На каждом православном форуме периодически всплывает тема «К какому старцу съездить?» Положительное решение этого вопроса стало частью своего рода фейс-контроля в среде православных. У старца побывал или хочешь побывать – свой. Не хочешь – а, брат, шалишь! Не православный ты!

Мода на поездки к старцам захватила всех – от юношей до почтенных мужей семейств. Эта мода даже получила название – «геронтомания» (греч. «геронта» — старец). Все буквально одержимы поездками к старцу. Старцев ищут везде, в славных монастырях и на заброшенных деревенских приходах, именитых и не очень. На роль старца сгодится любой пожилой священник, особенно, если он монах. Лишь бы видом был благообразен, а прозорливости и чудотворности ему придадут почитатели. Адреса «старцев» передают из рук в руки, как некогда передавали телефоны кинозвезд. На некоторых сайтах в интернете можно даже увидеть списки «старцев», к которым особенно желательно попасть. Зачем же ездят к старцам? А по самым разным вопросам. Болеет родственник, дочери скоро в институт, муж пьет, свекровь заела, надо бы квартиру поменять и вообще – не везет что-то. Старцы превратились в исполнителей желаний – кажется, что вот сейчас обращусь я к старцу – и все мои проблемы сами собой решатся. Корова перестанет болеть, сын, наконец, придет к вере, соседка подобреет, начальник прибавит зарплату. Интересно, что крайне мало людей, которые ищут духовного совета. В основном к старцам ездят за разрешениям телесно-материальных проблем.

Одни, не так давно пришедшие к вере, чаще в силу несчастных обстоятельств своей жизни, видят в старце человека-полубога, обязательно чудотворца, способного двумя своими словами раз и навсегда избавить от этих обстоятельств. Человек убежден, что старец способен разрешить все его беды, вот только стоит обратиться к нему. В эту же группу входят те, кто едет испрашивать благословения на учебу, женитьбу, покупку квартиры и т.д. Они уверены в том, что если уж старец «благословит», то никаких проблем у них в этом деле не будет – ведь старец благословил!

Вторые, уверенные в своей необыкновенной высокой духовности, едут к старцам потому, что в глубине своей горделивой души надеются услышать о себе какое-нибудь небывалое пророчество. Они ждут, что старец сам выйдет к ним навстречу, будет с ними долго беседовать, объявит их при всех «восьмым столпом православия», ну или хотя бы произнесет что-нибудь иносказательное. Никаких проблем у них нет, вопросов тоже, они сами для себя уже давно все решили. Им хочется явить себя миру «звездами боготечными», но старцы почему-то упорно их не замечают. Тогда приходится обращать внимание на себя каким-нибудь пустяковым вопросом, например, как же дальше жить? И вот тут их ожидает полное разочарование, потому что старец вместо того, чтобы предречь им их великое будущее, говорит обычные и без того известные слова – исполняй заповеди, учись любить, находись в послушании.

Наконец, третьи едут к старцу за сплетнями. Нет, это не означает, что старец распускает сплетни. Это означает, что человек желает собрать новые околодуховные слухи – на предмет скорого пришествия антихриста, примет конца света, послушать о каких-нибудь чудесах и знамениях, означающих, что ожидаемое время уже близко. В этой среде бродят различные рассказы о светящихся крестах в небе, о бесноватых, которые кричали прошлый раз на приеме у батюшки, о том, что косточки такого-то святого уже начали плотью обрастать(!!!), что одной женщине явился святой имярек, и сказал, что «еще немного – и всё». В их среде очень любимы разные мифические истории, начинающиеся словами «один старец сказал…», «одной старице было видение…» или просто абстрактно «старцы говорят…» и т.п. Какой именно старец сказал и какой именно старице было видение, всегда остается неизвестным, но мифические говорящие старцы и старицы – непременный атрибут их духовной жизни.

Когда меня спрашивают, у какого старца я бывала, отвечаю честно: ни у какого. На удивленные глаза: А почему?! отвечаю: а зачем?
В самом деле: зачем?

Во-первых, кто есть кто сейчас — не понятно. Действительно ли это старцы, или просто популярные священники, которых «духовные чада» возвели в ранг старцев? Ведь послушать сведущих людей — старцев у нас в России пруд пруди на каждом шагу. В кого ни ткни – обязательно старец. Фактически у любого пожилого монаха (или просто священника) найдется обожатель, который будет называть его не иначе, как старцем.

Во-вторых, как-то лет восемь назад я четко осознала, что не готова выслушать что-либо от старца. От настоящего. От ненастоящего тем более.

В- третьих, я уверена в том, что 99,9% всех «недоуменных вопросов» человек вполне способен решить если уж не самостоятельно, то посоветовавшись с любым местным священником.

В-четвертых, сколько я не смотрю на любителей поездить за духовными советами, понимаю только одно — НИЧЕГО в жизни человека не изменится, если он сам не приложит к переменам усилий.
Старец, простите, не Гарри Поттер, чтобы взмахнуть рукой, и все по щучьему велению само собой сделалось. Старец только может сказать, что НАДО делать. А уж непосредственно делать ты должен сам.

Заметила еще одну особенность — мотаться по старчикам любят те, кто не способен принимать решение самостоятельно. Им кто-то должен сказать — на ком жениться, в какой монастырь идти, за сколько квартиру продавать, разводиться или нет… Перекладывают ответственность на плечи старца, а если что не так — старец виноват.

