Интересно наблюдать за изменениями людей, давно причисливших себя к христианам и в очередной раз вступающих на путь поста. Помню, ещё 15 лет назад шли споры о том, можно ли покупать постный майонез и есть соевые сосиски. Потом все дружно начали смеяться над собой прежними, рассказывать о том, что Богу всё равно, что мы едим, главное — любовь. Нас кидало из стороны в сторону, от одного края к другому, но спокойствия так и не наступало.

Почему я употребила это слово — «спокойствие»? Пожалуй, сейчас для меня это состояние, и правда, стало великой ценностью. В нём можно слышать себя и чувствовать, что происходит в мыслях, какие зарождаются эмоции. Быть чуткой к себе. Что в итоге влечёт за собой обязательную чуткость по отношению к другому человеку.

Но раньше, я точно помню, состояние этакой радостной экзальтированности сменялось унынием, и эти «крысиные бега» длились нескончаемо. Как будто я сама была расщеплена на две части, на две очень ригидные субличности с давно прописанными сценариями, каждая из которых выходила на сцену, чтоб другая немного отдохнула.

К сожалению, частенько лёгенькая околоправославная литературка пишется по тому же сценарию. Сначала какой-нибудь барышне было плохо и одиноко, она вела не очень здоровый образ жизни, страдала и никак не могла найти смысл в собственном существовании. Но потом она случайно встречала какую-нибудь старую знакомую или натыкалась на доброго священника — и моментально становилась верующей. Надевала платок и длинную юбку и обретала радость бытия. На этом такие благочестивые рассказы заканчиваются.

Правда, авторы умалчивали, что период депрессии и маниакального состояния (той самой экзальтированности, когда кажется, что всё по силам, что Бог любит, впереди светлое будущее, мир изменился и уже никогда не станет прежним, аллилуйя!) чередуются, и через годик-другой на смену этой радости снова придёт она, родимая и знакомая. Тоска. И наша героиня начнёт погружаться в пучины уныния, считая, что она недостаточно хорошая христианка, что надо ещё сильнее поститься и молиться, пока не доведёт себя до полного истощения, духовного и физического.

И случится это не потому, что она такая плохая, глупая или бездуховная. А потому, что это наше общее массовое заболевание, с которым ой как нелегко жить и которое само себя воспроизводит. Корнями оно, как водится, уходит в историю страны с её поколенческими травмами. Более того — у наших детей будут свои «тараканы», отличные от наших, и мы, как обычно, не сможем им помочь, ибо они — просто другие.

Советская власть очень ясно и чётко говорила — вот хорошее, а вот плохое. Есть мы и они, есть добрые и злые. Мир разделён на два полюса. Школа, работа и семья вторили им: мы будем любить тебя, если… А в противном случае — не будем. И мы сами настолько привыкали оценивать бытие, что впоследствии этот внешний голос становился внутренним, и уже не надо было никаких учителей и родителей, мы сами себя гнобили за любое отличие от идеала.

В когнитивной психологии есть понятия базового и компенсаторного убеждения. Если попробовать описать эту структуру психики на пальцах, то выглядит это так: в детстве у ребёнка формируется некоторое представление о себе, так называемое базовое убеждение. Чаще всего в нашем случае оно звучит так: просто так меня любить невозможно. И субъективная реальность человека трактуется через это убеждение.
Вот идут коллеги по коридору офиса, хихикают.

А человек с таким убеждением начинает чувствовать стыд (а чувства – это наша реакция на происходящее).
Стыд — это ощущение отсутствия поддержки. Где человек испытывает стыд — там чаще всего он погружается в бездну одиночества и готов к тому, что его сейчас будут отвергать, отрицать. Реакция на чувства — это наши мысли. Например, в данном случае человек подумает: «Они смеются надо мной. Наверное, потому что я сегодня голову не помыла». А на мысли идёт следующая волна реакции — поступок. Например, наша героиня просто зажимается или натянуто улыбается.

Результат тоже не заставит себя долго ждать. Или наша героиня начнёт очень тщательно мыть голову и чувствовать себя нормальной только тогда, когда она выглядит идеально (говорит только «правильные» вещи, выдаёт «нужные» реакции, при которых будто бы её полюбят). Или она замкнётся и обозлится на весь мир, и коллеги, и правда, начнут хихикать над ней. Но недолго. Потому что внутри каждого коллеги тоже сидит внутренний голос, побуждающий его быть каким-то для окружающих.

