Сентябрь я бы назвала месяцем расписаний. Учителя и родители меня поймут. Все вокруг в мыле, все утрясают всевозможные сетки — учебы, спорта, дополнительных занятий. Главный квест сентября лично для меня — составить расписания занятий, которые веду я, а это непросто. После распределения всех желающих по подходящим группам, кажется, что я могу работать в любой логистической компании главным специалистом. Но вообще-то я хотела не о логистике. Каждый год в сентябре, формируя группы, общаясь с новенькими и решая вопросы удобства расписания со «старенькими», я сталкиваюсь с проблемой совмещения занятий. И иногда дети бросают одно, захотев заниматься другим. Или родители за них бросают. Это совершенно обычный и понятный процесс, нельзя впихнуть в свою жизнь все, приходится выбирать. Мне жалко расставаться с некоторыми детьми из студии, особенно со способными и увлеченными, но что ж поделаешь. Правда, порой бывает ну очень обидно — когда ребенок всей душой хочет продолжать, когда у него это любимое или одно из любимых занятий, а его насильно забирают, чтобы он посвящал свое время чему-то более полезному (по мнению родителей). Чаще всего этим более полезным и необходимым является подготовка к школе. «Вы знаете, дочка очень любит ваши занятия, очень хочет ходить, но у нас в это время подготовка к школе», — это я слышу каждый раз в начале учебного года. Мне всегда жаль (и не из соображений выгоды — стоит очередь желающих в группу), что ребенок лишается действительно любимого дела. Вот буквально на днях у нас состоялся похожий разговор с одной мамой. Правда, мы нашли способ не бросать занятия, но я все же спросила из любопытства — а зачем вам подготовка к школе? Как мама маму, все-таки у меня уже три школьницы, а четвертая пойдет в следующем сентябре. И, наблюдая сейчас за форменным родительским психозом под названием «подготовка к школе», я радуюсь, что нас это миновало. Итак, возвращаюсь к разговору с мамой девочки. Зачем вам подготовка, чего вы от нее хотите? Может быть, ваша дочка не знает букв, а вы никак не можете научить ее сами? Знает. Не читает? Читает, но плоховато, только по слогам — елки-палки, да в первом классе она полгода будет снова проходить буквы! Может, считать не умеет, цифр не знает? Знает. Плохо с моторикой? Отлично у нее с моторикой. Может, не социализирована, нет общения с детьми? Все с этим в порядке. Значит, вероятно, вы хотите попасть в какую-то конкретную школу и потому идете туда на подготовку? Нет. Так ЗАЧЕМ вам подготовка к школе? Ну как же… Надо. Я всегда безмерно удивляюсь и не могу понять, что в таких случаях движет родителями. Отдавать немалые деньги, отрывать ребенка от того, что ему интересно, — ради чего? Все это очень напоминает массовую истерию из серии «все побежали, и я побежал». А ведь некоторые еще и по два года до школы водят своих детей на подготовку. Не домашних детей, а «садовских» — пораньше забирают из сада и ведут. Два раза в неделю. По часу, а то и больше. С сомнительным результатом. Все думаю, где я ошибаюсь в своих рассуждениях? Спросила младшую дочь для порядка — ты хочешь ходить на подготовку к школе? Нет. Оно и логично, если в саду интересно, занятий хватает, читать умеет, считать тоже, что там делать-то? Впрочем, не спешите со мной спорить, я понимаю, что пристрастна в этом вопросе. У меня есть свой личный опыт и опыт работы с чужими детьми. Так что я вполне вижу изъяны своих эмоциональных рассуждений на тему «да кому это нужно?» При зрелом размышлении становится ясно, что есть немало детей, которым подготовка к школе очень даже нужна. По разным причинам. Да, мне повезло, мои дети в этом не нуждались, у них был хороший сад с логопедом, а основным знаниям они научились дома в процессе игры, разговоров и общения с семьей. Только вторая дочь ходила на подготовку пару месяцев и то для того, чтобы ее с шести лет в школу взяли. Ей и в 6 было скучно в первом классе. Но ситуации у всех разные, многим детям подготовка к школе необходима. Главное, не