Сегодня мы празднуем Преображение – один из важнейших христианских праздников. Рассматривать его можно с двух точек зрения, разделить его на две «составляющие». Во-первых, это непосредственно описанное в Евангелии событие, а во-вторых – то внутреннее действие, которое происходило в процессе преображения Христа, та сила и благодать, которая снизошла от Христа на его учеников,

Итак, если говорить о евангельском событии, то из рассказа апостолов мы знаем, что Христос накануне своего последнего путешествия в Иерусалим взял с собой самых близких учеников – апостолов Петра, Иакова и Иоанна – поднялся с ними на гору Фавор, где и произошло это самое событие – Преображение, то есть изменение внешнего вида Христа и явление его Божественной сущности. Конечно же, будучи Богом по своей природе, сам Он остался прежним, но изменился Его внешний вид, изменилось то, каким Его воспринимали апостолы.

По сути, до этого Он был для них человеком. Да – учителем, да – чудотворцем, исцелявшим неисцелимо больных, но все же человеком, который нуждался в тепле, в крове, испытывал жажду, усталость и так далее. Но здесь Он предстал перед ними совершенно иным. Его лицо просияло ярче солнца, а одежды стали белыми как снег. Особенный внутренний свет исходил из всего Его существа.

Рядом с ним были два святых пророка древности — Илия и Моисей, — которые беседовали с Иисусом о будущих событиях, об испытаниях, которые Он должен был перенести в Иерусалиме, о его предстоящей смерти и славном Воскресении. И радость, которую испытали апостолы, освещенные Божественным светом, настолько глубоко проникла в их сердца и души, что они забыли о самих себе, забыли о своей телесной сущности, о своих потребностях, желаниях, стремлениях.

И в восторге апостол Петр воскликнул, от лица своих спутников обращаясь к Христу: «Учитель! Как хорошо нам здесь быть. Давай сделаем здесь три жилища – одно для Тебя, одно для Моисея и одно для Илии!». Апостол был настолько переполнен чувствами, что оказался буквально вне себя, над собой, он отрешился от своей земной сущности и привычных мыслей. И когда он произнес эти слова, гору Фавор окутало облако, из которого раздался голос Бога-Отца: «Се есть возлюбленный сын Мой, в Котором Моё благоволение; Его слушайте.» Когда облако ушло, апостолы вновь увидели своего Учителя в обычном виде. Когда же они спускались с горы, Христос запретил им рассказывать об увиденном до тех пор пока Он не будет распят и не воскреснет.

Насколько важное значение имеет для христиан это событие, и почему мы так торжественно его празднуем? Дело в том, что праздник Преображения напоминает о возможности нашего реального приобщения к Богу, о возможности личного общения с Христом, а также нашего собственного преображения.

В своей сущности Бог до конца непостижим – ни с помощью описания, ни с помощью соприкосновения человек не сможет познать его полностью,  то есть существует некая трансцедентная стена между человеческим и Божественным мирами. Но человек может общаться с Богом посредством этого Божественного света, который отражает его сущность, не являсь при этом самой этой сущностью – подобно тому как свет, исходящий от Солнца, преодолевает миллионы километров и дает тепло всему живущему на земле.

Но этот свет не является не является самим солнцем. Точно так же и Божественный свет, исходящий от Бога, достигает нас и доступен для нашего постижения. Не являясь самим Богом, он может давать нам силы для нашего духовного совершенствования. Праздник Преображения напоминает нам о Боге, о высшем, о том, что наша земная жизнь на самом деле должна выглядеть по-другому, она не должна заменять нам Бога.

Ведь что такое наша современная цивилизация со всеми ее технологическими достижениями и безудержным потреблением? Это наша попытка создать некую суррогатную замену тому Эдемскому саду, который человек потерял в результате своего грехопадения, из которого он был изгнан. Но без Бога это невозможно, ведь изначально человек был создан из праха земного, и только Божественный свет дал этому праху жизнь. Этот Божественный свет и увидели ученики Христа на горе Фавор.

Преображение. Александр Андреевич Иванов

А что же мы? Как и нам увидеть этот неземной свет? Христос сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». К сожалению, глаза наши слепы для этого света, мы не можем приобщаться к нему по одной-единственной причине: мы этого не хотим. Этот свет нам не нужен, мы пребываем во тьме.

