Читайте также: О профессиях У моих знакомых дочка учится в девятом классе, и родители сейчас решают задачу с несколькими неизвестными: идти ей дальше в десятый класс или по окончании девятого класса поступать в колледж. Меня попросили протестировать девочку на предмет профессиональных наклонностей и посоветовать им, что дальше делать? Дочь просит отпустить её в колледж после девятого класса, вот только незадача, в их городке он один, и для девочек единственно приемлемый вариант – бухгалтерское отделение. Но в их семье отношение к данной профессии точно такое же, как было у меня, в годы далекой юности: бухгалтер – это скучно и неинтересно, хотя сегодня и неплохо оплачивается. И, кроме того, у девушки преобладает конвенциальный тип, на который прекрасно накладываются профессии, так или иначе связанные с цифрами: бухгалтер, финансист, банковские специалисты и др. И я решила рассказать об одной из таких профессий. Я никогда не хотела быть бухгалтером, несмотря на то, что это фактически семейная профессия, и тому было несколько причин. Как только произносилось это слово, в моей памяти всплывали картины из черно-белого художественного фильма, где мужчина средних лет, в очках, придя на работу, надевает длинные, черные нарукавники, с резинками по обеим сторонам, дабы рукава пиджака не истерлись раньше времени и не лоснились. Актер был, как две капли воды похож на главного бухгалтера, у которого начинала работать моя молоденькая мама. Я однажды нашла в альбоме фотографию, где были все сотрудники бухгалтерии, и показала материю. Она сначала рассмеялась, а потом сказала: «Да похож, похож, конечно, они, наверное, все так выглядели, мужчины-бухгалтера». Бухучет практически лишил меня матери, причем намного раньше, чем она умерла. Эти бесконечные стопки документов, которые она приносила домой, завладевали всем ее временем и, уложив нас спать, она еще работала, а звук костяшек счетов – щелк-щелк, – заменял нам колыбельную. Наблюдая за матушкой и ее окружением, я довольно быстро поняла, что сей труд отяжеляет человека морально, а бесконечное сидение за столом добавляет лишних килограммов, постоянное мелькающие цифры — убивают зрение. Эта профессия, кроме всего прочего, вырабатывает такие черты, как педантичность, скрупулезность, терпение. Сами по себе они очень даже неплохие, но, собранные в один букет, они давали столь причудливые вариации, что порой сложно было понять, где заканчивается главный бухгалтер предприятия и начинается мама, и кто в данный момент разговаривает со мной? Я не просто не любила эту профессию, я её ненавидела всеми потайными улочками своей души. От одного только предложения продолжить этот путь в третьем поколении меня бросало в дрожь, становилось так тоскливо и темно, что волк, воющий в темной ночи на луну, мгновенно становился моим собратом по несчастью. В четвертом классе у нас появились новые предметы, и одним из них была история, которую преподавала молодая выпускница исторического факультета, горячо любившая свой предмет и, кроме того: Она была нетороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех…(А.С. Пушкин) …и с внешностью, да-да, только не смейтесь, пожалуйста, Сикстинской Мадонны. Уже после первого урока я поняла: буду историком. Наша учительница, даже не помню её имени и отчества, вела историю в нашем классе всего год, а затем переехала жить и работать в областной центр. Она уехала, а моя любовь к истории из года в год только крепла, я буквально бредила Петровским периодом на Руси, перечитала в библиотеке все, что только могла найти, по данным из Большой Советской энциклопедии составила генеалогическое древо семейства Романовых. Голова была забита только историей, там не было место чему-то другому, а уж тем более какому-то приземленному и бездушному бухучету. В восьмом классе за сочинение на тему «Профессия моих родителей» я благополучно схлопотала двойку, ну что я могла сказать о том, чем занимается моя мать? Написать о том, что она сидит ночами с какими-то бумагами и несколько раз в год уезжает в областной центр сдавать квартальные и годовой отчеты? Ведь это все, что я видела в ее профессии, не прибавить и не убавить. Конечно, я регулярно забегала к ней на работу, но видела только большой кабинет, где за столами сидят знакомые тетеньки, обложенные со всех сторон бумагами, и деревянные счёты на всех столах. Ближе к окончанию школы мама спросила-уточнила: «Так куда поступаешь? На исторический? А может в лесотехническую академию на бухгалтерский факультет? Предприятие готово платить стипендию, а затем взять тебя на работу». Да, это были еще те времена, когда нас отправляли на учебу, платили стипендию от предприятия, а затем предоставляли рабочее место и какое-никакое, но жилье. — Мама, я никогда, ты слышишь, никогда не буду бухгалтером. — Хорошо, не