Бывают очень непростые житейские ситуации, когда человеку действительно нужен совет старца. Звали и меня к старцам. Но, проанализировав происходящее со мной, всякий раз я приходила к выводу, что знаю, как поступить. У нас есть Евангелие, как мы должны жить, сполна в нем написано, а искать чудес и знамений я не хочу. Вот поэтому я к старцам не езжу.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Год рождения 1970. Воспитываю троих сыновей. Пишу художественные рассказы. Победитель конкурса рассказов форума ЭКСМО 2010 (группа не издающиеся), 3 место в конкурсе новогодних рассказов форума ЭКСМО 2010 г, 1 место в 1 туре, 4 место во 2 туре и приз зрительских симпатий в конкурсе детективного рассказа форума ЭКСМО 2011 г, 1 место в конкурсе рассказов "Кто мой ближний" 2011 г. на Православном Творческом Портале. Номинировалась на национальную премию "Писатель года" 2011 г.

Другие статьи автора
новые старые популярные
poorInSpiritYOrick

"Бывают очень непростые житейские ситуации" — вот в этом-то и проблема.

Старец — не оракул для решения житейских проблем (Хотя будучи опытным духовником или имея дар Прозорливости может помочь). Старец — для наставления на пути ДУХОВНОГО роста, проводники к Богу. Но поскольку старцы выполняют роли оракулов для современных христиан, то старцы и вынуждены скрывать свои дары.

gerry

Cпасибо, Лилия! Да, очень хочется, как в детстве — "прилетит друг-волшебник в голубом вертолете и БЕСПЛАТНО покажет кино"… Хотя, конечно, не у всех мотивация именно такая. Некоторые, вероятно, хотят прикоснуться к святости, что ли, видимой, осязаемой…Может, кто-то хочет потрудиться ради веры и предпринимает путешествие-паломничество… Духовные усилия, предпринятые у себя дома — очень уж это трудно и не понятно, а тут вот — Божий человек, говорит иносказательно. А ведь есть Таинства исповеди и Причастия, уж куда чудеснее-то?!!! И доступны они абсолютно всем, и нет ничего сильнее. И молитва к Богу, незримо находящемуся рядом, тоже доступна в любой момент. И Евангелие. А… Читать далее »

tetemoteva

Мнение автора, понятно и интересно. Но почему-то создается ощущение от статьи осуждения и усмешки над другими людьми… Во-всяком случае у меня.

gerry

Вы знаете, чтобы разобраться в смущающих моментах, можно посмотреть на творчество данного автора в целом. Тогда Вы сможете сделать вывод о его базовых принципах, об отношении к людям вообще, и Вам будет проще определиться с конкретной статьей. Мне это всегда помогает.

tetemoteva

Спасибо, Вы правы.

vnika

tetemoteva, а я нигде не увидела ни насмешек, ни осуждения. Описан личный опыт и свои наблюдения, очень напоминающие действительность, кстати.

tetemoteva

Даже если они напоминают действительность, по-моему не нужно было описывать кто, куда и зачем ездит, а нужно было писать о себе! Ведь в названии статьи говорится о личном опыте, а в самой статье — в большей степени о других людях и не очень лестно…Я тоже не ездила ни разу ни к какому старцу или старице… и я не в праве кого-то осуждать за желание решать свои проблемы так, как они умеют…

tetemoteva

по-моему пункт 2 раскрыт неверно по форме….

А вывод "всякий раз я приходила к выводу, что ЗНАЮ как поступить"….похож на тщеславие и гордыню.

gerry

И, кстати, автор не осуждает ЛЮДЕЙ, а просто анализирует определенные действия, распространенные заблуждения. Помните: "Ненавидь грех и ЛЮБИ ГРЕШНИКА".

Как говорил один батюшка, когда его спрашивали, где найти старца, "Старца? а что Вы хотели спросить?"

Ольга

Поискала в интернете. Не выдал интернет мне такой вопрос. И ответ тоже вроде такой же, но другой. "Эх, где бы найти старца? "- "Старца? А ЧТО У ТЕБЯ СЛУЧИЛОСЬ?" И только потом, после того, как душу излил, услышал : " Старца нет, одни старички." По мнению автора, к старцу едут по причинам : мода, несчастье, чрезмерная горделивость и , заметьте , НАКОНЕЦ, за сплетнями. Опять вляпалась, опять у того же аффтара. Противно еще и от того, что буквально на днях сын с другом, молодые ребята, сами нашли куда поехать, к кому поехать, отстояли службу, прошли исповедь. Долго беседовали с ним… Читать далее »

Полностью согласна с Лилией. Я бы даже и придумать не смогла, что бы такого спросить у старца… И еще смогла бы я исполнить то, что он скажет? Не уверена.

Anita

Я тоже не езжу к старцам. И, пожалуй, по тем же причинам, что и автор статьи…

Zeru

Вот прямо слово-в-слово мои аргументы! Особенно очевидно по поводу переложения ответственности за свои поступки.

У меня по ходу даже духовника как такового никогда не было, ибо как правильно замечено, обычный приходской священник всегда может помочь советом, если уж самостоятельно никак.

chaikKa

Некоторые высказывания режут слух (глаз). например: "Положительное решение этого вопроса стало частью своего рода фейс-контроля в среде православных. У старца побывал или хочешь побывать – свой. Не хочешь – а, брат, шалишь! Не православный ты!" На мой взгляд, автор уж слишком обобщает. Что значит "в среде православных"? Тут нужно уточнить: может, в окружении автора такие "православные", считающие недопустимым нежелание видеть старцев. Если действительно считает подобное тенденцией, то, позволю себе возразить. Допустим, мне такого не встречалось (я отдаю себе отчет в том, что имеет место быть герантомания, но не как общее явление) — ни в г. Бузулуке Оренбургской обл, ни в… Читать далее »

Похожие статьи