По свидетельству Иоанна Богослова, «Свет пришел в мир; но люди больше возлюбили тьму, нежели свет.» Да, мы все больше и больше погружаемся во тьму и не хотим даже думать о том, что этот свет есть и что мы имеем возможность к нему приобщиться, но для этого нам предстоит огромный труд. Нужно полностью переосмыслить модель нашего существования, образ мышления, менталитет, наше мировоззрение. Нужно хорошо поработать над собой, чтобы очистить свое сердце, потому что нет места для чистого Божественного света там, где гнездится порок и зло.

Нам необходимо сделать для себя выбор: хотим ли мы двигаться в направлении этого света, хотим ли приобщаться к нему, или нам ближе тьма нашей обыденной жизни. Вот о необходимости этого выбора и напоминает праздник Преображения. Господь этим светом призывает нас к себе, напоминает нам о том, что каждый из нас должен сделать свой выбор и впоследствии нести за него ответственность. Именно напоминает, потому что Богу не нужны невольники. Только наша свободная воля, искреннее желание и усилия стать лучше будут ценны перед Ним, и мы сможем, как те апостолы, увидеть этот свет, приобщиться к нему и соединиться с полнотой Божественной благодати, которую Он явил нам на горе Фавор!

Вдумайтесь – какое многогранное название у этого светлого праздника! Преображение – это не только явление Божественной природы Христа ученикам и всем нам, это еще и напоминание о том, что каждому из нас доступно наше личное Преображение. Свидетельство тому – целый сонм святых подвижников, таких как преподобные египетские пустынники на заре христианства. Да и не только они!

Наверное, более близким для нас окажется пример людей, живших сравнительно недавно, наших соотечественников. Начало двадцатого века в России стало временем жестоких гонений на христианство. Десятки, сотни тысяч верующих подверглись преследованиям, но не отреклись от своей веры. Они сознательно шли на смерть, хотя чтобы ее избежать, им достаточно было даже не публично отречься от своей веры, а просто скрыть ее, перестать внешне показывать себя христианами. Но они этого не сделали, до конца свидетельствуя о Христе.

Это говорит о том, что они преисполнились внутренней решимости, и желание быть с Христом, свидетельствовать о нем, исповедовать эту Истину примером всей своей жизни было выше желания жить. Выше самого главного инстинкта, заложенного в человеческой природе! Когда они смогли превзойти самих себя, преодолеть этот самый главный инстинкт, возвыситься над своей природой, то для них это стало самым настоящим личным Преображением.

Когда священномученик Вениамин в 1922 году предстал перед судом Петроградского революционного трибунала, он был абсолютно спокоен, сказав обвинителям: «Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре — жизнь или смерть, — но что бы вы в нем ни провозгласили, — я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: слава Тебе, Господи Боже, за все…». Через месяц его расстреляли. Это его спокойствие, пренебрежение к смерти неудивительны. Конечно, жизнь, данная ему Богом, была для него ценностью. Но по сравнению с желанием вечно быть с Христом это было ничто.

Где же взять силы для такого преображения? Дальний путь начинается с первого шага. На начальном этапе нам нужно просто изъявить это желание – «хочу быть с Христом, хочу общаться с Ним». Главное — начать движение. Дело в том, что путь человека к Богу проходит не «в одностороннем порядке», а Бог тоже движется навстречу человеку. Христос говорил: «Если кто услышит голос Мой и откроет Мне, Я войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною». Если же эту дверь не открыть, Христос не войдет. Поэтому наше личное Преображение начинается с принятия этого решения. Давайте попробуем сделать один шаг, хотя бы чуть-чуть приоткрыть эту дверь для Христа. Поверьте, это самое трудное. Дальше идти будет легче – с Божьей помощью в лучах фаворского света.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Клирик храма Воскресения Христова г. Воронеж, руководитель пресс-службы Воронежской епархии

Другие статьи автора
новые старые популярные
Елена.

Cпасибо за прекрасную статью, отец Виталий! C чудесным праздником Преображения ГОСПОДНЯ! Всем нам желаю радости и света!

Евгения

Спасибо! Замечательная статья! С праздником!

Спасибо!

Похожие статьи