Придя в церковь, мы переносим те же паттерны поведения и на Бога. Как будто ему действительно важно, что мы едим, как часто ходим в храм, какие правила вычитываем.
Важно ли ему это? Ответ: не знаю. Вообще Бог — идеальный объект для проекций. Его обратная связь очень не очевидна, с ним невозможно прояснить отношения. Он везде и нигде. И мы наделяем его теми или иными качествами, опираясь на собственный опыт отношений со значимым Другим. Чаще всего — на опыт общения с родителями или лицами, их замещающими.

В ситуации, когда мы сталкиваемся с этими биполярными качелями, мы становимся неспособными действительно переживать реальность, потому что внутренней боли от переживания собственной неправильности настолько много, что от неё приходится защищаться. Биполярные качели — это медицинский термин, описывающий психическую структуру личности. Они летят-летят-летят, не ведая преград. Бывают нескольких видов. Самый известный — маниакально-депрессивный, в котором периоды чрезмерной активности и подавленности чередуются, но бывает также и «застревание» в одном из полюсов.

Защит, в общем, ну просто море. Кто-то уходит в ритуальность, которая чревата обрядоверием. Бог меня будет любить, если… Буду молиться, буду соблюдать все посты, буду носить только длинные юбки… Правда, периоды разочарования в этой стратегии чреваты очень сильными срывами. Чаще всего, увы, это поведение из серии «назло кондуктору куплю билет, пойду пешком». У «хороших девочек» оно выливается в безудержное обжорство или странные симптомы, когда ну просто сил никаких нет ни молиться, ни ходить в церковь. На глубинном уровне такое поведение можно перевести на русский язык так: «Ага, а если я буду плохой, ты всё равно меня любить будешь?»

Ведь выходит, если Бог любит только тех, кто всё делает правильно, то Он тоже злой и расчётливый старикашка? Но ведь быть такого не может…

Ещё вариант — люди начинают уходить в «самогнобление», которое ничего общего с покаянием не имеет. Для любителей самоуничижения очень рекомендую прочитать книгу Арнхильд Лаувенг «Завтра я всегда была львом» и познакомиться с фигурой внутреннего Капитана, того голоса, который заставляет ощущать свою недостойность. Конечно, в книге приводится крайний случай, глубокая психиатрия. Но если вовремя не остановить этот мысленный диалог, то именно в сумасшествие в итоге можно попасть.

По личному опыту могу сказать, что легко принять этого внутреннего персонажа за «беснование» и побежать на отчитки, но это слишком самоуверенно. Корень таких искажений — в невозможности смириться с собственной неидеальностью, и, как это ни печально, на этом этапе, скорее всего, понадобится психиатрическая помощь.

Есть и ещё один способ «ухода» от внутренней боли — это чрезмерная активность. Драмкружок, кружок по фото, клирос, двести послушаний, детский дом и ещё туча дел. Часто депрессивные завидуют таким вечным двигателям, но только подумайте, от какой внутренней боли нередко убегают такие маниакально-активные люди.

Сами по себе послушания очень даже неплохи, но чтобы отличить действительный избыток сил от маниакальности, стоит обратить внимание на ближних этого человека. Помните цитату из «Писем Баламута» Клайва Стейплза Льюиса? «Она из женщин, живущих для других. Это видно по тому, как другие загнаны». И представьте, с каким одухотворением такая женщина вступает в пост…

— А где же здесь Бог? — может спросить внимательный читатель. Правильно. А нигде. Очень часто мы не способны прочувствовать Бога на психическом уровне просто потому, что внутри нас слишком много противоречивых фигур, которые ведут между собой долгие и изматывающие споры. Очень часто внутренний критик принимается за совесть, а жуткий токсичный стыд — за голос Бога. Но Он так и остаётся где-то снаружи, пока мы продолжаем блуждать по зазеркалью, не в силах отвлечься от этих неразрешённых конфликтов.

Впрочем, есть и хорошая новость. Детство кончилось, и вместе с травмами психика получает очень много ресурсов. Травматики на удивление выносливы, и если эту выносливость направить в нужное русло, то будет всем счастье.

