На каждом православном форуме периодически всплывает тема «К какому старцу съездить?» Положительное решение этого вопроса стало частью своего рода фейс-контроля в среде православных. У старца побывал или хочешь побывать – свой. Не хочешь – а, брат, шалишь! Не православный ты! Мода на поездки к старцам захватила всех – от юношей до почтенных мужей семейств. Эта мода даже получила название – «геронтомания» (греч. «геронта» — старец). Все буквально одержимы поездками к старцу. Старцев ищут везде, в славных монастырях и на заброшенных деревенских приходах, именитых и не очень. На роль старца сгодится любой пожилой священник, особенно, если он монах. Лишь бы видом был благообразен, а прозорливости и чудотворности ему придадут почитатели. Адреса «старцев» передают из рук в руки, как некогда передавали телефоны кинозвезд. На некоторых сайтах в интернете можно даже увидеть списки «старцев», к которым особенно желательно попасть. Зачем же ездят к старцам? А по самым разным вопросам. Болеет родственник, дочери скоро в институт, муж пьет, свекровь заела, надо бы квартиру поменять и вообще – не везет что-то. Старцы превратились в исполнителей желаний – кажется, что вот сейчас обращусь я к старцу – и все мои проблемы сами собой решатся. Корова перестанет болеть, сын, наконец, придет к вере, соседка подобреет, начальник прибавит зарплату. Интересно, что крайне мало людей, которые ищут духовного совета. В основном к старцам ездят за разрешениям телесно-материальных проблем. Одни, не так давно пришедшие к вере, чаще в силу несчастных обстоятельств своей жизни, видят в старце человека-полубога, обязательно чудотворца, способного двумя своими словами раз и навсегда избавить от этих обстоятельств. Человек убежден, что старец способен разрешить все его беды, вот только стоит обратиться к нему. В эту же группу входят те, кто едет испрашивать благословения на учебу, женитьбу, покупку квартиры и т.д. Они уверены в том, что если уж старец «благословит», то никаких проблем у них в этом деле не будет – ведь старец благословил! Вторые, уверенные в своей необыкновенной высокой духовности, едут к старцам потому, что в глубине своей горделивой души надеются услышать о себе какое-нибудь небывалое пророчество. Они ждут, что старец сам выйдет к ним навстречу, будет с ними долго беседовать, объявит их при всех «восьмым столпом православия», ну или хотя бы произнесет что-нибудь иносказательное. Никаких проблем у них нет, вопросов тоже, они сами для себя уже давно все решили. Им хочется явить себя миру «звездами боготечными», но старцы почему-то упорно их не замечают. Тогда приходится обращать внимание на себя каким-нибудь пустяковым вопросом, например, как же дальше жить? И вот тут их ожидает полное разочарование, потому что старец вместо того, чтобы предречь им их великое будущее, говорит обычные и без того известные слова – исполняй заповеди, учись любить, находись в послушании. Наконец, третьи едут к старцу за сплетнями. Нет, это не означает, что старец распускает сплетни. Это означает, что человек желает собрать новые околодуховные слухи – на предмет скорого пришествия антихриста, примет конца света, послушать о каких-нибудь чудесах и знамениях, означающих, что ожидаемое время уже близко. В этой среде бродят различные рассказы о светящихся крестах в небе, о бесноватых, которые кричали прошлый раз на приеме у батюшки, о том, что косточки такого-то святого уже начали плотью обрастать(!!!), что одной женщине явился святой имярек, и сказал, что «еще немного – и всё». В их среде очень любимы разные мифические истории, начинающиеся словами «один старец сказал…», «одной старице было видение…» или просто абстрактно «старцы говорят…» и т.п. Какой именно старец сказал и какой именно старице было видение, всегда остается неизвестным, но мифические говорящие старцы и старицы – непременный атрибут их духовной жизни. Когда меня спрашивают, у какого старца я бывала, отвечаю честно: ни у какого. На удивленные глаза: А почему?! отвечаю: а зачем? В самом деле: зачем? Во-первых, кто есть кто сейчас — не понятно. Действительно ли это старцы, или просто популярные священники, которых «духовные чада» возвели в ранг старцев? Ведь послушать сведущих людей — старцев у нас в России пруд пруди на каждом шагу. В кого ни ткни – обязательно старец. Фактически у любого пожилого монаха (или просто священника) найдется обожатель, который будет называть его не иначе, как старцем. Во-вторых, как-то лет восемь назад я четко осознала, что не готова выслушать что-либо от старца. От настоящего. От ненастоящего тем более. В- третьих, я уверена в том, что 99,9% всех «недоуменных вопросов» человек вполне способен решить если уж не самостоятельно, то посоветовавшись с любым местным священником. В-четвертых, сколько я не смотрю на любителей поездить за духовными советами, понимаю только одно — НИЧЕГО в жизни человека не изменится, если он сам не приложит к переменам усилий. Старец, простите, не Гарри Поттер, чтобы взмахнуть рукой, и все по щучьему велению само собой сделалось. Старец только может сказать, что НАДО делать. А уж непосредственно делать ты должен сам. Заметила еще одну особенность — мотаться по старчикам любят те, кто не способен принимать решение самостоятельно. Им кто-то должен сказать — на ком жениться, в какой монастырь идти, за сколько квартиру продавать, разводиться или нет… Перекладывают ответственность на плечи старца, а если что не так — старец виноват. Бывают очень непростые житейские ситуации, когда человеку действительно нужен совет старца. Звали и меня к старцам. Но, проанализировав происходящее со мной, всякий раз я приходила к выводу, что знаю, как поступить. У нас есть Евангелие, как мы должны жить, сполна в нем написано, а искать чудес и знамений я не хочу. Вот поэтому я к старцам не езжу.