Главная цель книги «После трех уже поздно» — пропаганда идей раннего развития. Масару Ибука, больше известный в мире как основатель корпорации Sony, написал ее почти полвека назад. Поэтому нет ничего удивительного в том, что большинство рецензентов оставляют отзывы на книгу в духе «ничего нового для себя не открыл». Однако тот факт, что эта работа по-прежнему переиздается на многих языках чуть ли не ежегодно, заставляет обратить на нее внимание. Основные мысли книги просты, и, раскрывая их, автор логичен и последователен. К 3 годам развитие клеток головного мозга человека завершается на 70-80 процентов. Следовательно, крайне желательно начинать заниматься развитием ребенка буквально с рождения. При этом под ранним развитием автор понимает не насильственное вскармливание детей фактами и цифрами, а скорее наличие у них возможности познакомиться с как можно большим числом областей науки и искусства. Автор утверждает, что способности и характер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются в определенный период его жизни. «Ни один ребенок не рождается гением, и ни один — дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста… Любой ребенок, если ему дать то, что нужно и когда нужно, должен вырасти смышленым и с твердым характером». При этом автор достаточно безапелляционно заявляет, что несмотря на то, что мышление, творчество, чувства развиваются и после трех лет, они используют базу, сформированную к этому возрасту. И если в первые три года не была создана прочная основа, учить в дальнейшем, как именно ее использовать, бесполезно. «Это все равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, на плохом компьютере», — пишет он. Наследственности и генам Ибука отводит весьма небольшую роль в формировании личности и способностей ребенка: «По моему мнению, в развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность. Именно благодаря окружающей среде и жизненному опыту дети, такие одинаковые при рождении, вырастают с разными способностями и характерами». Ибука — сторонник совместного сна и тесного физического контакта между родителями и малышом. По его мнению, чем чаще ребенка берут на руки, тем лучше для него. Также огромную роль он отводит атмосфере, которая царит в семье. «Совсем необязательно делать что-то особенное, чтобы способствовать раннему развитию вашего ребенка. Самое лучшее для начала — это создать гармоничные отношения между мужем и женой и приятную психологическую атмосферу дома». Ну и основной рецепт: «Самое лучшее воспитание для ребенка — это материнская любовь». Раннее развитие для автора — это не пичканье малыша информацией и стремление научить его рано читать и писать. Скорее, это развитие у него умения рассуждать, оценивать. В качестве основного метода воспитания автор предлагает не целенаправленное обучение ребенка чему-либо, а попытку заинтересовать его предметом. Особое внимание Масару Ибука уделяет созданию необходимых условий: «Например, для того чтобы у ребенка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточно карандашей и бумаги. Бесполезно ждать, чтобы у малыша появилось желание к чему-либо, если условия для этого не созданы». При этом в книге достаточно много спорных моментов. Так, утверждение, что «ребенок, воспитанный неразговорчивым угрюмым человеком, будет всегда не в духе, а воспитанный небрежным человеком будет небрежен», вызывает как минимум недоумение. А фраза «шлепать ребенка можно только пока он еще слишком мал и не может воспринять это как оскорбление» вызывает оторопь у современных мам, привыкших к западным либеральным ценностям, где физические наказания неприемлемы в принципе. Постулат о том, что при воспитании ребенка не рекомендуется пользоваться услугами нянь («не следует передоверять воспитание ребенка другому лицу, особенно пока он маленький»), также идет вразрез с современными условиями жизни, в которых профессиональная реализация в системе жизненных ценностей для многих женщин занимает не меньшее место, чем семья. Книга написана простым языком, читается легко, и факты, которые автор приводит в доказательство своих идей, весьма наглядны. Из минусов можно отметить многочисленные повторения одних и тех же идей и достаточно большое количество «воды» в тексте, даже при том, что книга совсем не большая по объему. Можно отметить и то, что в процессе чтения не оставляет чувство, что автор притягивает за уши примеры и факты, да и постулирование глубоких выводов на основании одного-двух примеров не добавляет автору доверия. Равно как и многочисленные отсылки на неопределенный круг лиц: «многие взрослые», «некоторые психологи» и т.