К нам в редакцию пришло письмо читательницы, в котором затрагивается очень важная тема. На вопросы отвечает диакон Виталий Богданов. «Я не хожу в храм и не молюсь уже месяц, вот что меня беспокоит. И даже нет желания. Последний раз в храме я была на Пасху, причем на 2 службах: ночной и утренней поздней, причащала детей. И вот с тех пор не хожу, и даже подумать об этом нет сил. Конечно, меня это беспокоит настолько, насколько у меня есть сил беспокоиться, ведь человек по идее как раз в сложных ситуациях должен в первую очередь поддержки искать у Бога. Но оставаясь верной своему принципу принимать всех, в том числе и себя, такими, какие они есть, я не ругаю себя и не оцениваю это с точки зрения «хорошо или плохо»… Хотя мне, конечно, больше нравится ситуация «человеку плохо – он идет к Богу», чем ситуация «человеку плохо – он совсем уходит из церкви». Совесть меня не мучает, потому что, во-первых, я не знаю, как должна поступить в данной ситуации, так как я, как бы сказать точнее, целостная личность и не могу одновременно ощущать себя самой собой и своим судьей и наставником. Мне кажется, что меня разорвет, если я попытаюсь внедрить такую «систему управления» в жизнь, а другого «управленца» жизнь не посылает. А во-вторых, я и так уже функционирую на пределе возможностей, а часто мне кажется, и за пределом. Пытаясь найти что-то положительное и в такой ситуации, замечаю, что перестав много думать о том, как бы собрать сил на молитвенные правила, и как бы поумнее попасть на воскресные службы, когда вся семья в воскресение на даче в пригороде, я нахожу время и силы на то, чтобы задуматься о внутреннем наполнении христианства, и на то, чтобы потом «надуманное» постараться воплощать в жизнь. Не могу сказать, насколько тяжела или легка у меня жизнь, потому что никогда не оценивала ее с этих позиций, она – моя, и все. Наверное, это тот самый посильный крест. Муж, дети, работа, все как у всех. Можно много копаться в причинах, но мне кажется, не очень нужно. Воображение рисует доброго понимающего батюшку, который в ответ на излияния «измученной души» точно определит диагноз и верно направит меня по жизненному пути. Но все это лишь мечты, и, регулярно бывая у исповеди у разных самых хороших священников и совершенно ничего не скрывая, ни разу не столкнулась я с чем-то подобным. В общем, варюсь в собственном соку, и очень не хватает мне контакта не со всеми подряд, а такого «точечного» контакта, специализированного. Помогите, пожалуйста, если это возможно, я очень неуверенно ощущаю себя в своем шатком походе по жизни. Я не поздоровалась в начале письма, прошу за это прощения. Просто мне как-то трудно представить, что какой-то человек будет читать его и уж тем паче отвечать. Наверное, сказывается привычка к моральному одиночеству». Уважаемая N! После прочтения вашего письма у меня было очень странное чувство. С одной стороны, оно не вызвало ни «праведного гнева», ни какого бы то ни было осуждения. У меня не родилось желания немедленно приняться за увещевания и обличения. Но с другой стороны, картина, описанная вами, детальна и потрясающе точна. А вместе с тем весьма печальна. История знает немало случаев, когда очевидцы, совершенно не знакомые с каким-нибудь явлением природы, описывают его настолько точно, что уже в наши дни ученые, хорошо с ним знакомые и в достаточной мере изучившие его, поражаются тому – с какой точностью и честностью очевидец рассказал о нем. Похожие чувства вызывает и ваш рассказ. И если вы хотите услышать, как вы сами сказали, «диагноз», то он будет неутешительным. Так происходит окаменение и омертвение души. Откровенность и искренность вашего письма позволяет мне говорить прямо – раз уж вы захотели услышать правду, Вы ее услышите. Вы говорите, что не чувствуете в себе желания идти в храм и молиться, пишете, что не испытываете по этому поводу никаких мучений совести. А почему вы решили, что ваша совесть должна вас в чем-то обличать? Почему вы вообще считаете, что с вами что-то не так? Ведь описанное вами состояние присуще большей части наших современников. И они не только не испытывают в связи с этим каких-либо неудобств, напротив – многие бравируют тем, что они свободны от нравственности, морали и «религиозных предрассудков». Те же, кто все-таки считает, что «да, там что-то есть» , часто произносят, словно заклинание, уже ставшую мемом фразу: Бог у меня в душе, зачем мне какие-то посредники? Зачем мне идти в Церковь, поститься, участвовать в Таинствах? Я никого не убиваю, не граблю, делаю добро и вообще хороший человек. И совесть таких людей невозмутимо спокойна. О чем это я? Да о том, что состояние нашей совести – отнюдь еще не индикатор нашего истинного состояния, не мерило того – как нам стоит поступать. Если вы читали Священное Писание, то не могли не столкнуться с понятием «сожженной совести», о которой говорит в своем послании к Тимофею святой апостол Павел. (1 Тим. 4.2) Приведу пример. Представьте себе большой пассажирский самолет, заходящий на посадку в аэропорт. Сколько важной информации необходимо пилотам! Высота над уровнем взлетной полосы, скорость воздушного судна, скорость снижения, скорость и направление ветра, курс, уровень тяги двигателей, положение судна в пространстве и многое другое. Всю эту необходимую информацию собирают и передают пилотам самые разные приборы и устройства. Представьте себе, что по каким-либо причинам откажет или станет выдавать неверную информацию хотя бы