Читайте также: Взаимоотношения школы и семьи: сотрудничество или противостояние?

Мы продолжаем публиковать отрывки из книги «Мама, перестань читать нотации! И ты, папа, тоже!» греческого педагога и организатора «школы родителей» Кики Дзордзакаки-Лимберопулу, перевод которой выполнен монахиней Екатериной специально для портала Матроны.РУ.

Одна из самых больших проблем, подстерегающих детей на учебных занятиях, — это организация рабочего времени и пространства. Некоторые ребята всю вторую половину дня пытаются делать уроки и в итоге почти ничего не успевают. Они бродят из одной комнаты в другую, спрашивают, кто позвонил по телефону, им хочется пить, есть, они то и дело посматривают телевизор, пишут друзьям в социальных сетях, встают из-за письменного стола и вновь за него садятся, но, в конце концов, оказываются абсолютно не в состоянии сосредоточенно и эффективно заниматься.

Учебные занятия — это процесс, связанный с такими качествами, как концентрация ума и внимания и целеустремлённость. Для того чтобы он проходил успешно, необходимо благоприятное сочетание внешних факторов и личных качеств учащегося. Родители могут помочь с организацией рабочего пространства и времени. Режим дня и график выполнения домашних заданий, составленный ребёнком с помощью родителей, — это своего рода его обещание стать более собранным и сосредоточенным.

По возвращении из школы после еды и небольшого отдыха ребёнок может садиться за уроки. Заранее родителям и ребёнку желательно договориться, что инициатива будет за ним. Он не будет ждать напоминаний со стороны кого-нибудь из взрослых, что пора бы уже начать заниматься, поскольку таким образом теряется всякий смысл наших попыток научить его самостоятельности и чувству ответственности. К тому же когда мы кому-то напоминаем о его обязанностях и работе, в нём нередко пробуждается чувство противоречия, сопротивление, и он бессознательно делает вид, будто не слышит, или же постоянно говорит: «Сейчас, сейчас». Этот ответ автоматически создаёт атмосферу неприятия и раздражения и чаще всего вскоре оборачивается ссорой.

Мы можем только посоветовать своему чаду, что было бы лучше начать с уроков, которые он считает наиболее сложными и которые не очень ему нравятся. Все мы испытываем немалое облегчение, когда заканчиваем тяжёлую или скучную работу. Такое же чувство появляется и у детей. Когда они справятся с трудными заданиями, всё остальное им покажется лёгким и простым.

Для того чтобы занятия были результативными, необходимы системный подход к выполнению поставленной задачи и метод. Важные вспомогательные «инструменты» любого школьника — простой карандаш, маркер и блокнот или бумага для черновиков. Даже для усвоения устных предметов — истории, литературы, географии и пр. — недостаточно пробежать страницу взглядом. Только очень опытный старшеклассник или студент может что-то выучить подобным образом. А ребятам младшего и среднего школьного возраста лучше подчёркивать карандашом или выделять фломастером ключевые фразы, читать текст вслух несколько раз и записывать. То же самое надо делать с именами, названиями и датами, а также со словами, выделенными жирным шрифтом. После этого, не глядя в текст, желательно пересказать его своими словами, пользуясь записями в блокноте.

Вначале дети не хотят применять этот метод, противятся ему. Но если убедить их использовать его в течение нескольких дней, то дети с удивлением обнаружат, что это не простая трата времени, как им раньше казалось. Этот метод помогает сэкономить время и усилия. К тому же ученик чувствует себя более уверенным: даже если он плохо помнит содержание, у него всё же получится ответить на вопрос учителя, о чём сегодняшний урок. Бывает, конечно, что ребёнок столь внимателен в классе и у него такая хорошая память, что он запоминает весь материал на уроке, со слов учителя, и ему не надо даже делать домашнее задание, но подобные случаи всё-таки составляют исключение из правил.