д. — для доказательства верности своих идей. Тем не менее, уделить вечер прочтению книги не помешает. В конце концов, узнать мнение далеко не глупого человека, который рассуждает о таких важных вещах, как воспитание детей и атмосфера внутри семьи, довольно интересно. Комментирует Галия Нигметжанова, детский, возрастной психолог, ведущий специалист Психологического центра поддержки семьи «Контакт»: Сначала отметим, что «После трех уже поздно» была написана полвека назад, и ее идеи —это полемическое противопоставление традиционному воспитанию. Отголоски традиционного подхода, правда, мы видим и сегодня. Но десятилетия и даже столетия это было основным. Считалось, что маленький ребенок, новорожденный, младенец, малыш, который еще не разговаривает, нуждается, прежде всего, в хорошем уходе: сытная еда, достаточный сон, тепло, сухая чистая одежда. И этого довольно. Довольно для выживания. Детская смертность была высока, и выживание маленького ребенка было главной задачей окружающих взрослых. Времена изменились. Японский автор Масару Ибука хорошо почувствовал это. Его взгляды произвели некогда революцию в умах родителей и по сей день интересны многим. Он заявил правильные вещи: с самого рождения ребенка мы имеем дело не с нежным ростком, требующим только ухода, а с индивидуальностью. Помогать индивидуальности реализовать все, что возможно, нужно начиная с рождения, не откладывая. И для этого есть сильная, заложенная природой, основа — мозг человека с большими возможностями обучения. К сожалению, многие возможности человеческого мозга мы пока еще не знаем, но и то, что знаем, зачастую не используем. Вот основное послание революционной книжки. В развитых странах эта точка зрения сегодня всеми принята. Мало кто из родителей лишь выхаживает, ухаживает за ребенком. Еще до рождения малыша взрослые выстраивают концепцию его будущего развития. Они знают, кого бы им хотелось вырастить. Родители много читают, ходят на лекции и семинары. Полемика идет по другому вопросу: как именно понимать развитие ребенка. Если мы его понимаем просто как некоторую сумму приобретенных навыков — это одна позиция. Тогда чем больше навыков — от умения кататься на коньках и велосипеде до понимания и говорения на иностранных языках — освоено ребенком, тем больше мы, как родители, вложили в ребенка. Мы молодцы! И чем раньше, тем лучше. Если развитие ребенка мы определяем как процесс понимания себя в этой жизни — кто я, зачем я, каков этот мир и я в этом мире, как я могу наиболее полно прожить свою жизнь — то эта другая позиция. В этом подходе развитие человека длится всю его жизнь, от первого до последнего дня. Оно не линейно, не поступательно, в этом процессе есть прорывы, и есть отступления, есть ровные периоды, и есть кризисы. Задачи родителей по отношению к ребенку здесь много сложнее. Не просто отвести ребенка в секцию, кружок, пригласить педагога, купить вовремя нужные кубики или карточки. Нет! Может, и это, но не только и не столько. Выстраивание глубоких, эмоционально теплых отношений с ребенком с первого его дня. Тогда и выбор секций, кружков и многого другого происходит в тонкой настройке на нужды, потребности ребенка, его уникальные интересы. Каков он, мой ребенок? Азартный, застенчивый, очень общительный, тревожный, непоследовательный, упрямый. Согласитесь, мы видим это в ребенке очень рано. Что ему на самом деле нужно? Как я могу ему помочь? Быть ему опорой в достижении трудных целей (его, не моих целей!) и не вмешиваться в те процессы, с которыми он может справиться сам. Как различать эти ситуации, где мне надо вмешиваться, и где вмешательство затормозит развитие ребенка? Вот задача задач для родителей в плане развития их ребенка. Я бы отталкивалась от второй точки зрения. Человеку для реализации себя можно опираться на три важнейших личностных качества. 