Самое страшное, с чем приходится встречаться человеку — так это с реальной правдой о себе. А реальность в том, что мы по природе своей совершенно обычны, мы находимся где-то посередине между депрессивным «я — великий грешник» (давайте не будем сравнивать себя со святыми отцами, где они, а где мы, говорить о себе такие вещи без выпендрёжа может только человек, очень хорошо чувствующий и принимающий свою природу) и маниакальным «Господь всех любит, аллилуйя, мы спасены!».

Мы одиноки (нет никого на свете, кто понял бы нас, даже мы сами себя до конца понять не способны), мы смертны (и никому не избежать этой участи, даже если кажется, что смерть — это то, что бывает с другими), мы свободны (и никто не возьмёт ответственность за нашу жизнь, все ошибки мы делаем самостоятельно, даже если слушаемся самых духоносных старцев, поступки совершаем именно мы сами), и, что самое главное, жизнь по природе своей бессмысленна. Никто внешний не подарит нам смысл жизни. Даже Бог. Каждый человек сам ищет, почему и для чего он живёт. Он пытается разгадать себя как ребус, как загадку Творца. Пользуясь всеми теми инструментами, что у него есть: поступками, мыслями и чувствами.

И тогда становится совершенно очевидным, почему чувства так важны. Это реакция живого организма на происходящее вокруг. Пока мы чувствуем — мы живы. Нет «плохих» и «хороших» чувств, зато есть «деструктивные» и «созидательные» поступки, которые суть реакции на чувства.

Когда мы запрещаем себе чувствовать во всей полноте, мы себя убиваем, делаем неживыми или полуживыми. На этом месте часто возникают панические атаки, страх смерти, ужас.
Зачем же мы с собой такое делаем? Всё очень просто. В таких состояниях нет тревоги. Страх — это нечто конкретное. А тревога — невыносимость того, что мы не можем контролировать свою жизнь на 100%. Страх даёт иллюзию контроля, тревога — нет.

Разрешить себе чувствовать весь спектр чувств — это позволить себе роскошь быть живым. Научиться управлять своими поступками — выйти на уровень осознанного управления жизнью.
Мне кажется, что пост — как раз и есть самое удобное время для знакомства с самим собой. Переживание собственного бытия намного проще даётся в тишине и на не очень сильно набитый желудок.
Понуждать себя — очень важно, ограничивать — тоже. Контроль за своими поступками — это как управление транспортным средством. Надо соблюдать правила дорожного движения и технику безопасности. Но важно при этом сохранять связь с чувствами. Смотреть по сторонам, видеть себя и окружающих.

В завершении я расскажу одну очень показательную историю, которую я очень люблю вспоминать.
Два монаха впали в блудный грех. Потом опомнились и сказали себе: «Что пользы в том, что мы, оставив ангельский чин, пали в эту нечистоту и теперь, если не загладим грех покаянием, должны будем идти в огонь и мучение? Вернемся в пустыню». И они вернулись. Старцы назначили им епитимью на год, и братья затворились в кельях. По прошествии года иноки вышли из затвора, и старцы увидели одного печальным и бледным, а другого – веселым и светлым. Старцы спросили, какими мыслями были заняты братья?
Печальный отвечал: «Я думал о том зле, которое совершил, и о муке, в которую должен идти, и от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей (Пс.101, 6).

Радостный брат отвечал так: «Я благодарил Бога за то, что Он вытащил меня от нечистоты мира, избавил от будущего мучения и возвратил к ангельской жизни; вспоминая о милости Божией, я радовался!
Старцы на это сказали: «Покаяние одного и другого — равно перед Богом» (Патерик 5, 37).

И, как мне кажется, самый интересный вызов поста — научиться быть и тем, и другим монахом одновременно. Удерживать в себе эту амбивалентность мира, эту возможность одновременно вмещать в себя все противоречие человеческой природы: помнить о своей ничтожности (да хотя бы по сравнению с величием космоса), хрупкости, уязвимости, неидеальности (читай — грешности) и при этом оставлять место для восхищения собой как венцом творения, прекрасно продуманным телом и бессмертной душой, единством противоположностей, которые формируют уникальность каждого из нас.