Объясните ребёнку, что учёба — сложный процесс, который становится эффективнее, если в запоминании материала участвует как можно больше органов чувств. Расскажите, что есть три типа памяти: акустическая, механическая и зрительная, и достаточно редко встречаются «чистые» типы, чаще всего происходит их смешение. Есть люди, которые хорошо запоминают акустически-зрительным путём, другие — зрительно-механическим образом, третьи — акустически-механическим способом. Поэтому полезно для запоминания прочитать вслух текст, чтобы глаза увидели и уши услышали, а затем выписать название и основные мысли, что активизирует механическую память.

До окончания начальной школы ребёнку трудно выделять основные мысли. С вашей помощью ему будет легче привыкнуть подчёркивать имена, названия, правила, текст, выделенный жирным шрифтом, а также слова, смысл которых он не понимает. И здесь начинается ещё один очень важный процесс, который взрослые и дети нередко упускают из виду. Толковый словарь, подходящий ребёнку по возрасту, обязательно должен стать его настольной книгой, и одна из задач родителей — постепенно приучить маленького школьника им пользоваться.

Словарь станет ученику помощником, который будет объяснять ему сложные слова и понятия. Возможно, вначале ребёнку покажется, что пользование словарём — это лишняя трата времени. Но можно вместе с ним поиграть в игру — листая словарь, находить смешные или странные слова, и ребёнок в скором времени начнёт это делать сам и подружится со словарём.

Грамотный человек — это не тот, кто умеет читать и писать, а тот, кто в состоянии понять и тщательно проанализировать разные виды письменной и устной речи. Это понимание — сложный процесс, который развивается со временем, и не только с помощью школьных занятий, но, что гораздо важнее, благодаря личным усилиям самого ребёнка.

Готовые знания часто в одно ухо влетают, а из другого вылетают, дети плохо запоминают их, а если даже они ненадолго задерживаются в памяти, то не вызывают практически никакого интереса. А знания, которые ребёнок получает и добывает самостоятельно, обретают особенную ценность и значительно лучше закрепляются в памяти. Самое сложное — убедить ребёнка начать собственное исследование.

Математика и родной язык — самые важные предметы в начальных классах. Но иногда, по разным причинам, ребёнок может почувствовать к ним страх или антипатию. Если родители и учителя вовремя не заметят у него подобных чувств и не отреагируют правильно, они, вероятнее всего, очень скоро закрепятся и превратятся в настоящую проблему. Страх и антипатия мешают ребёнку сосредоточиться, в результате накапливаются пробелы, о которых он никому не рассказывает. Через некоторое время пробелы становятся настолько большими, что ребёнок разочаровывается и забрасывает окончательно эти предметы.

Наше собственное отношение к учёбе и, особенно, к «основным» предметам должно быть положительным и поддерживающим. Лучше не рассказывать детям, по крайней мере, ученикам младших классов, о негативном опыте, который пришлось в своё время пережить в школе. Неплохо было бы также избегать обобщений и расплывчатых замечаний, например, «третий класс очень тяжёлый», «математика в пятом классе совсем не по возрасту», «нет предмета сложнее, чем “Риторика”». Подобные речи не имеют серьезных оснований, зато без всякой на то причины создают атмосферу беспокойства и тревоги. Все школьные предметы соответствуют возрасту и восприятию детей, но, разумеется, требуют усидчивости и усердия.

Многие дети просят помощи у взрослых, когда делают, например, математику или физику, и утверждают, что не знают, как решить ту или иную задачу, ещё до того, как прочитали условие. Терпеливо попытаемся убедить ребёнка прочитать условие и выписать все данные на отдельном листе бумаги, чтобы понять, что дано и что требуется. А затем попросим его подумать, какой закон, формулу или теорему необходимо, по его мнению, применить в данном случае. Тогда и задача покажется ему более лёгкой.

Желательно приучать ребёнка к чтению книг вслух, а затем обсуждать с ним прочитанное. Таким образом он постепенно приобретёт навыки выразительного чтения. Человек, понимающий смысл текста, в состоянии прочитать его с выражением. Монотонное, невыразительное и эмоционально не окрашенное чтение выявляет поверхностный, неглубокий подход к тексту.