поддаваться всеобщей истерии, которая сейчас царит повсеместно. Будь то политические обсуждения, ЗОЖ, полезная пища, нетрадиционная медицина, ранее развитие и т. д. Нужно четко взвесить все за и против, понять, действительно ли вам нужно все это или это подверженность массовому психозу (в той или иной степени). Почему я так на это упираю? Да потому что вижу, что половина детей, которые ходят на подготовку к школе, в этом совершенно не нуждаются. А некоторым даже и неполезно. Им бы детство продлить, не загружать их раньше времени, дать заниматься тем, что им нравится. Но у родителей какие-то свои амбиции и соображения по этому поводу. А часть детей просто теряет время, не получая от подготовки никакой пользы, так как им нужны индивидуальные занятия. В общем, нужно серьезно задуматься, прежде чем отдавать своего ребенка на подготовку. Из обсуждений необходимости подготовки к школе я сделала несколько выводов. Точнее, выделила основные причины, по которым детей туда ведут, осознанно ведут. Желание попасть в конкретную школу. Здесь курсы подготовки при школе могут быть двух видов: первый, грубо выражаясь, — официальный взнос за поступление в школу, выглядящий как оплата подготовки (обычно дорого), это грустный вариант, но иногда неизбежный; второй — специальные требования к знаниям и образу мышления набираемых детей, здесь обычно интересные курсы сложные, но однозначно полезные. Социализация и привыкание к коллективу и школьным требованиям. Это наиболее актуально для «несадовских» детей, которые основную часть времени проводят дома. В качестве мягкой психологической подготовки пару раз в неделю — самое то. В этом случае и дети обычно с радостью и интересом ходят на занятия. Этот пункт, возможно, будет спорным, но, руководствуясь своим опытом работы в группах дошкольников, я все-таки его внесу. Некоторым детям подготовка к школе нужна, прежде всего, не для получения знаний, а для того, чтобы получить представление о допустимых рамках поведения. Как правило, не в меру активные и непослушные дети, и, извините, плохо воспитанные, испытывают огромные трудности в школе. Хорошие занятия по подготовке к школе помогают им несколько приспособиться к новым требованиям. Необходимость получить какие-то конкретные знания и умения. Действительно, не все родители могут научить своих детей, например, читать. У некоторых родителей просто нет на это времени. Можно сколь угодно много говорить о безответственности и лени, но порой обстоятельства вынуждают работать так, что нет ни моральных, ни физических сил на хоть какие-то занятия с ребенком. Тогда подготовка к школе может существенно помочь. С другой стороны — в первом классе все равно начнется все сначала — буквы, звуки, чтение по слогам, палочки-крючочки. Для некоторых, впрочем, повторение очень полезно, так что вреда от подготовки точно не будет. Желание ребенка. Есть дети, которые очень хотят учиться. Но по возрасту или психологически в школу еще не годятся, хоть часто уже вполне готовы по знаниям. И если дело не столько в заданиях (которые можно с большим успехом делать дома), сколько в самой школьной атмосфере, тогда можно ребенка и отдать на подготовку. Исключительно потакая его желанию. В общем, сегодня я Капитан Очевидность, но все же скажу — какая бы ни была прекрасная подготовка к школе, дальнейшая учеба ребенка сильно зависит от того, что ему дали родители в дошкольном возрасте. Сколько читали с ним, как много и о чем разговаривали, чем интересным его увлекли. Именно поэтому подготовка к школе не является никакой гарантией дальнейших успехов в учебе, хотя большинству детей, несомненно, помогает в той или иной степени. Если, конечно, это хорошая крепкая подготовка, а не наглое вымогательство денег у доверчивых родителей. Так что стоит хорошо подумать, прежде чем отдавать туда ребенка. Ответить себе честно — а нужно ли это на самом деле, а стоит ли оно того (и в материальном плане тоже), а принесет ли это пользу, если сам ты не готов прикладывать усилия.