Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Седмица, которую мы сейчас празднуем, дорогие братия и сестры, именуется седмицею святых жен мироносиц, потому что воскресенье посвящалось, памяти св. жен, которые на свою любовь к Спасителю прославлены Им и также удостоены Его взаимной любви. Святые жены мироносицы на деле явили, что они свое назначение, которое предопределено женскому полу, и в совершенстве исполнили, за что и были прославлены и причислены к лику святых. Поэтому сейчас, когда идет Неделя святых жен мироносиц, и позволю себе в слово назидания сказать о назначении женщины по учению христианскому. Никто не будет оспаривать ту истину, что на дела всего человеческого рода очень большое влияние оказывает женщина, женский пол, — на все добрые и злые дела. Творцу не было угодно даровать женщине власть, которая с принуждением подчиняет слабого сильному, но Богу было угодно даровать женщине влияние, благодаря которому и сильный покоряется слабому, но покоряется, не чувствуя этого, без всякого принуждения. О том, что женщина имеет большое влияние на судьбы и нравы человеческие, свидетельствует и вся история народов, и Священное Писание. Кому не известно, как разное положение женщины в обществе резко отличает варварские народы от образованных, древние века от средних, средние пока от новейших. Ведь при посредстве женщины растление вошло в первый мир, и при по средстве Той же Женщины в мире явился Спаситель. И Святой Дух в Книге Притчей под образом двух жен ясно показывает два направления человеческого рода: одно направление — благочестия и благоразумия, и другое направление — разврата и безумия. Так что влияние женщины на нравы и судьбы народов весьма великое, но это влияние женщины на человечество будет только тогда благотворно, когда женщина станет жить сообразно со своим назначением. Какое же назначение женщины? Кроме общечеловеческого назначения, а именно: прославлять добрыми делами своего Творца, Который создал человека по Своему образу и подобию, женщина, как женщина, имеет и свое частное назначение, отличное от назначения мужчины. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к Слову Божию, которое обо всем судит истинно. И вот в Книге Библии, на первой странице Книги Бытия мы встречаем изречение, которое показывает об общем назначении человека: “Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему” (Быт. 1, 26). И вслед за этим изречением мы видим другое изречение, которое относится именно к женщине, к ее назначению. “Не добро быти человеку едину, сотворим ему помощника по нему” (Быт. 2, 18). Это изречение относится не только к замужней женщине, ибо Ева была не только первою женою первого мужа, но она была вообще первым существом женского пола. “Не добро быти человеку единому”. Первого человека Господь наградил всеми дарами Своей благости: поместил его в раю, и тем не менее этому разумному существу в раю чего-то не хватало. Чего? Он, может быть, и сам не понимал, а если и понимал, то смутно. Одаренный способностью мыслить, говорить, любить, он не видел вокруг себя другое разумное существо, с кем бы мог делиться своими мыслями, говорить, встречать взаимную любовь. Таким образом, полнота блаженства первого человека была неполной. Поэтому Милосердный Бог, Который сотворил человека для блаженства, видя эту неудовлетворенность первого человека, творит ему жену. Вот то существо, которого жаждал первый человек. И Господь творит жену, подругу для первого человека, и она своим живым участием, своей любовью, своей добротой уже делает его блаженство совершенным, полным. Это то, другое “я”, которого искал Адам, но отличное от него. И потому призвание женщины есть любовь. И этому призванию соответствует и то место, которое предназначено женщине Самим Богом. Это место не унизительное для нее, оно не ниже мужа. Она — помощница, не только помощница, но помощница, подобная ему, равная ему, и только при этом условии равенства она может оказывать ему помощь, в которой он нуждается. Но в то же время место ее второстепенное, потому что женщина сотворена после мужа и создана для мужа. Взятая от мужа, она становится уже костью от костей его и плотию от плоти его, она настолько тесно соединена с мужем, что муж уже не может унизить ее, не унижая при этом самого себя. Вот таково назначение женщины при сотворении ее Творцом. Изменилось ли назначение женщины после греха, который так глубоко потряс все творение Божие? Сатана начинает свое обольщение с женщины и потом ее же употребляет в качестве орудия для совращения мужа. Приступ его вполне искусен и довольно хитрый. Сатана знал, что он вернее подействует на жену, т. к. она слабее мужа, и через нее он вернее подействует на мужа, потому что жена имеет на него влияние. И, таким образом, совершается грех. То нежное влияние, которое было