Если мы хотим помочь ребёнку хорошо знать орфографию, можно играть с ним вместе в игру в слова. Выбираем какие-нибудь случайные слова из книг, журналов или словаря и спрашиваем, что пишется: ы или и, о или а, с или з. Потом ребёнок выбирает слова и спрашивает нас. Ещё очень полезно запоминать слова и затем писать их по памяти, можно даже устроить соревнование — кто быстрее и лучше запомнит написание тех или иных слов. При этом, конечно, лучше выбирать слова посложнее.

Уже с первого класса детям полезно иметь энциклопедию, соответствующую им по возрасту. Конечно, мы всегда должны быть готовы вместе поискать информацию, которая необходима нашему ребёнку, объяснить ему простыми словами то, что он не понимает, и, если это необходимо, сделать краткое изложение прочитанного материала. Словарь и энциклопедия самым непринуждённым и естественным образом помогают ребёнку подружиться с учёбой, начать собственное исследование мира и открыть радость познания. К тому же они расширяют кругозор ребенка, и со временем он обнаружит, что существует множество точек зрения насчёт любых теорий и законов нашего мира.

Разумеется, немалую роль в этом процессе играет то, насколько доступно учитель объясняет материал. Есть учителя, которые преподают свой предмет так, что он становится интересен и понятен практически каждому.

«В наше горное село в шестидесятых годах приехал по распределению один замечательный учитель. Он внушил нам такую сильную любовь к литературе и, в целом к письменному слову, что, когда мой отец приносил домой рыбу, завёрнутую в газетные листы, я аккуратно очищал их и, несмотря на рыбный запах, прочитывал с трепетом и волнением. А если к тому же листы были не из газеты, а из “Почтальона”, известного журнала той поры, моя радость была неописуемой!»

Харилаос, 58 лет

Сегодня уже понятно, что школа — это не просто здание, дидактические материалы и школьное оборудование. Ведь все эти предметы бездушны и без вдохновения, и таланта преподавателя абсолютно бесполезны. Школа — это хороший учитель, который по-настоящему любит свою работу и тех, кого он учит, который способен буквально преобразить ребят, поменяв их жизненный путь и превратив их из равнодушных, рассеянных и нерадивых мальчишек и девчонок в хороших учеников, желающих не только улучшить успеваемость и поведение, но, прежде всего, стать сильными и добрыми людьми.

Обращаясь к предыдущему примеру, задумайтесь, какими материальными средствами и оборудованием мог располагать учитель горной деревушки? Абсолютно никакими. Но у него были почти безграничные личные возможности: внутренний огонь, вдохновение, любовь к своим ученикам и желание передать им радость учения. Источником силы, которая взбудоражила детей этой деревни, была незаурядная личность и глубокая заинтересованность учителя.

Счастливые те ребята, которые за одиннадцать лет школьной жизни встретят хотя бы одного такого преподавателя! Многие из нас вспоминают с умилением и любовью какого-нибудь учителя, который с интересом и вниманием к нам относился, всегда был готов помочь в любых сложных ситуациях и вдохновлял на подвиги и усилия. И точно так же ничем не заглушить гнев и антипатию к преподавателю, который выказывал жестокость или был равнодушным по отношению к ученикам.

«В девятом классе я была отличницей по гуманитарным предметам, а со всеми остальными практически не справлялась. В июне я провалилась по математике и физике. Мне не хотелось пересдавать их в сентябре, и я решила уйти из школы. Тогда мне позвонил по телефону наш филолог. Он сказал, что очень уважает меня и верит в мои силы. В конце разговора он попросил пообещать ему, что в сентябре я пересдам всё, что нужно, и продолжу учиться в школе. Этот разговор столь сильно меня взволновал, а его слова так польстили мне, что я занималась всё лето, и в сентябре мне поставили “4” по математике и “5” по физике. Я продолжила учиться в школе, и стала круглой отличницей».

