На прошлой неделе прекрасную половину блогосферы будоражила новость о возможном запрете продажи на территории России кружевных трусов. Общественность встревожена, Минпромторг срочно направляет обращение в Роспотребнадзор с соответствующей просьбой. И только было все вздохнули с облегчением – кажется, трусам быть! – как слово взял Роскомнадзор, решив, по-видимому, защитить детей не только от порнографии и эротики, но и от Тициана с Рубенсом. «Регулирование защиты детей от информации эротического и порнографического характера следует распространить и на информационную продукцию, имеющую значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества, говорится в проекте Концепции информационной безопасности детей, опубликованной в понедельник Роскомнадзором», – сообщают РИА-Новости. На фоне этого гигантский чемодан от Луи Виттон на Красной площади кажется вполне себе заурядным перформансом. Все три новости сопровождают разнообразные размышления о культуре и нравственности. Редакторская почта вторит общему нравственному тренду: пришло увлекательное письмо с инструкциями о том, как правильно воспитывать русских женщин, пропагандируя среди них недопустимость секса до брака, ценность девственности и многочадие. От мужчины, конечно. О том, что мужчинам тоже надо блюсти себя до встречи с единственной, в письме не говорилось. В самом деле, зачем? Причины, которыми автор этого бессмертного творения желал немедленно поделиться с читательницами портала Матроны.РУ выглядели достаточно банальными. Мужиков мало, и женятся они на недоступных, надо поправлять генофонд и рожать здоровое потомство, архетипическая женщина моногамна. И прочие идеи о том, как будет благодарен муж жене, которая сохранила себя для него, драгоценного. Он будет её любить, носить на руках, зарабатывать много денег и хранить верность. Читая письмо, я не могла понять одного: а где здесь, собственно, сама женщина? Мужья, дети, генофонд, отечество в опасности… А женщина где? Что она сама получит, если будет воздерживаться от секса до свадьбы? Кажется, современным проповедникам этот вопрос представляется совершенно неважным. Мамы, бабушки, а также великовозрастные бородатые женихи (воцерковившиеся на прошлой неделе, выгнавшие из дома четвёртую гражданскую жену за бездуховность и отправившиеся искать свою «стройную, без вредных привычек, не старше 25, без интимного прошлого, для создания малой церкви и многочадия») думают все больше о себе, пичкая подрастающих девиц всякими пугалками о том, что «поматросит и бросит, а вернёшься к нам», «в подоле принесёшь, а кто воспитывать будет?», «уважать не будет» и, наконец «грех это всё». Поколение детей, выросших на страхе наказания и адских мук, показало несостоятельность такой формы проповеди. Именно об этом мы и разговорились с замужними и местами многодетными подругами на внеочередном девичнике. Мы говорили о любви. О том, как мы её искали, как за неё боролись, буквально воевали. Жертвы в этой борьбе были разными, но все они крутились вокруг невинности. «Я искренне смеялась в лицо матери, когда она мне читала нотации о том, что надо хранить себя для мужа (при этом к девицам брата она относилась снисходительно, мол, мужское это дело – нагуляться). Современным мужчинам глубоко наплевать, сколько и кого у меня было до него. Даже верность важна далеко не всем. Главное, чтоб нам с ним вместе было хорошо. Я же тогда только в МГУ поступила, студенческая жизни, золотая молодёжь, свободны нравы… И тут маманя со своими устаревшими нотациями. Их брак с отцом я назвать счастливым никак не могу, и идея о том, что свои молодые годы я просижу в девках ради того, чтоб какой-то спивающийся хмырь меня не бросил?», – делится своими воспоминаниями о секс-просвещении подруга, счастливая мама трёх сыновей и лапочки-дочки. С рождением наследницы подруга снова задумалась о том, как воспитывать девочек: «Сейчас, живя с мужем уже десять лет, я искренне недоумеваю, зачем мне был нужен тот опыт? Но это я сейчас такая умная, мне есть с чем сравнивать. А как сказать дочери, что целомудрие – это скорее техника психологической безопасности? Я не знаю. Не уверена, что смогу объяснить то, что сама понимаю скорее пятой точкой, чем головой». «Вот точно, – кивает головой другая, – нам в воскресной школе выдавали эти дикие книжки о том, как вести себя православной девице. Помню, читала сей опус, и волосы шевелились на голове. Представляете, девочке начал нравится мальчик, она начала вместо привычной косички делать красивый хвостик, оделась получше, маме рассказала, как Саша из соседнего класса ей помог с каким-то общественно-полезным трудом, не то листья собирать, не то снег, а мама в ответ начала падать в обморок от испуга и нотации читать, что надо молиться, поститься и слушать радио «Радонеж». И ведь главное, что мама – такая вроде понимающая, за