один из них. Катастрофа в этом случае практически неизбежна! Тем не менее, такие случаи в истории авиации случались и случаются, к сожалению, не так уж и редко. Что-то похожее бывает и с нашей совестью. В какой-то момент она перестает давать нам правильную информацию о том – что происходит с нашей душой и предательски молчит, когда самое время во весь голос кричать, пытаясь уберечь от беды. И мы поступаем неверно, делаем ошибки, которые иногда приводят к самым печальным последствиям. Поэтому то, что ваша совесть спокойна – не означает еще, что с вами все хорошо, и что такое положение дел в вашей жизни является нормальным. Теперь давайте попробуем разобраться – почему? Что кроется за отсутствием желания посещать храм и молиться? Что такое храм и чем для нас является молитва? Думаю, вы знаете, что молитва – это беседа с Богом. Как и любая беседа, она имеет цель и смысл, и кому-то необходима. Почему мы общаемся с Богом? По той же причине, по которой мы общаемся с людьми. Конкретные причины могут быть разными, но если обобщить – мы общаемся, потому что нам нужна связь с другим человеком, равно как и ощущение наличия этой связи, контакта. Если такого желания нет, общение если и будет, то вынужденным и чаще всего – неприятным. Именно поэтому мы стараемся и вовсе не общаться с такими людьми. Понимаете, о чем я? Если у нас нет желания общаться с Богом, выходит, что Он нам не нужен? Получается, что мы «варимся» сами по себе? Знаете, почему это ненормально? Потому что хотим мы того или нет – Бог источник нашей жизни. Это очень важно понять. Не только Творец – но и источник. Вне Создателя наша жизнь не возможна. Что-то похожее случилось с Адамом и Евой. Прельстившись соблазном змия «самим стать, как Боги», они своим поступком выразили отрицание необходимости для них Бога, можно сказать, что бросили Ему вызов. И тем самым разорвали связь между собой и Ним. Последствием этого стала смерть. И эта смертность, эта склонность к отпадению от Бога, к равнодушию, которое на самом деле означает скрытое желание вычеркнуть, устранить Его из нашей жизни, была нами унаследована от прародителей. В Таинстве Крещения она очищается через принятие Крестной жертвы Спасителя, человек рождается в новую жизнь, но… Если мы снова впускаем зло и всякую нечистоту в свое сердце – то добровольно делаем себя вновь рабами этого корня греха. И этот грех, стремление к бытию вне Бога, к жизни самим по себе и делает нас холодными и равнодушными. В нас уже давно не живет Бог, мы изгнали его из нашего существа. И почему-то продолжаем упорно твердить, что «Бог у нас в душе»….. Не сочтите мои слова за обличение, но… Действительно — зачем копаться в себе, искать причины? Все нормально. Несем «тот самый посильный Крест», как вы сказали. А несем ли? И почему вы решили, что круг ваших повседневных забот о семье и детях – это именно Крест? Крест – это следование за Христом. Который сказал: «Кто не со Мной – тот против меня. И кто не собирает со мной – расточает» (Лк. 11.23 ) Наше дело, наш Крест – это собирать со Христом, делать Его дело, исполнять Его заповеди. Христа, который сказал: «Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить Крови Его – не будете иметь в себе жизни…Я – Хлеб, сошедший с Небес». (Ин.6.51, 54) И вот этот Хлеб Небесный и Чаша жизни предлагается нам в Таинстве Евхаристии в Церкви. А люди предпочитают эту Трапезу, это угощение Владыки поездке на дачу в пригород. Конечно, нужно и с семьей отдохнуть, и иногда, может, и в Воскресный день это сделать, если необходимо. Но нам необходимо понимать – что есть главное, а что второстепенное. Ведь можно и в субботу съездить на дачу, а в воскресенье пойти на Литургию. Или наоборот. Это не важно. А важно – желание. Если его нет, то все превращается в попытку самооправдания. И напрасно вы думаете, что «другого управленца жизнь не посылает»! Этот самый управленец просто не хочет, чтобы вы знали о его существовании, о его планах относительно вас. А план этот, как и в отношении всех людей без исключения, у него один. Недаром Христос называет его «человекоубийцей искони». Да, да – это диавол. Потому что когда в сердце не живет Христос, то там поселяется тот, кто является «отцом всякой лжи». Он и усыпляет нас, и заставляет думать, что все нормально. Ответ же на вопрос – что делать, будет до банальности простым. Не соглашаться быть в этом мире орудием лукавого. Обращайтесь к Богу в молитве, даже если не чувствуете в себе такого желания. Вы верите в Бога? Попросите Его, чтобы Он дал вам сил любить Его. Для того, чтобы полюбить Бога, человеку придется признаться, и в первую очередь – самому себе, что сейчас он не любит Его. Заглянуть беспристрастно внутрь себя, понаблюдать за собой и увидеть – сколько всего скверного и лукавого живет в нашем сердце! Злоба, зависть, раздражительность и, конечно же, гордыня – все это не только отдаляет нас от Бога, но даже не дает нам почувствовать горечь этой утраты. Постарайтесь понаблюдать за собой, не стесняйтесь признать свою немощь и неправоту перед Богом. Смиритесь перед Ним и, обращаясь в молитве скажите: Господи, я изгнал Тебя своими грехами от себя, но очисти меня и будь со мной, войди в мое сердце! И Господь снова будет с вами. Помните слова из Откровения? «Се стою у двери и стучу…» Чтобы Господь вошел в двери нашей души – их нужно открыть. И никто, никакой добрый батюшка, ни кто бы то ни было другой за нас этого не сделает. Потому что это наши двери нашей души.