Мы одновременно одинаковы и неповторимы. Одновременно сильны и уязвимы. Одновременно бедны и богаты. Одновременно мы нуждаемся, и при этом у нас всё есть. Да, а мир одновременно лежит во зле и наполнен любовью. Как и мы сами.

Впрочем, есть вещи, которые просто надо принять как аксиому. И пытаться держаться серединного пути. Он — самый сложный, но и самый (да-да!) простой.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Магистр психологии, практикующий психолог, работаю в юнгианском направлении. Окончила Воронежский Государственный университет, Московский Институт Психоанализа, Московскую Ассоциацию Аналитической Психологии и Российский Государственный Социальный Университет. С 2012 по 2015 г. работала главным редактором портала «Матроны».

Другие статьи автора
новые старые популярные
Гоблинище

О, я точно — радостный брат )))))
Серьезная статья. Заставляет задуматься. Откуда же эти травмы, неужели человек не может вопринимать себя адекватно изначально, а не ценой длительных усилий? Откуда приходят эти пограничные или уже перешедшие границу чувства и восприятие себя? И почему это так распространено, судя по тексту?

Ребенок принимает себя и выносит реальность тогда, когда родители принимают и себя со своими чувствами, и ребёнка с его чувствами. А вспомните, например, рассказы военных лет. Если бы наши бабушки-дедушки почувствовали всё то, с чем они столкнулись, они бы сошли с ума. Поколения так защищались от ужаса внутреннего. Нам вот разгребать.

Гоблинище

Но война была не одно поколение назад. И потом… нет, я конечно все это понимаю, но все же, спокойных времен в истории не было никогда. Таких спокойных, как сейчас, в целом. Если человеческая психика так хрупка, как же мы вообще дожили до XXI века от рождества Христова? Ведь у нас еще есть понятия о норме, об отклонениях от нормы. Если бы человек так закрывал для себя и своих потомков на 3-4 поколения вперед адекватную реальность из-за трудностей, с которыми столкнулся, у нас бы не осталось возможности вернуться к этой самой адекватной реальности. Я просто действительно пытаюсь понять, не опровергнуть что-то,… Читать далее »

Сейчас люди живут индивидуально и решают индивидуационные задачи. Раньше перед ними не стояло таких вопросов, выживали только стайно, скажем так. Психология — ответ на потребности человека. Если бы потребность появилась раньше, то и психология возникла бы раньше. Хотя депрессия описывается ещё у Гиппократа.

Гоблинище

Спасибо! Теперь понятно. Тогда проблема, выходит, в том, что человек получил возможность и даже необходимость жить самостоятельно, но еще не знает как? И еще такой момент. А если меня вообще не напрягает, что коллеги хихикают над моей непомытой головой? Я считаю, что это мое лично дело, и помою ее, когда сочту нужным, а если людям весело по этому поводу, то и отлично. Это если я доподлинно знаю, что именно моя голова послужила причиной веселья. В моем отрочестве-юности одноклассники и однокурсники очень угорали от моей внешности — ну там юбки длинные, носки в сандалии, еще всякие такие вещи, которые оказывается кроме… Читать далее »

Может, у Вас другие базовые убеждения ))) Не знаю, я хоть и читаю Вас регулярно, но ставить диагнозов по аватару не берусь. Главное, насколько Вам самой комфортно быть Вами.

Гоблинище

Я даже не знаю… а что такое базовые убеждения? Считаю, что нужно жить как хочется и не отчитываться перед другими 🙂 Но моя мама говорит, она жила всю жизнь именно так, это когда комсомол и все дела… она просто не вступила в него и много куда еще не вступила. Дело тут в убеждениях или в характере, трудно сказать

julia_yakovets

человек- животное социальное, так что он обязан думать, "как слово отзовется" . посмотрите ссылку на книгу https://www.facebook.com/photo.php?fbid=807974129

Гоблинище

Спасибо за ссылку.
Но нам же все равно не дано этого предугадать 🙂 так что нечего и заморачиваться. Знаете, как-то так получается, что у меня при таком отношении много друзей, и нам весело. Если сам идешь по жизни, не оглядываясь на других, это скорее притягивает, чем отталкивает. Разумеется, я говорю здесь о социально допустимых вещах.