дано Творцом жене, она употребляет для совращения мужа, для господства над созданием Божиим. И за то добро, за ту жизнь, которую она получила от него, она воздаст ему грехом и смертью. Вот за это забвение любви Господь наказывает жену, женщину, тяжелыми страданиями во время родов, и за забвение своей зависимости от мужа Господь унижает ее положение, она получает двойную зависимость от мужа, даже впадает в подчинение. И с этого времени начинается страшная борьба между добром и злом в основе общественной жизни — в семье. Грех потряс семейный быт, он разрушил Богоустановленный порядок взаимных отношений мужа и жены. Муж вместо того, чтобы смиренно нести свое наказание и этим смирением искупить свой грех и восстановить нарушенный семейный порядок, старается избавиться от трудов и забот, которые возложены на него Правосудием Божиим за его вину, он старается эти заботы возложить на плечи жены, а за собой оставляет только право приказывать и господствовать. Жена же, вместо подруги, сначала делается работницею, а потом и рабою мужа. Она тоже желает освободиться от этого рабства, и начинается борьба деспота с рабою. Стремясь освободиться от ига рабства и взять власть над мужем, но не имея к этому ни сил, ни способностей, жена прибегает к хитрости и лукавству. И вот тут-то и возникло зло в семье, нарушились взаимные отношения между мужем и женою. Милосердный Господь, видя этот беспорядок в семейном быту, видя, что нарушено равновесие между полами, устроняет средство для избавления от этой болезни. От Девы должен родиться Примиритель, Который должен разрушить дела диявола, и Семя Жены должно поразить главу змия. И приходит это время. Святая Дева, в силу Своей любви и смирения принимает в Себя Бога и Его воплощает, и возвращает мужу то, что она у него отняла, и даже возвращает больше того, что он потерял через первую жену. И освобождает женщину от рабства. Вот образец: Святая Дева Мария — образец любви и смирения. И надо сказать, что Она освободила женщину от рабства не путем восстания против мужа, но любовью и смирением. Вот эти черты, которыми была украшена Святая Дева Мария, да явятся подражанием для каждой жены христианки. И Святая Церковь в христианском браке указывает на те же добродетели мужу и жене. Жена призвана любить мужа, как Церковь любит Христа, и в силу этой любви жена должна и подчиняться мужу, не в силу какого-то рабского страха, нет, но именно в силу любви. Когда мы кого любим, то дорожим каждым словом, стараемся каждое слово его исполнить. Так и жена призывается повиноваться мужу не в силу какого-то животного страха, но в силу чувства любви к нему. И святые апостолы то же самое проповедовали в этом отношении. Апостолы тоже указывали на эти взаимные отношения супругов, на взаимную их любовь, и, желая уничтожить деспотизм мужей, апостолы писали: “Мужья, любите своих жен”. Желая уничтожить стремление женщины к преобладанию над мужем, св. ап. Павел писал: “Хочу, чтобы Вы знали, что всякому мужу глава — Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Ибо муж есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа. Не муж от жены, но жена от мужа и жена создана для мужа”. И, желая предостеречь жен от преобладания над мужем, от господства над ним (некоторые прибегали к напыщенности в одежде), св. ап. Павел пишет: “Хочу, чтобы жены, пристойно одеваясь, со всякою скромностью и целомудрием украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не драгоценною одеждою, но добрыми делами”. И в другом месте прямо говорит: “Жене господствовать над мужем не позволяю”. Может быть, это покажется унижением для женщины? Нет, наоборот. Далее апостол Павел развивает именно ту мысль, что для женщины смиренное скромное ее положение (поведение) как раз и служит к ее величию, служит для успешного исполнения того назначения, которое уготовано ей Богом. Только в таком скромном, смиренном состоянии она может добиться этих успехов. И если мы обратимся к внутреннему чувству самой женщины, то увидим, что именно скромность, стыд присущ не каждой женщине — это своего рода отражение того, что начертано на скрижалях ее сердца. Это является доказательством того, что полное удовлетворение женщины, ее довольство, ее честь — именно в положении скромном, смиренном и зависимом. Таким образом, призвание женщины есть любовь. И эта любовь дает женщине силу, и силу не только к самоотвержению, но и к мужеству, к тому мужеству, которое требуется женщине в сфере ее семейной деятельности. На долю женщины выпадает поприще небольшое по пространству, но весьма великое по влиянию. И способности женщины в семейном кругу гораздо более значительнее способностей мужчины. Каждодневно в семье женщина обнаруживает всю доблесть своей души, здесь проявляются такие высокие ее дарования, качества, которые присущи только ей одной. Мужчина