бухгалтером, из тебя скорее получится хороший экономист. А история, ну она никуда не денется, – читай, интересуйся, но с детьми работать тяжело, еще тяжелее с их родителями. Просто ты еще юна и многого не понимаешь… — Нет, нет и еще раз нет. И меня оставили в покое: моя умная, мудрая мама, зная упертый характер своей дочери, дала ей полный карт-бланш. Но никогда не говори «никогда». В моей жизни это просто напасть: стоит мне сказать «этого не будет никогда», – оно становится реальностью. Так случилось и в этот раз, благополучно два года подряд провалившись на вступительных экзаменах, сама не понимая, зачем и почему, я положила документы на экономический факультет в сельхозинститут. И без подготовки, фактически не помня биологию в школьном объеме, легко поступила именно на бухгалтерское отделение факультета. Учеба давалась на удивление легко, и это мне, мягко говоря, не находящей общего языка с математикой и уверенной, что я стопроцентный гуманитарий. А математики в программе обучения было предостаточно. Я достаточно легко примирилась с тем, что стала студентом не исторического, а экономического факультета. На это повлияли люди, у которых мне предстояло учиться. Когда нас, первокурсниц, представили заведующей кафедры бухгалтерского учета, моему изумлению не было предела: бухгалтер с модельной фигурой и в возрасте далеко за сорок. Позднее мы узнаем, что она до тридцати лет профессионально занималась балетом: и вообще все преподаватели были людьми увлеченными и интересными. Они сумели, по крайней мере мне, показать глубину и красоту бухгалтерского учета, основным предназначением которого было, как напишет позднее профессор Я.В. Соколов (который сыграл огромную роль через свои книги в моем профессиональном становлении): «…настоящий бухгалтер не только берет данный ему мир, сколько творит его. Но творит не столько ради своего удовольствия, сколько для того, чтобы администраторам было легче управлять им». А если проще, бухгалтер – это человек, описывающий историю предприятия посредством постоянного и честного фиксирования всех процессов, происходящих на предприятии, как то: начисления заработной платы, покупки материалов и их использование в процессе производства продукции, её реализации и определения прибыли. Со стороны эта профессия действительно может показаться нудной, нетворческой, несложной и безопасной, – любой пэтэушник с десятимесячными курсами потянет, чего уж там. Однако, тот же профессор В.Я. Соколов, едва ли не единственный из ученых, напишет следующие строки: «Бухгалтер работает в зоне постоянного риска, ибо должен принимать рискованные решения. В большинстве случаев этот риск навязывают бухгалтеру, как работодатели, так и представители сторонних организаций. Риск, связанный с проведением этих решений в жизнь, огромен, отсюда рождается страх. Этот страх часто становится спутником жизни бухгалтера». Профессор Соколов пишет о главных бухгалтерах, это верхняя ступень в бухучете предприятия, и, именно находясь на этой ступеньке, человек видит все части предприятия: производственную, финансовую, организационную, – и взаимосвязи между ними. Дойти до этой ступеньки может только смелый человек, понимающий, для чего он здесь. Но кроме главного бухгалтера на предприятии есть и другие бухгалтера, каждый отвечает за тот или иной участок учета: заработной платы, материальных ценностей, налогообложения. Бухгалтера на своем участке видят лишь кусочек деятельности предприятия, но, как нас учили, каждые 2-3 года их нужно переводить с одного участка учета на другой -для приобретения новых знаний, навыков, расширения кругозора. И через 5-7 лет специалист может войти в кадровый резерв для последующего повышения. Двадцать с лишним лет профессиональной деятельности позволяют сказать, что хороший бухгалтер – это: — историк, который бесстрастно и честно занесет в документы все происходящее внутри предприятия; — следователь, ну а как еще назвать человека, который из разрозненных пазлов создает картину происшедшего; — психолог, управление коллективом требует необходимых знаний и навыков; — философ, а также человек с прекрасным чувством юмора – без этих двух составляющих в профессии очень сложно состояться: для сотрудников, бухгалтер – это цербер начальства, контролирующий в пользу последних все операции, не позволяющий погреть руки на чужом имуществе, а для некоторых руководителей – человек, слишком серьезно исполняющий законы государства. Профессия бухгалтера позволяет достичь карьерных высот в качестве главного бухгалтера, финансового директора, эксперта в области бухгалтерского учета и налогообложения, аудиторских услуг и многого другого, но, что немаловажно для женщин, не претендующих на карьерную лестницу, эта профессия позволяет работать дома, занимаясь воспитанием детей.