«Праздник еще какой-то устроили. День единения какого-то. Или объединения. Что за дата такая? Какого объединения? С Америкой что ли?» Подслушанный вчера вечером диалог у киоска на остановке рядом с домом вынудил впасть в глубокие и не очень веселые размышления. Вроде и дядя на вид не глупый, и возраста уже вполне себе зрелого, но… Так странно было слышать от взрослого человека слова, обнажающие полное отсутствие самых элементарных, базовых знаний истории Отечества.

Скорее всего, это высказывание, случайно обратившее на себя внимание, вызвало бы не столь болезненную реакцию, услышь я такое размышление впервые или хотя бы один раз в течение этих выходных дней – но вот исполнилось ровно 400 лет с того момента, когда в жизни и нашего государства, и народа свершилось чудо, когда вопрос их бытия был, наконец, решен положительно, наткнуться на такое дикое восприятие некогда незаслуженно забытого, а ныне восстановленного праздника было особенно печально.

Вспомнилось расхожее суждение о том, что история никого и ничему не учит. Пожалуй, так и есть. Но лишь по одной простой причине – ее почти никто не знает и изучать не очень-то стремится. А знания, полученные из школьного курса, как показала реальность, улетучиваются из памяти за ненадобностью с практической точки зрения, еще стремительнее, чем начальные понятия высшей математики или аналитической геометрии. Вот и получаются такие курьезные ситуации, когда люди помнят по именам участниц скандальной панк-группы, разбираются в тонкостях устройства и технических особенностях сотни самых разнообразных автомобилей, выпускаемых мировым автопромом, но при этом совершенно не в курсе – почему мы зовемся до сих пор русскими, а земля, на которой мы живем, все еще входит в состав государства под названием Россия.

А ведь поучиться у этой самой истории и сегодня есть чему. И героизму, и патриотизму, и мужеству, и преданности национальным идеалам и своей вере. Причем без малейшего налета внешнего пафоса и патетики. Всему тому, что в современном мире подвергается высмеиванию и глумлению, тому, что выставляется теми, кто причисляет себя к «прогрессивно мыслящему человечеству», в качестве анахронизмов и пережитков дремучего средневековья.

Кстати, если уж речь пошла о прогрессе – то этот праздник способен дать нам урок и настоящей демократии. Если, конечно, мы сможем вспомнить, что идейным вдохновителем народного ополчения, который в конечном итоге освободил и столицу, и Отечество от неприятеля, стал простой, хотя и уважаемый, житель провинциального города. А действующей силой – простые русские люди. Какой бы национальности на самом деле и какого бы сословия они ни были. Да, и в первом, и во втором ополчении было много разногласий между социальными группами – ополченцами, казаками и профессиональными военными. Но носили они, скорее, тактический характер – относительно методов ведения боевых действий и распределения полномочий.

А вот насчет того, что казаки – выходцы из малороссийской земли или их сотоварищи с Дона — спорили с мордовскими крестьянами на тему: кем же были все-таки Адам и Ева – древними украми, мордвинами или русами, есть у меня почему-то очень серьезные сомнения. Не говоря уже о прочих, так хорошо и печально известных нынешним жителям русской земли национальных и культурных разногласиях, заставляющих порой источать тонны бессмысленной ненависти в адрес любых оппонентов, лишь бы отстоять свою, часто никем особо и не оспариваемую идентичность и неповторимость.

Вот о таком единстве, о такой демократии напоминает нам нынешний праздник. Нам, забывшим напрочь опыт прошедших веков и равняющимся на опыт и ценности страны, по земле которой в те далекие годы еще свободно охотились племена индейцев.

Я уже не говорю о духовном единстве народа, собравшегося под стягами князя Дмитрия Пожарского вокруг Казанской иконы Божией Матери. Людей, для которых чудесное явление Пресвятой Богородицы Кузьме Минину было не абсурдом, а пусть и необычной, но все же реальностью. Людей, которые в память об этом единстве, едва оправившись от послевоенной разрухи, воздвигли на Красной площади столицы, наверное, самый миниатюрный, но от этого ни чуть не менее прекрасный, нежели исполины Кремля и Петербурга, собор в честь Казанской иконы Божией Матери.