этих качеств не имеет. И эти качества даны Творцом только женщине, а именно: практический взгляд на вещи, способность проникать в сердца людей неизвестными путями для мужчины, ее ежеминутное пребывание везде, если не телом, то душой, ее проницательность, острота ее ума, постоянные пружины управления всем домом, ее способность сочувствовать всякому горю, ее способность откликаться на цепкий зов, ее нежность, мягкость, сочувствие, аккуратность в работе, даже аккуратность во всякой мелочи, ее проворство в рукоделии, способность утешать утомленных душой, проникать в сердца, открывать, пробуждать уснувшую совесть — все эти способности присущи именно женскому полу. И если такова природа женщины, то, естественно, оно говорит о том, что ее призвание — в любви. И любовь составляет сущность, и основу ее бытия. Любить и жертвовать собою во имя любви — это потребность ее души, это закон ее существования. Закон, к которому никто ее не принуждает. Все народы всех времен согласны с этим назначением. Какое чувство берется за образец чистой любви, любви нежной и живой, у всех народов? Любовь женщины, любовь матери, которая не иссякает во всю жизнь, которая после всех страданий, после дневного труда, после ночного бодрствования считает достойным для себя вознаграждением ласку или улыбку своего ребенка. Поэтому любовь женщины, матери воспета всеми поэтами, всеми писателями и всем миром. И даже Сам Господь взял любовь женщины к своему ребенку за образец любви к избранному Им израильскому народу. “Если, — говорит, — забудет жена свое отроча, то Я не забуду тебя”. Таким образом, как видите, назначение и призвание женщины — это любовь и доброделание. Но это свое назначение в настоящем своем естественном положении женщина не может вполне исполнить. Вернее, она и способна к этому и не способна. Способна потому, что Творцом заложены в нее семена жизни — эти способности. Не способна потому, что грех всех извратил, сатана своей адскою способностью успел посеять плевелы в сердце женщины, и все то доброе, что было дано ей при сотворении, извращено, уже утратило силу. И все душевные качества обрели уже превратное свойство: вместо деятельности она получила суетливость, вместо нежности — всякие интриги, кокетство и прочие пороки. Это доброе сокровище, которое было посеяно в сердце женщины, уже изменилось, и посеяны, как я уже сказал, плевелы сатанинские. И Священное Писание подтверждает эту мысль. Говоря о достоинстве женщин, оно в то же время указывает и на ее порочность, на ее отрицательные стороны. Премудрый Соломон в своих книгах очень образно изображает пороки худых женщин: и болтливых, и пустых, и сварливых, и злых, и глупых, и пьяниц, и развратных, и т. д. И Священное Писание дает нам примеры, как женщины отрицательно влияли на судьбу мира, на его нравы. Через Еву грех пошел в мир. Ламех через жен (первый многоженец) сделался богоотступником, богохульником. Всемирный потоп стал следствием того, что сыны Божии, прельстившись дочерями человеческими, навлекли на себя гнев Божий. Самсон потерял свою святость, свою силу через языческую жену Далилу. Дочери Ханаанские увлекли израильтян в грех, за что подверглись страшному наказанию в пустыне. Давид пал чрез Вирсавию. Соломон чрез иноземных жен стал идолопоклонником. В Новом Завете Ирод через Иродиаду обезглавил Иоанна Крестителя. Через интриги иудейских женщин апостолы Павел и Варнава часто подвергались гонениям во время проповеди. И множество других примеров есть. Таким образом, мы видим, что вот это сердце женское, сердце горячее, вместо с тем стало и страстным, сердце нежное стало и ревнивым, сердце мужественное стало сердцем слабым, сердце сострадательное стало и раздражительным. Доброе сердце стало злым под влиянием греха. И вот надо, чтобы это сердце, эти добрые качества, которые женщина получила при своем сотворении, опять вошли в свою норму, приняли прежнее свое направление. И кто может этому помочь? Кто может возвратить женщине то, что она имела? Это может только особая Божественная благодать, которая даруется человеческому роду через воплощение, через крестные страдания и воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому женщина, если желает быть истинною женщиною, должна прежде всего непременно принять Евангелие, принять Евангельское учение и не отходить от Христа Спасителя. А надо сказать, что сердце женщины особенно близко сердцу Спасителя. Потому что Христос Спаситель показал в мире Свою наивысшую любовь. Свое глубочайшее смирение — и вот эти добродетели сродни женщине, потому что удел женщины — любовь, любовь н смирение. Поэтому женщина, чтобы быть настоящей женщиной, чтобы исполнить свое назначение, должна постоянно находиться возле любвеобильного и смиренного Христа Спасителя. Только в этом положении ее величие, ее спасение. Аминь.