жизнь разговаривает, внимание уделяет. Такая благостная, что от такой век не отделаешься, она тут же начнёт трактовать заповеди в свою пользу. Православный манипулятор. Жесть! Я потом все эти благостные речи возненавидела. Девчонок в старших классах никто не контролировал, уважали их выбор, и они, между прочим, не спивались и по рукам не шли, но у них был выбор, а я его не видела. Сначала ходила чуть ли не с транспарантом и кичилась своим незапятнанным интимным прошлым, а потом внезапно решила плюнуть на всё и сама себе назначила дату потери той самой девственности, заранее объявив об этом своему другу. Он, конечно, доволен был. И, кстати, жениться был готов вне зависимости от постели. Правда, у меня с началом половой жизни начала немного ехать крыша, я сама себе стала адвокатом, прокурором и судом присяжных, вынося то оправдательные, то обвинительные приговоры. С молодым человеком я в итоге рассталась и ещё долго пила антидепрессанты, а после свадьбы посещала ещё и сексолога. Настолько привыкла видеть мерзость в отношениях между мужчиной и женщиной… Брр. Хорошо, что муж понял мою проблему и терпеливо ждал, когда я оттаю. И знаете ли, он не злился на меня за интимное прошлое, а вот отдавать детей в воскресную школу отказывается, чтоб их там не напугали ненароком. Я думаю, что с детьми просто буду честной и расскажу им всё, как есть, когда спрашивать начнут и будут готовы услышать. Что тайну делать?» «Девочки, а у меня вот совершенно другое. Со мной как-то никто не разговаривал про секс до брака. Я просто не могла себе представить, что до меня может дотронуться посторонний мужчина. И я, кстати, тоже сейчас благодарна мужу, что он со мной полтора года гулял по музеям и ждал, когда я привыкну и пугаться перестану. Правда, у меня была идея, что он должен ко мне по-особому относиться, раз я такая чистая и непорочная ему досталась. И, если честно, мне было очень неприятно, что у него до меня женщины были. Действительно, есть такая идея, и она даже умными людьми поддерживается! Когда я первый раз пришла к гинекологу после свадьбы, мне она (между прочим, уважаемая гинеколог, по знакомству, с кучей сертификатов) говорила, что если какие проблемы в этой сфере будут, то только из-за мужа. И я чувствовала себя такой уникальной, не как многие другие. А сейчас думаю – что уникального и особенного в нормальном поведении? Зачем было себя превозносить? А уж тем более – ожидать от мужа какой-то благодарности. Больше бы нервов сэкономили». «Я тебе даже в чём-то завидую, – говорит третья, – ты можешь воспитывать детей личным примером. И рассказать им о том, что так вести себя нормально. И кстати, я как раз пыталась узнать, как ко мне относится муж из-за того, что у меня была эта история с гражданским браком. Честно говоря, я даже не знаю, был у него кто до меня или нет. Спрашивала – он искренне интересовался, зачем мне это знать. Хотя, когда я ему пыталась рассказать об этой своей неудавшейся большой любви, просто искренне сочувствовал, что я была наивной и поверила какому-то козлу. Я теперь думаю, что он поступил очень мудро, оставив за скобками всё, кроме нашего с ним настоящего. И мальчишек буду к нему отправлять, если интересоваться будут. А вот действительно, как говорить о целомудрии – я не знаю. И надо ли о нём говорить вообще? Это же интимная вещь, зачем её выносить за пределы семьи?» Я слушала эти истории и ловила себя на мысли, что я совершенно не понимаю, как говорить о целомудрии с детьми. Примером? Это – вещь необходимая, но недостаточная. Говорить о сексе до брака сейчас вообще кажется моветоном. Ультраконсервативные продолжают делать вид, будто у нас сейчас по меньшей мере крепостное право, запрещая всё, что не вписывается в их представления о безопасном пространстве. Впрочем, вопли о свободе спать где и с кем попало меня тоже не вдохновляют, попахивает той же психопатологией, только в профиль. Я сама только во втором браке поняла, что до хороших сексуальных отношений надо дорасти. Это только в глупых песенках поётся «Если хочешь – это так просто. Раз – и завтра ты станешь взрослой». Взрослость вообще в голове, а не в кружевных трусах. У нас очень много девочек, которые, не научившись быть женщинами, сразу становятся мамами. А для того, чтобы научиться быть женщиной, нужно не количество, а качество. Умение быть на одной волне, чувствовать друг друга, доверять, быть искренними, уметь отдавать и дарить: эмоции, время, нежность и страсть. Это то, что возможно получить в стабильных и долгих отношениях. И ради них, этих единственных отношений, я готова пожертвовать всеми остальными мужчинами мира. Секс – это про самопознание и самоуважение. И если и говорить о нём, то, пожалуй именно с этой позиции. А девственность – это период ожидания благоприятных и безопасных условий для глубоких и всесторонних отношений.