Однажды, пытаясь скоротать время в знатной очереди в отделение банка, я читала заметку психолога в бесплатной районной газете. Автор писал, что, пытаясь помочь ребенку, мы сами «убиваем» любую его инициативу, а надо ее только поддержать, и ребенок вскоре станет настоящим помощником и научится самостоятельности. И так мне эта статья запомнилась, что я твердо решила так и делать. Старшему сыну как раз исполнился годик, это тот самый потрясающий возраст, когда ребенку нужно все и сразу, инициатива так и бьет фонтаном. Я осмелилась и дала ему кашу и ложку, и… чуда не произошло, он не съел кашу и не сказал «спасибо», вся каша была размазана по стулу, полу и одежде. После отмывания всего вокруг и стирки детских вещей желание обучать ребенка самостоятельности как-то пропало: это же сколько времени пройдет, пока он научится! Но слова психолога не выходили из головы, поэтому я решила действовать дальше и ждать результата, ища способы сделать так, чтобы и ребенку инициативу не гасить, и себе жизнь облегчить. Начала класть в тарелку лишь пару ложек каши или другой еды, тогда он меньше разливал и больше съедал; овощи давала отварные, которые можно есть руками, кружку нашла маленькую и с тонкими кромками — так меньше проливалась; перед кормлением ребенка раздевала, а пол застилала клеенкой для стола, чтобы ее просто ополоснуть под душем. Уборки стало в разы меньше, первый месяц-два казалось, что сдвигов в аккуратности нет, а потом произошел скачок, ребенок стал есть все чище и чище с каждым днем. В итоге в полтора года я могла смело дать ребенку еду в гостях, куда он приходил в парадной одежде. И это была только первая победа, дальше мы с ним освоили нарезку салатов из отварных овощей и фруктов, намазывание бутербродов с маслом и плавленым сыром, подметание пола, вытирание пыли, стирку носочков и многое-многое другое. Нетрудно догадаться, что с другими детьми я поступила так же. И знаете, этой инициативы у них с каждым годом прибавляется, им приятно понимать, что они могут делать многие вещи, которые никогда не доверят другим детям их возраста, у них есть ситуация успеха, которая важна для внутренней мотивации любого человека, даже взрослого. К 3-4 годам мы уже вместе готовим обед, в 6 лет ребенок может приготовить обед самостоятельно и хочет это делать, пользуясь книгами с рецептами, старшие дошкольники сами убирают свои вещи и игрушки, они не ждут напоминания, а ставят себе напоминание и таймер на смартфоне. Школьники не только самостоятельно делают уроки и помогают с занятиями малышам, но и постоянно ищут полезные занятия: осваивают новые программы, учатся программировать, находят новые рецепты блюд разной сложности и сами их готовят, не просто убираются в комнате, а самостоятельно ищут варианты оптимизации пространства. И это все их личная инициатива, которая поощрялась с раннего детства. А ведь по сути они не такие уж и большие, наши школьники, им 7 и 8 лет. Как же поощрять инициативу ребенка 1-3 лет безопасно для него и без ущерба для маминой психики? Купите безопасные пластиковые ножи, ими ребенок вполне сможет резать бананы, отварные овощи, мягкие фрукты, намазывать масло и плавленый сыр. Когда он этому научится, можно будет брать не острый настоящий нож и переходить к следующему этапу. Там, где ребенок режет, чистит, ест, готовит, стелите клеенку: ее проще отмыть, чем пол. Пусть ребенок учится готовить и есть в одних трусах или памперсе, чтобы потом не пришлось стирать горы одежды. Давайте ребенку тряпочки, губки, пылесос, но сначала пусть он номинально трет достаточно чистые поверхности, постепенно увеличивайте степень загрязненности того, что он моет. Тогда малыш постепенно научится обращаться с тряпками и губками, а не размазывать грязь еще сильнее и не гонять пыль. Кормить маленького ребенка начинайте с «хватательной» пищи, ложки выбирайте удобные, а кружки — с тонкими бортиками. Купите ручной пылесос, он легкий, даже ребенок двух лет с ним справится. Давайте ребенку мыть посуду, только сначала небьющуюся. Поставьте пластиковые коробки для одежды и игрушек прямо на пол, чтобы малыш мог всегда сам убрать свои вещи. Советы кажутся совсем простыми, но они дают очень многое в плане развития инициативности и самостоятельности ребенка!