Женщин за рулем становится все больше, но многие до сих пор раздумывают, а некоторые и просто не хотят водить машину. Давайте подумаем, что в этом сложного и стоит ли ввязываться в приключение под названием «сдай на права, садись за руль». Лично я глубоко убеждена: умение водить машину — такой же необходимый навык, как умение работать за компьютером и хотя бы на базовом уровне говорить по-английски. Понятно, что далеко не у всех семей есть машина, и, к сожалению, у очень многих нет финансовой возможности ее приобрести (а иногда и нужды такой нет — ну, когда все взрослые, самостоятельные, на работу на метро, в отпуск на море, дачи нет и Ашан под боком). Но я буду больше говорить о ситуации, когда в семье есть машина, или семье она очень нужна и покупка планируется, или вы раздумываете, на что потратить деньги — на сумочку или на автошколу. Когда женщина заявляет о желании получить права и начать водить, она может столкнуться с отсутствием поддержки мужской половины семьи: зачем тебе? Я же вожу. Зачем тебе? У тебя и так нет времени, сейчас пойдешь учиться, вообще тебя дома не увидим. Зачем тебе, ты же право и лево путаешь. В особо запущенных случаях могут посыпаться сентенции о том, что женщины водить не умеют, водят хуже мужчин и так далее. Выдыхаем и настраиваемся на самый решительный лад. Женщины прекрасно водят машину и (не хочу лезть в статистику) зачастую аккуратнее и безопаснее, чем мужчины. Женщине реже свойственно лихачить просто потому, что кто-то едет быстрее, подрезал или «надо показать». Мне кажется, у нас включается здоровый инстинкт самосохранения: мы ведь нужны детям, значит, ехать надо осторожно. Иногда, безусловно, женщины на дороге «подтормаживают», включают не тот поворотник или не могут сообразить, куда им ехать. Но то же самое бывает с мужчинами, пожилыми водителями, новичками и приезжими. Так что бояться не надо. Даже если вас возит муж, сын и брат (и, кстати, в таком случае — особенно!) — права обязательно должны быть и водить надо уметь. Поясню, почему: если в семье есть машина, то часто на ней ездят не только по городу, но и за город. В любой нештатной ситуации хорошо, если пассажир машины может сесть за руль. Дай Бог, чтобы никогда в вашей жизни не случилось такого, чтобы в машине в чистом поле водитель почувствовал себя плохо и вам пришлось сесть за руль, хотя бы чтобы доехать до ближайшего населенного пункта, но ведь это, к сожалению, бывает. Если близкие вас поддерживают, тогда здорово — сомнений быть не может. Ищем автошколу, ищем инструктора и вперед. Я неслучайно написала «ищем инструктора». Дорога — зона повышенной опасности, поэтому плохой инструктор может навредить больше, чем плохой репетитор или плохой мастер по ремонту. Инструктор должен уметь учить, подбадривать и настраивать: в частности, на соблюдение правил! Когда я училась водить, я сменила трех инструкторов, но «своего» так и не нашла, поэтому могу рассказать, как не должно быть. Про правила. Мой первый инструктор любил изрекать сентенции в стиле «тише едешь — хрен доедешь» (когда я двигалась с разрешенной скоростью 60 км/ч), «всех будешь пропускать — до работы не доедешь» (когда я останавливалась на пешеходном переходе) и «из десятка тех, кто у меня учился, начинают водить один-два человека» (это уже про подбадривание и про то, что он даже сам не понимал, какую антирекламу себе делает). Про машину. Желательно искать хорошего инструктора, машина которого по характеристикам близка к той, которую будете водить вы (и той, на которой будете сдавать практическую часть экзамена по вождению). Если вы точно знаете, что будете водить машину с коробкой «автомат», но знаете и о том, что в ГИБДД все машины — механика, надо осваивать механику (сейчас, конечно, эта проблема стоит не так остро, но все же стоит обратить внимание). Если вы будете ездить на «автомате», в ГИБДД «автомат», то учиться на механике особого смысла нет (то есть, конечно, есть — я, например, фанат механики), но вряд ли стоит тратить на нее время. С другой стороны, пересесть с механики на автомат — проблемы нет, а вот с автомата на механику надо переучиваться. До сих пор приходится сталкиваться с мнением о том, что учиться надо летом (когда нет снега и долгий световой день), в удобной одежде и обуви. Второй мой инструктор, когда я пришла на занятие в костюме и на каблуках, заявил: «На каблуках машину не водят» (надо было спросить: а сам-то пробовал? но я постеснялась). Учиться надо ровно в той одежде и обуви, в которой вы всегда ходите. И, кстати, на каблуках (не на шпильках, а на обычных каблуках) водить даже удобнее — меньше устает нога (на мой взгляд). Кроме того, зима в России долгая, перевес в сторону темного времени суток тоже длится долго, поэтому логично привыкнуть ко всему этому еще во время учебы. Так что если есть возможность — я сторонник того, чтобы учиться зимой. Когда вы успешно сдали экзамены и получили права, остается самое главное — начать ездить. Сразу. Если в семье есть машина — садиться за руль. Если нет, но планируется покупка — покупать как можно быстрее. Надо ездить и закреплять навык. Когда в первый раз садишься в свою машину и на переднем пассажирском сидении никого нет, многие теряются, становится страшно: за несколько месяцев учебы сформировалась привычка, что рядом кто-то есть. Можно позвать подругу, которая не побоится совершить с вами первый выезд, и лучше не звать того, кто сам недавно научился водить, — будет советовать «под руку». В общем, дерзайте. И получайте удовольствие от езды за рулем — это самое главное. Оно того стоит!