Сейчас в большинстве семей есть автомобили. И в большинстве семей есть дети. Как мы перевозим наших детей в машине? Стоит ли доверять автокреслам, или руки взрослого — самая надежная защита? На всякий случай: я за рулем с 2004 года, и у меня трое детей. Без автокресел не ездим. Первое автокресло было изобретено еще в 1956 году шведом Бертилем Адманом. Изучив статистику аварий, он пришел к неутешительному выводу: в ДТП гибнет в два раза больше детей, находившихся в автомобиле, чем детей-пешеходов и детей-велосипедистов. Кстати, эти цифры и по сей день верны: из всех пострадавших в ДТП 30% составляют дети, которые находились в машинах, и из них 70% погибает. Справка: статистика показывает, что в ДТП дети получают более тяжелые травмы, чем взрослые, находившиеся в этой же машине. Это объясняется особенностями детского тела. Чаще всего у детей в аварии страдают шейные позвонки, потому что голова у ребенка тяжелая, а позвоночник еще неокрепший. А еще это объясняется тем, что взрослые не заботятся о безопасности детей. Не хочется тратить деньги на автокресло, лень с ним возиться — устанавливать и пристегивать, не хочется слушать детские капризы. Мамины или бабушкины руки — что может быть более надежным? Разве может какая-то пластмасса позаботиться о ребенке лучше, чем я? А если что — да разве я его не удержу? Увы, не удержите. Давайте разберем, что происходит с ребенком, который во время езды находится на руках у взрослого. Вес (не путать с массой) предмета, находящегося в машине на каждые 10 км/ч увеличивается на порядок. То есть ребенок массой тела 10 килограмм при скорости 100 км/час будет иметь вес 100 кг. Сможете ли вы удержать в руках 100 килограмм, которые по инерции несет вперед? Ребенок вылетает как снаряд и с нагрузкой 100 килограмм ударяется о лобовое стекло или переднюю панель, независимо от того, пристегнуты вы или нет. Со скоростью вообще шутки плохи. Для сравнения: при столкновении автомобиля с пешеходом на скорости более 90 км/ч человек вылетает из зашнурованной обуви. Бывает даже, что человека выбрасывает из одежды. При скорости всего лишь 40 км/ч непристегнутый человек, сидящий за рулем, может выскочить с сиденья, обогнуть руль и вылететь через лобовое стекло на дорогу. Если непристегнутый человек держит на руках сидящего ребенка старше года, то при аварии его сначала швырнет на спинку переднего сиденья, а потом на него обрушится удесятерившийся вес взрослого. Если взрослый весит 70 килограмм, значит, ребенок испытает нагрузку в 700 килограмм. Это значительно больше, чем детский организм может вынести. И не тешьте себя мыслями, что успеете что-то предпринять. От момента столкновения до полной остановки автомобиля проходит всего лишь четыре десятых секунды. Этого времени вам не хватит даже на то, чтобы понять, что в вас врезались. Дети до 12 лет должны перевозиться исключительно при помощи специальных удерживающих устройств! Не на руках, не на подушках, не стоя между сиденьями, а только в автокреслах. Применение автокресел позволило снизить количество детских травм и смертей в 3,5 раза! Почему? Удерживающее устройство предназначено для того, чтобы защитить ребенка в момент столкновения от воздействия сил инерции. Краш-тесты показывают, что непристегнутого пассажира в момент столкновения начинает швырять по всей машине, и своим весом он может убить тех, кто пристегнут. Почему нельзя ограничиться при перевозке детей только ремнями безопасности? Потому что они рассчитаны на рост пассажира от 135 см и массу тела не ниже 36 кг. Всех, кто ниже ростом и меньше весом, по инерции выбрасывает из-под ремней, и они улетают вперед или назад в зависимости от точки удара. Теоретически взрослый, весящий менее 36 килограмм и ростом менее 135 см, тоже должен пользоваться автокреслом. Краш-тест: непристегнутый ребенок на заднем сиденье, скорость 25 км/ч. Для сравнения рядом манекен пристегнут в автокресле Почему нельзя заменять автокресло подушкой? Потому что в момент ДТП подушка под весом ребенка сминается, и проку от нее никакого. Почему нельзя пристегивать одним ремнем себя и ребенка, которого держишь на руках? Потому что при столкновении взрослый