Иоанна, 39 лет

«Когда я учился в гимназии, то был очень непослушным. Особенную радость мне приносило то, что я умел срывать уроки и выводить из себя учителей. Однажды я принёс на урок истории транзистор, включил его тихонько и спрятал в свою парту. Учитель давал урок, прогуливаясь между рядами. Он услышал звук радиоприёмника и, ни на секунду не прекращая рассказывать, наклонился, поднял крышку моей парты, достал его, открыл окно, посмотрел, нет ли кого-нибудь внизу, и выбросил мой транзистор со второго этажа! Всё это меня так сильно впечатлило, что с тех пор я стал куда более сдержанным в шалостях».

Василий, 38 лет

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
Гоблинище

Не знаю, конечно, получится ли, но я бы хотела научить своих детей не делать домашнее задание. Я его делала только в начальной школе, а потом перестала, иначе вообще вся жизнь мимо меня прошла бы. Надо же и погулять, и книгу почитать, и хобби всякие

Юлали

А я бы с удовольствием научила своего старшего делать… Хотя бы иногда. Хотя бы то, что точно будут проверять… Но — не видит смысле 🙁
Но учителя-то видят, и думают, что он над ними издевается 🙁

Арина

Ни разу не встречала людей, которые в школе не делали уроков, у которых дети вдруг делали все уроки.

Гоблинище

Вы даете мне надежду. Но муж всегда делал домашку!

монахиня Екатерина

А зачем детей учить НЕ делать уроки? Они, вроде, и сами с усами в этом вопросе 🙂

Гоблинище

Не всегда. Иногда делают гору домашки, бедные, потому что еще не знают, что можно не делать, что можно сделать проще….

Марина Л.

Гоблинище, у меня культурный шок! Я делала домашку в большинстве случаев и первый раз слышу, что ее можно не делать вообще. Расскажите, пожалуйста, как "можно сделать проще". Я школу давно закончила, но ребенок подрастает…

Гоблинище

Проще можно сделать так — проще к ней относиться, к этой самой домашке. В начальной школе я делала ее, да и было немного, а потом научилась не делать. Устные предметы не учила никогда — или я понимала то, что объясняет учитель на уроке, и читать в учебнике то же самое для меня означало путаницу и засорение мозга, или я не понимала, и чтение учебника тоже никак тут помочь не могло — я продолжала не понимать. Не всегда это зависело от учителя, от личной склонности наверное тоже, но от учителя все же во многом. Письменные задания я делал чисто механически, не… Читать далее »

имечко

Списывать — не очень то хорошо…Не хочешь заниматься — получай свою честную тройку в четверти.
А если кто-то забудет учебник,будете сидеть без них вообще

Гоблинище

Конечно, лучше 6 толстенных книг таскать каждому. И чтоб две книги совершенно бесполезно лежали на одной парте. И не списывать честно тоже хорошо…. если было бы разделение по специальностям в старших классах. А то зачем мне время убивать на изучение предмета, с которым я уже очевидно жизнь не свяжу? Да, экзамен по алгебре мне подруга написала. А я написала ей по русскому языку. Я не знаю математику, которую и так бы не знала, а тройка или четверка в аттестате — это не влияет вообще ни на что. Но мы друзья до сих пор, а это, согласитесь, уже само по себе… Читать далее »

имечко

Да вот именно, не влияет. У меня лучшие подруги — хорошистка и отличница. И я насмотрелась,как они сидят без учебников, как они списывают друг у друга и т.п. У нас так однажды весь класс попался — понадеялись,что географию даст списать другой класс, и завалили экзамен. А подруги пришли ко мне с повинной,получив свое. Я одна ни на кого не надеялась и написала так как учила — на 4-ку. А география в 10м классе никому не была нужна, а в 11 оказалось что для всех экономических специальностей идет именно она. Вот тогда все списывальщики и спохватились. Ну да, я тоже время… Читать далее »

Nata.

