидатам священства имеются строгие требования.

Требования к кандидатам на воинскую службу касаются пола, возраста (граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет), физического и психического состояний, социального статуса.

Основополагающие требования к кандидату священства – это «глубина и крепость веры, высокие нравственные качества, безупречная репутация». А также: абсолютная моногамия, твердое знание вероучения. Обязательное безбрачие для епископов.

Основные препятствия к священству. Поскольку некрещеные лица не являются членами Церкви, они не будут даже рассмотрены в качестве кандидата (так же как, например, в воинскую службу РФ призываются только граждане). Также женщины в Православной Церкви неспособны к священству.

Далее препятствия к священству классифицируются по следующим категориям:

  1. Духовные препятствия
  2. Социальные препятствия
  3. Физические препятствия

Рассмотрим некоторые из них.

Духовные препятствия:

  • Нравственные пороки. Сюда входят: убийство (в т.ч. невольное), кража, гробокопательство (раскапывание могил с целью их разграбления), святотатство (имущественное преступление, направленное на священную собственность церкви), блуд, прелюбодеяние, содомия.

Социальные препятствия:

  • Прелюбодейство.
  • Обязанности перед государством: военная служба, общественные и государственные должности.
  • Лишение свободы судебным приговором, нарушение закона.

Похожее есть и в государстве: «не подлежат призыву на военную службу граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие, или уголовное дело в отношении которых передано в суд».

Физические препятствия:

  • Телесные недостатки, затрудняющие священнослужение. Понятно, что большие сложности «при исполнении» будут испытывать не имеющие руки, ноги или глаза.

Права и обязанности

По учению Церкви, рукоположение наделяет не только особыми благодатными дарами, а также и отличиями от мирян. То же происходит и в воинской светской службе.

Здесь имеется ряд гражданских и правовых привилегий представителей Церкви и Вооруженных Сил. Например, права и обязанности военнослужащих закреплены Федеральным законом «О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ». Учение же о привилегиях духовенства в области гражданских и правовых отношений разработано католическими канонистами. Однако, эти привилегии напрямую зависят от правового статуса Церкви в конкретном государстве. Например, в Англии и Греции Церковь имеет статус государственной. Такая Церковь обладает юридически закрепленными привилегиями в государстве. Соответственно, в тех государствах, где Церковь отделена от государства, большая часть данных привилегий не имеет силы. А современное законодательство рассматривает клириков наравне с остальными гражданами.

Рассмотрим одну из привилегий клира, не зависящую от статуса Церкви в государстве. Данная привилегия касается исключительно внутрицерковных отношений.

Привилегия чести (privilegium honoris). Здесь речь идет об иерархической привилегии, где преимущество чести имеет тот, кто принадлежит к высшей степени. Церковные каноны предписывают низшим клирикам оказывать честь высшим клирикам. То же мы можем наблюдать и в воинском уставе любого государства: «Дисциплинарная власть, предоставленная младшим начальникам, всегда принадлежит и старшим начальникам». Отдание чести среди вооруженных сил называется воинским приветствием и выполняется следующим образом: приветствующий направляет руку к головному убору. «При встрече младший по званию обязан первым приветствовать старшего; в случае, если они относятся к разным категориям военнослужащих (солдат — офицер, младший офицер — старший офицер), старший по званию может воспринять невыполнение воинского приветствия при встрече, как оскорбление». В церковной же среде приветствие заключается в испрашивании благословения низшими у старших: диаконы, церковнослужители и миряне испрашивают благословение у пресвитеров, а последние – у епископов.

Очень важно понимать и соблюдать грань, которая разделяет военнослужащих и гражданское население. С одной стороны военные должны «с достоинством вести себя в общественных местах, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан, (…) проявлять особое внимание к пожилым людям, женщинам и детям, а также оказывать им помощь при несчастных случаях, пожарах и стихийных бедствиях». Тем же принципам следуют и священнослужители. Что касается православных священнослужителей, в первом послании апостола Павла к Тимофею есть указание: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою». Эти же слова выгранены на обратной стороне наперсного креста священника.

Как уже говорилось выше, военнослужащие живут по определенным уставным нормам, регламентирующим не только  поведение, но и образ жизни в целом. Он не человек в социальном смысле. Он – военный. Человеком он является только у себя дома, в тапочках. Со своими домашними. Эту особенность очень важно понимать. Поэтому по статусу священнослужитель будет старше обычного прихожанина, вне зависимости от возраста священнослужителя (даже если он годится прихожанину в сыновья). Равно как и члены семьи священнослужителя (супруга, дети).

Данной привилегией чести закрывается вопрос «брать или не брать благословение у священника, если он вне стен церкви и одет в гражданское». Как видим, брать всегда и при любых обстоятельствах.

*использованная литература:

Епископ Егорьевский Марк. Церковный протокол. М. 2007
Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право. М. 1994
Федеральный закон РФ «О статусе военнослужащих»
Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации. 1993
Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»
Протасов В.Н. «Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. Вопросы и ответы». М. 1999
Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Сертифицированный консультант по этикету и деловому имиджу. Замужем, двое детей - сын и дочь. Главный принцип работы специалиста по этикету: Кто знает, тот уверен в себе и не суетится!

Другие статьи автора

Похожие статьи