Оттого и печально видеть сегодня такое тотальное забвение своего прошлого. Думаю, что если 9 мая спросить у еще оставшихся в живых ветеранов ВОВ: а что сегодня за праздник, это прозвучит для них самым ужасным оскорблением. Но если быть реалистом, то придется признать, что при нынешнем отношении народа к своей истории, уже лет через 50 такой вопрос будет абсолютно идентичным тому, что заставил меня погрузиться в эти не самые веселые размышления.

Почему невеселые? Да потому что в наш информационный век, когда знание, благодаря массовому распространению всевозможных коммуникационных средств, стало поистине достоянием всего человечества, мы черпаем из этого источника какой угодно мусор и хлам, но только не то, что действительно было бы достойно отнюдь не безграничных ресурсов человеческой памяти. Да и те, кто формирует сегодня, по крайней мере у нас в стране, информационное пространство, не очень-то озабочены тем, чтобы напомнить согражданам о таком важном для них празднике и его истории.

В том, что это необходимо, сомнений нет – просто стоит помнить, что для большинства соотечественников начало ноября крепко ассоциируется с совершенно иными праздничными воспоминаниями. И назвать исторически грамотную расстановку фактов пропагандой, как это принято сегодня делать в «либеральных» СМИ, было бы не совсем правомерно. В тех же США, на которые нынче принято кивать как на образец демократии и прогресса, не стесняются через СМИ напоминать согражданам о наиболее важных событиях в истории страны. И большинство людей воспринимают это нормально. Более того – уважают эту историю и гордятся ей.

И беда даже не в том, что если сегодня никто так и не сочтет просветительскую работу интересной для себя, большинство россиян старшего поколения никогда не поймут – зачем у них отобрали «красный день календаря».  Беда в том, что молодое поколение и дальше будет подражать беспутным девчонкам из раскрученной на всю страну панк-группы, чье название и произносить-то неприлично.

А 4-го ноября, и 9-го мая – придет время – будут недоуменно спрашивать друг друга: а что сегодня за праздник? Не думаю, что такие люди смогут сохранить не только единство, но даже независимость и свободу своей страны.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Клирик храма Воскресения Христова г. Воронеж, руководитель пресс-службы Воронежской епархии

Другие статьи автора
новые старые популярные
Malkona

Не, мы праздновали. И Димитровскую родительскую субботу, и Казанскую. И на 200-летие Бородина ездили, а 9-го мая несколько лет назад — во Ржев, где похоронен погибший дедов брат.
Иначе нельзя. Бесперспективно — и просто скучно.

mamilochka

Спасибо, очень интересно и поучительно!

DS2012

"когда в жизни и нашего государства, и народа свершилось чудо, когда вопрос их бытия был, наконец, решен положительно"

Я немного не понял. Разве гарнизон Гонсевского в Кремле насчитывал целую армию, готовую захватить всю Россию? Или столько польских солдат было в войсках гетмана Ходкевича?

В чем была непосредственная угроза народного бытия?

galina1976

Попробуйте здесь. Может, понятнее будет. https://www.pravmir.ru/smuta-byla-ili-budet/

DS2012

Посмотрел еще до прочтения этой статьи 🙂 но это означает, что поляки были только катализатором объединения, а Смута представляла собой гражданскую войну. Которую поляки… помогли завершить, покусившись на самое святое — символ государства Российского в виде Кремля 🙂

galina1976

Вы знаете, мне угроза бытия увиделась немного в другом. Самое святое тоже.

DS2012

А именно?

galina1976

"…лучшими учителями для русских в Смутное время оказались казачки — разбойнички, да отряды поляков. Первые как хотели, измывались над русским обывателем. А вторые не только грабили, но и издевались над православной верой, последней связующей русских людей нитью. Не трудно представить, что чувствовал православный человек, когда видел, как поляки – это реальное свидетельство очевидцев XVII века – раздирали архирейские одежды на портянки" Думаю, что это не про Кремль. "Довольно долго политические задачи стояли лишь перед интервентами, но не перед русскими. Шведы, поляки, англичане целенаправленно шли к своей цели – расчленению Руси, а поляки еще всеми силами старались привить стране католицизм. У… Читать далее »

DS2012

Ваш ответ понятен. Но, однако, национального единства хватило ненадолго, увы. Уже менее чем через 50 лет грянула церковная реформа патриарха Никона, приведшая, по сути, к религиозной войне. Поляки раздирали архиерейские одежды, а сторонники реформы жгли старообрядцев на кострах… протопоп Аввакум тому пример.