К сожалению (а может быть и к счастью) в нашей школе сегодня такая тактика не прокатит. То есть или ты учишься по-настоящему, или место тебе на задворках…

Гоблинище

И все равно в день окончания школы я вздохнула с облегчением и счастлива уже 11 лет. Нам говорили: в универе будет сложнее, труднее! нам говорили: дальше только хуже! Ох, как врали. Хуже чем в школе и сложнее — от скуки — мне нигде не было. В школе — дети. Они не умеют за себя постоять. Когда учителя — каждый — задают огромные объемы всего, ученик не может встать и сказать: обалдели ваши головы, мне что, разорваться теперь? Как я говорила в универе, и кстати, преподы понимали и шли навстречу. Поэтому я уверена — главная задача родителя — поддержать своего ребенка… Читать далее »

Марина Л.

Спасибо! А мне и правда и в колледже, и в ВУЗе было намного труднее, чем в школе. В ВУЗе если кто-нибудь начинал говорить, что такой объем заданий выполнить невозможно, его посылали забирать документы.

Гоблинище

Сурово у Вас было.

Ежик

Да,согласна. В школе,конечно,много предметов,на какие-то приходилось обращать больше внимания в старших классах,на какие-то меньше. Но с уровнем требований в институте,во всяком случае,1-2-3 и 5 курс, это вообще не идет ни в какое сравнение. И в институте я даже не представляю,что бы кто-то сказал-я не могу. Дык какие проблемы,действительно? Не можешь-или на вылет,или в академ в лучшем случае. На дозаправку.

Neta

Мединституты — это, конечно, совсем другое. Я училась на экономическом, знакомые на других гуманитарных специальностях, и учиться было во много раз проще и интереснее, чем в школе. Хотя бы потому, что за исключением неизбежной "нагрузки" все предметы были явно необходимыми для выбранной профессии, а не просто набором "дисциплин".

Арина

Зато из Вас наверное профессионал получился.

Екатерина (другая)

Как будто я писала:))) Точно также всегда думала и про школу, и про универ.

olgayeriomenko

Ох, с содроганием вспоминаю сие заведение (((
Какая мудрая у Вас мама )

Neta

Мне кажется, в старших классах к избирательности в домашних заданиях приходят все дети. Во-первых, потому что многие уже хорошо представляют чем они собираются заниматься дальше и жалко сил на те предметы, которые однозначно забудутся за ненадобностью через год-другой по окончании школы, во-вторых, потому что учителя задают задания по своему предмету, никак не считаясь с тем, что предметов много и иногда общее количество заданного выполнить просто невозможно. У нас в семье по этому поводу любят анекдот про то как отец с сыном по очереди пахали на одном коне. Когда бедный конь сдох от изнеможения, они удивленно сказали: "Что ж ты сдох?… Читать далее »

Гоблинище

Вот примерно это я и имела в виду )) чтобы ребенок не "садился за уроки" вот так целенаправленно, часа в три, и не вставали из-за них в восемь, а набросал бы необходимые письменные задания левой пяткой быстренько, а на тему истории или литературы прочитал бы интересную книжку или сходил на интересную выставку. Или вообще поспал бы, отдохнул

имечко

Не знаю, я садилась за английский и два часа за ним честно сидела, потому что мне хотелось перевести текст как надо, а не как мои одноклассники, на уроке роясь в словаре…Остальные уроки можно было делать в школе

Гоблинище

Когда я готовилась к кандидатскому минимуму, тоже сидела по два часа со словарями. Но есть маленькая разница. В университет на факультет я пошла по собственному выбору, и сама решила сдавать кандидатский. Никто не заставлял. А в школу дети идут поневоле, им не дается никакой альтернативы. Поэтому полюбить како-нибудь предмет в школе можно только из-за собственного таланта или из-за таланта учителя. Когда нет ни того, ни другого, увы, это каторга. Ну и зачем 10 лет каторги?

имечко

Английский пригодился, да и другое всплывает потихоньку…та же физика с химией

Арина

А — простите — результат у вашей деятельности есть? Открыли что-нибудь?

elleni7

Спасибо монахине Екатерине за перевод, как всегда, очень познавательно. Будем использовать советы. Хорошая идея с выписыванием основных тезисов в блокнот, надо попробовать с сыном.

монахиня Екатерина

Спасибо, Елена, за добрые слова.

Похожие статьи