Когда-то давно, пока я еще не стала мамой, мне рассказывали о детях, впервые берущих в руки обычную книгу и пытающихся характерным движением пальцев перевернуть «виртуальную» страницу или увеличить изображение. «Какой ужас! Ничего подобного со своими не допущу!», — думала я. И вот нате вам: трехлетняя дочь может сама разыскать папку с мультфильмами в планшете, а годовалый сын вполне сносно умеет листать фотографии. Кто же я теперь — никчемная мать? Честно говоря, я стараюсь использовать «технологичные штучки», как называет планшет и смартфон моя весьма консервативная итальянская свекровь, в целях обучения. Соне мамин телефон помогает осваивать цифры, а Сане, что уж греха таить, очень нравятся снятые в русском детском саду видео с участием сестры, с песнями и плясками на русском языке. Трехлетняя белка Соня зовет планшет «пээээд», от итальянского «айпэд». Она точно знает, что там водятся «Маша и медведь» и «Свинка Пеппа», которые говорят по-русски, что там можно посмотреть как танцуют «яблочко» и даже можно поиграть на ксилофоне, который смешно квакает. Игры, паззлы, рисунки, интерактивные сказки и мультфильмы на канале Youtube: некоторые малыши еще толком не научились говорить, но зато с легкостью управляются со смартфонами и планшетами с технологией «тач скрин». Еще немного – и Соня сможет самостоятельно воспроизвести ломаную линию на экране для активации моего смартфона! И она уже научилась фотографировать маму и «батика»! Несомненно, плюсов у технологических новинок великое множество. К примеру, удобство: малогабаритные и легкие устройства можно взять с собой в дорогу. Я все чаще замечаю, как все больше итальянских семей в ресторанах и поездах используют смартфоны или планшеты, чтобы занять любопытную детвору и угомонить сорванцов. Лучше и покладистей няни и не придумать! Вот только в минувшие выходные в затерянном в итальянской глубинке агротуристическом местечке, где миланские семьи с детьми спасались от жары, почти на каждом столе за обедом присутствовали гаджеты. А вы замечали, сколько в залах ожидания аэропортов детей наперевес с планшетами?! И никто не бегает – все носом в планшете. Красота, тишина, порядок! Но вот если уставившиеся в планшет малыши, следящие за приключениями героев любимого мультфильма, еще вызывают умиление, то вот уткнувшиеся в собственный смартфон родители, игнорирующие и друг друга, и собственных детей, ничего кроме негодования вызвать не могут. Еще бы, если цифровой мир завораживает взрослых, то что взять с детворы! Дети обожают смотреть как «пэээд» «оживает» под их прикосновением – ведь они наверняка чувствуют себя маленькими – но могущественными – волшебниками! А игры! А рисование! Любой ребенок может стать художником, не испачкав – к вящей радости мамы — ни ковра, ни стен в детской. Более того, совсем недавно было доказано, что iPad – прекрасный коммуникативный и реабилитационный инструмент для больных аутизмом детей. Одно устройство – а сколько возможностей: и портативный кинотеатр, и музыкальный инструмент, и фотоаппарат, и холст, и конструктор, и даже врач! Тем не менее и в Италии, и во всем мире не прекращаются активные дебаты между профессионалами и мамами относительно целесообразности приобщения детей к технологичному миру взрослых. Вот, к примеру, директор Отдела педиатрии в миланской больнице Fatebenefratelli, доктор Лука Бернардо считает, что можно использовать планшет, чтобы… научить ребенка ходить. А вот на другом конце планеты, на Тайване, правительство решило штрафовать нерадивых родителей, которые позволяют своим малышам до 2 лет проводить с планшетом продолжительное время. А вот еще красноречивый пример: в США, согласно данным недавнего опроса некоммерческой организации Common Sense, 39% детей от 2 до 4 лет и 52% детей с 5 до 8 лет регулярно пользуются гаджетами с технологией «тач скрин». Мы, родители, порой смотрим на наших детей с изумлением, гордостью и даже с восхищением, мол, «смотри, как мой, оказывается, сам справляется с техникой!»… Но мало кто задумывается, что использование этих «игрушек» стоило бы ограничить так же, как просмотр телевизора или игру на видеоприставках. А если и задумывается, то как успешно проходит процесс «отлучения» дитяти от гаджетов? Моя итальянская подруга Сильвия мне на днях в парке жаловалась: ее трехлетний Лео и ест, и на горшок ходит, и спать идет… исключительно в обнимку с iPad. Сильвия было спрятала от сына его amico rosso, «красного друга» (по цвету обложки), — так Леонардо отказался есть, и мама тут же сдалась. Но сдалась ли? Пожаловавшись мне на капризы Лео, Сильвия отправилась качать его на качелях, потом на горку, потом копаться в камушках – и все это время она ни разу не оторвалась от своего телефона. А ведь дети – это наше зеркальное отражение… Сможем ли мы, современные родители, объяснить им, что планшеты и смартфоны не научат их ни дружить, ни делиться, ни набивать шишки и снова вставать, ни общаться, если мы сами не сделаем над собой усилие и не оторвемся от смартфона? Ведь какой бы красивой ни была графика вашего планшета, сможет ли она сравниться с плывущими по небу облаками или с искрящейся гладью моря? Как бы удобно ни было рисовать пальцами на экране, научит ли это вашего малыша держать в руках кисть? Какие бы увлекательные игрушки вы ни установили на планшет, помогут ли они найти вашему ребенку друзей? Стив Джобс когда-то сказал, что он хочет «оставить свой след в этой жизни». Несомненно, ему это удалось: его изобретения раздвинули границы привычного общения. Верю, что лишь раздвинули, а не подменили…