julia_yakovets

грязные волосы и носки в сандаликах- это разное) тело всегда должно быть чистым

Гоблинище

Гммм. Если речь идет о неопрятности, доставляющей дискомфорт окружающим, то тогда конечно. А если просто о том, что волосы не всегда только что из-под душа и ослепительно уложены, то это другое. И это уже личное дело каждого, а коллеги вольны смеяться над чем угодно 🙂 на чужой роток не накинешь платок

julia_yakovets

грязные и не ослепительно уложенные-тоже разное) вы уж определитесь) грязь есть грязь. и она доставлять дискомфорт должна в первую очередь самому носителю грязи. а мы вполне можем потерпеть, мало ли у человека какая ситуация)

Гоблинище

Ммм. В статье написано "непомытая голова". Многие моют голову каждый день, а я нет. Так она у меня на второй день уже непомытая. Но еще не грязная 🙂

julia_yakovets

вы сами начали говорить об именно грязной голове) у меня длинные волосы, так что это не моя проблема) а мыть каждый день люди часто вынуждены из-за дресс кода. он диктует. и человек вынужден думать, как начальство, в 1 очередь, оценит чистоту его волос.

Гоблинище

Нет, прочитайте мой коммент )) я написала: "А если меня вообще не напрягает, что коллеги хихикают над моей непомытой головой?"
Дресс-код, я всегда думала, касается одежды. А проверять на голове каждую волосинку, если человек выглядит опрятно, можно только за ооочень хорошую з/п 🙂

julia_yakovets

угу, в деловом костюмчике, уггах(мы же только об одежде) и с сальными висюльками) дрес код- это внешний вид в целом в конкретных ситуациях

Φωτη

Все-таки не согласна , что "Раньше перед ними не стояло таких вопросов".Это уход от ответа на мой взгляд. Просто раньше выживали более сильные, остальные вымирали. И потребность в психологии была и ее отчасти решали религии , а в случаях, когда это не помогало — человек угасал. А психология как наука не могла возникнуть на пустом месте, нужна база .

Мигелла

Вы посмотрите где-нибудь статистику заболеваемости депрессией и сердечно-сосудистыми и потом рассуждайте о том, какое сейчас время.

Гоблинище

Поговорка такая есть: есть ложь, грязная ложь и статистика. Моему деду поставили причину смерти сердечно-сосудистую, хотя он умер буквально от старости в 87 лет. Ну да, сердце остановилось. Но как результат, а не как причина смерти. Это раз. А два — Вы предлагаете мне посмотреть статистику, а наука эта новая. Я же говорю о времени, когда еще не было статистики — а войны и всякие другие катаклизмы были. Если бы человек на них так остро реагировал, то человечество за свою историю точно не сохранило бы себя в том виде, который мы имеем сейчас. Отсюда я делаю вывод, подтвержденный автором статьи,… Читать далее »

Ксания

Война была не одно поколение назад, в моей семье я — второе поколение, рожденное после войны, муж и его братья-сестры — первое (свекровь родилась во время войны и росла под бомбежками, хоть и мало что помнит из этого, а ее сестры старшие уже войну запомнили очень хорошо). Наши бабушки, выжившие в нечеловеческих условиях, восприняли свою тактику выживания как единственно правильную. Нашим родителям с детства внушали, что надо только так, и ни в коем случае иначе. Мои родители — оба младшие дети в семьях своих родителей — те уже смогли задуматься над правильностью нескольких "воспитательных аксиом", отчасти, потому что на них… Читать далее »

Мари

Лика, спасибо Вам! Но как научиться проживать свои эмоции, чувствовать, и быть условно свободной от них, управлять своей жизнью и поступками сознательно, а не в пелене чувств? А пока там, где должно быть сердце, кровавые ошметки. Это инфантилизм или что-то такое, что надо уже лечить?…

Ну почему сразу инфантилизм. Это, скажем так, некая суровая данность. Я не знаю, лечить или нет, у каждого свои переживания и свои ощущения. Разбираться и залечивать раны — да, надо.

Дария

"Завтра я всегда бывала львом" — на флибусте имеено так находится

Ольга

Позволять себе через чувства быть живой — спасибо за эти слова! Мне накануне Великого поста был такой урок дан, и я поняла, что я на самом деле 5 лет была как мертвая, потому что не позволила себе 5 лет назад прожить боль и свое личное горе…

Светлана

Ольга, Вы можете что-нибудь посоветовать тому, кто оказался в такой ситуации сегодня? Как прожить такую ситуацию? Все именно так, как Вы описали…

Какая животрепещущая тема…..очень вовремя. Спасибо!