1) На глубокое доверие к миру, ощущение того, что мир хорош, чтобы проживать в нем свою жизнь. 2) На доверие к себе, я в этом мире могу что-то сделать сам, я могу на себя полагаться. 3) На свое инициативное начало: я могу выдвинуть идею по преобразованию отношений или предметного мира и претворить это в жизнь. Эти личностные качества действительно закладываются в первые три года. Если все идет благополучно, то это создает очень крепкий фундамент человеку в жизни. Мы не можем предусмотреть все, что с нами случится, но качества эти помогут нам выстоять. Поэтому, может быть, и стоит почитать эту книжку, чтобы просто проникнуться важной идеей: человек родился, и он заслуживает того, чтобы сразу вкладываться в его развитие, с первого дня, никуда не откладывая. Несколько слов все же о приобретении навыков. Чтение и счет — это тоже навыки, пусть сложные. Действительно, определенные навыки гораздо легче приобретаются в раннем возрасте. Мозг пластичен, высоки подражательные способности. Подражание, как свойство человека, примерно до 9 лет помогает обучаться новому. Пик приходится на возраст от 2 до 5 лет. Поэтому какие-то вещи после трех лет осваивать приходится действительно сложнее, дольше. То, что раньше усваивалось по схеме «вижу, подражаю, воспроизвожу», в более поздних возрастах требует речевой инструкции, опоры на логику, развернутой ориентировки и тренинга, тренинга, тренинга. А что касается английского и бассейна, может быть, совсем не обязательно следовать заданному шаблону? Знаете ли вы, какой язык будет востребован, когда ваш ребенок вырастет? Вполне возможно, что не английский, а китайский. Или изучение иностранного языка через 20 лет вообще перестанет быть актуальной задачей. Например, корпорация Apple или кто-то еще выпустит универсальный портативный переводчик, который будет за нас говорить и переводить любую фразу. Мы не можем знать заранее, в каком мире будет жить наш ребенок завтра. Другое дело, если мы решаем иные задачи. Учить прилагать усилие, например. Или организовывать свое время. Или преодолевать барьеры. Или владеть своим телом, координацией, ловкостью. Вы ведь рано приобщаете к плаванию или роликам не ради своих амбиций, вот и придерживайтесь этих рамок, не требуйте от ребенка всего и сразу. Очень часто родители отдают своего ребенка в секцию с благородной целью развития полезных в жизни навыков, а потом начинают ждать от него результатов: участвуй в соревнованиях, занимай первые места и так далее. Но ведь ваша первоначальная задача не в этом состояла, правильно? Повторимся. Стоит заняться формированием навыков уверенности, самостоятельности, инициативности, о которых мы говорили выше. Остальное приложится. Может, не до трех лет, но имеет высокие шансы случиться в жизни. Давайте просто смотреть на то, кто у нас родился. Дети — как «инопланетяне», с ними надо сначала познакомиться. И деликатно создавать условия для развития личных индивидуальных способностей, убирая из поля детско-родительского взаимодействия наши амбициозные желания. Мы не можем программировать жизнь ребенка. Мы можем спокойно наблюдать за тем, какие интересы у него появляются, и одновременно показывать свой интерес к чему-либо. Жить свою насыщенную полную жизнь. Наше-то развитие тоже продолжается. И нам в любом нашем возрасте не поздно осваивать новое, а ребенок может к этому присоединяться. Подводя итоги, скажу: да, после трех может быть поздно. Но поздно что? Сформировать важнейшие, по-настоящему жизненные навыки — доверия к миру и уверенности в себе, самостоятельности и инициативности. Если же эти качества в ребенке заложены в первые годы жизни, то, опираясь на них, все остальное задуманное он сможет реализовать сам. Родители, интересующиеся вопросами воспитания детей, могут принять участие в мероприятиях «Родительского клуба» с участием Галии Нигметжановой. Подробная информация о занятиях — по ссылке.