со своим увеличившимся кратно скорости весом будет давить на ремень, а если между ремнем и им будет ребенок, то на ребенка. Это чревато переломами и удушением. Почему нельзя самой быть пристегнутой, а ребенка держать в слинге? Потому что при аварии ребенка из слинга выбросит. Производители предлагают большой выбор автокресел на возраст от 0 и до 12 лет. Для самых маленьких детей, в том числе для недоношенных, рекомендуется пользоваться автолюлькой возрастной категории 0+. Она устанавливается боком и снабжена собственным широким ремнем безопасности, фиксирующим ребенка собственно в люльке, а сама пристегивается ремнями безопасности (РБ) автомобиля. Ребенок находится в лежачем положении. Производители детских колясок, заботящиеся о репутации своей фирмы, предусматривают возможность оборудования классических люлек от колясок ремнями безопасности. При выборе коляски на это стоит обратить внимание. Удерживающие устройства 0+ рассчитаны на доношенных детей от рождения до 13 кг, то есть приблизительно до полутора лет. Они, как правило, оборудованы жесткой ручкой с регулируемым углом подъема, собственными РБ, фиксируются РБ автомобиля или при помощи жестких креплений ISOFIX, о которых мы поговорим чуть позже. Для детей до 2-х месяцев предусмотрен дополнительный подголовник, который по мере роста ребенка может быть убран. На вес от 13 кг до 36 кг необходимо купить уже автокресло. Специалисты говорят, что лучше приобрести сначала кресло в весовой категории от 13 до 18, а затем от 18 и до 36, но можно сэкономить и взять универсальное. По мере роста ребенка у такого кресла убираются соответствующие ремни. Оно хорошо еще и тем, что у многих моделей отстегивается спинка и получается один «подпопник», бустер, в котором можно возить ребенка от 22 до 36 кг. Можно купить бустер отдельно, они дешевые. Фиксируют их ремнями безопасности автомобиля. Не все автокресла одинаково показывают себя в ДТП. При покупке следует обратить внимание на то, насколько мягкими и упругими являются окружающие ребенка материалы, на их качество и на качество швов. Разумеется, продукция известных производителей лучше по качеству, чем никому не известный китайский ширпотреб. Самыми безопасными признаны автокресла, фиксирующиеся креплениями ISOFIX. Это жесткая система крепежа, не дающая выноса при аварии. Справка: вынос — расстояние, на которое по инерции смещается автокресло в момент аварии. В зависимости от скорости может достигать 25 см. Чем меньше вынос, тем более безопасным считается кресло. Однако вынос больше зависит от качества РБ, чем от кресла. Но не все автомобили предусматривают такие крепления. В отечественных их точно нет, а по поводу иномарок эту информацию необходимо уточнять. Сейчас при покупке иномарки в салоне часто предлагают сразу установить эти крепления и приобрести кресло, сконструированное конкретно для данной марки машины. Многие приобретают кресла с рук. При покупке кресла, бывшего в употреблении, в первую очередь надо проверить наличие всех ремней и застежек, а также их рабочее состояние. Если у застежки должно быть два защелкивающихся элемента, то нельзя покупать кресло, у застежек которого одна из защелок обломана. Все должно работать. Задние сиденья считаются более безопасными для детей, чем передние. Несмотря на то что нашими ПДД не запрещено возить даже самых маленьких детей в автокреслах на переднем сиденье, руководствоваться все же следует здравым смыслом и статистикой. Детей до полутора лет не рекомендуется вообще перевозить на переднем пассажирском сиденье. Если уж такая необходимость возникла, то кресло должно ставиться против хода машины — т.е. ребенок смотрит назад. Это необходимо соблюдать по двум причинам. Подушки безопасности в автомобилях раскрываются с фиксированной скоростью: 200 км/ч у азиатских марок и 300 км/ч у европейских и американских. Ударив в лицо маленькому ребенку с такой скоростью, подушка может его убить. Как я уже писала, у детей слабые шейные позвонки. При положении затылком вперед риск получить травму шейных позвонков гораздо ниже, чем при положении лицом вперед. И, конечно, не забывайте пристегиваться сами. Ангела-Хранителя вам!