Есть, кстати, мнение, что одной из движущих сил революции 1905-го года стали старообрядцы, которых очень много было в купеческом сословии. Так, Савва Морозов, происходивший из старообрядческой купеческой семьи, финансировал… издание газеты "Искра"

galina1976

Оттуда же:
"Отсюда еще один вывод. Не надо иллюзий: если власть не готова своевременно скорректировать свой курс, а рассчитывает лишь на подавление недовольных, на смену слабой оппозиции обязательно придет сильная. И не обязательно вменяемая."

DS2012

Вот именно! Национальное единство должно включать себя хоть какое-то единение власти с народом… а не то, что у нас было перед 1917-м годом.

Как говорили герои моего любимого фильма "Кин-дза-дза":
— К правительству лететь — гравицаппу надо иметь! Правительство на другой планете находится!

galina1976

Думаете правительство? Из любимого: "– Не угодно ли – калошная стойка. С 1903 года я живу в этом доме. И вот, в течение этого времени до марта 1917 года не было ни одного случая – подчёркиваю красным карандашом: ни одного – чтобы из нашего парадного внизу при общей незапертой двери пропала бы хоть одна пара калош. Заметьте, здесь 12 квартир, у меня приём. В марте 17-го года в один прекрасный день пропали все калоши, в том числе две пары моих, 3 палки, пальто и самовар у швейцара. И с тех пор калошная стойка прекратила своё существование. Голубчик! Я не говорю… Читать далее »

zosya72

А откуда у пролетариев должна была взяться культура? Что они видели? Нищету, грубость, несправедливость. В университеты их не брали.
Для чего нужно государство? Наверное, для того все-таки, чтобы защищать интересы всех граждан, а не только той ее части, которая желтые штаны носит.

zosya72

И Вы меня простите, Галина! Но "Собачье сердце" всего лиши художественное произведение, написанное гениальным автором. Но весьма претенциозное. Профессор Преображенскиий на мой вкус, просто сноб, зарабатывающий на жизнь омоложением сильных мира сего.
Встречный совет, если уж на то пошло — перечитать Куприна, Горького, Чехова. Зина и Дарья Петровна — еще не весь народ. И да, я оправдываю грязные калоши в том случае, если народ доведен своим правительством до состояния, граничащего с простым животным выживанием. Это доведение до края и было причиной революции.
Еще раз простите, что встряла в вашу беседу. Но очень не люблю эту цитату… Ничего личного!

zosya72

Свои калоши не оправдываю… Только соседские…

galina1976

Зося, простите меня!

Элла Рэйн

Это вопрос с старшему поколению, почему мы так себя ведем. Когда искала информацию по своим пропавшим родственникам, у нас на ВОВ пропали два воина, так по рукам, как ни странно, били именно старшие родственники, которым по 60 лет. Зачем это нужно? Что это изменит? А когда нашлись документы, стало известно, кто где погиб и место захоронения, сказали, ну поезжай, тебе же делать нечего.

Nika

Ну, я в принципе знать не знаю, когда и какой праздник, на работе напоминают. Мне майские праздники очень даже мешают, я понять не могу для чего 1е мая, кроме как для дачников, почти 2 недели выпадает из жизни. Было 7 ноября, его решили заменить, замена неудачна, в сознании людей не отложилось ничего. Но ведь когда-то и день конституции был, и про него все помнили, благо по ушам ездили. Есть еще уйма псевдопраздников типа дня защиты детей. Если взять календарь, то день строителя, то работника торговли, то учителя, то еще кого-нибудь. Кроме названия ничего нет, сути праздника нет. Какая-то суть есть… Читать далее »

Nika

День Победы так сказать соединил народный смысл и государственный, в 8 марта внесли народного больше, чем осталось от государственного, а значительное число праздников, втч вчерашний, спущены сверху вниз по разнарядке, никто не знает толком, что празднуем, тем паче что его вместо др. праздника сделали своеобразной заменой, искали, чем заменить — нашли и заменили

DS2012

Кстати, празднование Дня Победы как нерабочего дня введено при Брежневе. При Сталине и Хрущеве обширно не праздновали…

Похожие статьи