Кира

Жизнь бессмысленна? А как же слова преподобного Серафима о стяжании Духа Святого как цели христианской жизни? Не понимаю этого момента. В целом статья понравилась! Много здравого

До этого человек должен дойти сам. Но не обязан. И эта цель не сделает его счастливой, если она ему непонятна, например. Нет внешнего смысла, каждый сам определяется со своими смыслами.

Энная

Травматики выносливы? Спасибо. Это греет.

Лена

Отличная статья, спасибо большое. Психотерапия нам в помощь

ККК

Если человеку так тяжело, что его мотает как на качелях, то может к врачу сходить? Вовремя выписанная таблетка хорошим специалистом снимет напряжение, а потом можно и с собой поработать, только бережно. В восточных практиках много различных чисто физических упражнений, которые помогают успокоить нервы. На востоке человека рассматривали как единое целое- дух и тело. Может поэтому там так развит срединный путь? Никого не хочу задеть, но если начать фантазировать как те монахи, то можно до сумасшедшего дома дойти. Опять же для таких экспериментов нужен УЧИТЕЛЬ, скорее всего, у монахов он был. В общем, девочки, не загоняйтесь, женщины эмоциональны, ранимы, с богатым… Читать далее »

Юлия

Моя подруга, с которой мы вместе поем на клиросе ,борется с пагубной привычкой -курением.В среднем полгода она курит ,полгода нет.На клиросе она около 10 лет.примерно тогда и начались эти бои без правил.Все лучшее что дано ей Творцом ,протестует против курения, все остальное ,что тоже дано ей Творцом не может отказаться от привычки.Подруга регулярно исповедывается и кается в грехе,причащается,получает прощение и снова курит,и поёт на клиросе.потому что уже жизни без этого нет,потому что если не петь ,не молиться ,не пытаться хоть что то исправит в себе-что тогда нам остаётся? Да есть муж,есть .дети ,есть работа ,есть друзья-но одного этого уже мало… Читать далее »

julia_yakovets

Я когда-то прочитала, что в человеке его главная -преглавная страсть, которая душит его и пожирает, будет жить до смерти. ее только нужно держать на коротком поводке и стараться не кормить. Киево- печерский святой- Иоанн Многострадальный, по-моему, закапывал себя по грудь в землю, борясь с блудной страстью. О других его подвигах не упоминается, значит, это были действительно сверхмучения. У меня тоже есть страсть, которую я вскрыла и осознала лет 13 назад, она меня мучает и душит, я чувствую себя иногда дрянью жестокосердной, но в то же время понимаю, что искоренить ее никогда не смогу. остается только волевым усилием держать ее на… Читать далее »

Юлия

Да ,наверное,осознание наших немощей не даёт развиться одному из тяжелейших грехов-гордыни ,помогает более снисходительно относиться к другим.Хотя иногда мы так похожи на Сизифа

julia_yakovets

Сизиф работал в наказание и без цели, а мы- в любви Божией и во спасение).
Очень много лет назад уважаемый и любимый мною наместник одного монастыря сказал мне "птичью", то есть совершенно непонятную, фразу- взаимное смирение. начало доходить где-то года через 4, что он имел в виду. Это был Большой взрыв в моей личной галактике! И мир начал становиться другим, более понятным и осмысленным. И люди заиграли новыми красками, так сказать)

Иринка

Юля, может, вашей подруге к "Неупиваемой Чаше" съездить? Московская область, г. Серпухов, Высоцкий (мужской) или Владычный (женский) монастыри. Чудотворные списки иконы есть в обоих монастырях (сама она сожжена в период богоборчества в 30-е годы).
Пишу потому, что мне самой Божия Матерь помогла таким образом изжить курение. Было это 10 лет назад, Великим постом.

Юлия

Она там бывает очень часто.Кроме того,часть отпуска всегда проводит в Дивеево ,трудится там во славу Божию,это при том что в остальное свободное время послушание на клиросе.Спасибо за участие!

Похожие статьи