«Итак, каждый из нас должен замечать, где он находится: вышел ли он из своего города, но остановился вне ворот в смрадном предместье его; или прошел мало, или много; или достиг до половины пути… Или дошел до града и взошел в Иерусалим…» (преподобный авва Дорофей). Недавно я задумалась о своем пути, начала серьезно переоценивать свой церковный опыт. Большим толчком в этом направлении стал роман Нины Федоровой «Уйти по воде».

Это книга о жизни Церкви в девяностые и нулевые. Честно говоря, впечатления после прочтения были тяжелыми. Если в начале романа было смешно читать о неофитском горении героев, то в конце уже стало страшно: очень ярко показано, насколько сильны последствия неправильных приоритетов в духовной жизни. К счастью, в книге все же есть и надежда…

Главная героиня романа, Катя, выросла в семье новообращенных христиан. Уверовав, родители Кати продали телевизор, раздарили светские книги, прекратили общаться со старыми друзьями и перестали обращать внимание на свою внешность. Они жили по принципу «отвергнуть все прежнее — светское и греховное». Но ведь светское — необязательно греховное! Опыт мировой культуры это неоднократно подтверждает: существует множество замечательных произведений нерелигиозного содержания, но глубоких по своей сути. А зачем прерывать общение с добрыми «светскими» друзьями? В конце концов, может, и они когда-нибудь потянутся к вере? Детей Катины родители отдали в православную школу, запретили заниматься танцами и единоборствами, вместо сказок начали читать вместе духовную литературу и заставляли поститься. Подобное воспитание, когда детей меряют взрослой мерой, как показывает практика, приносит печальные плоды…

Усвоив все эти второстепенные вещи, члены Катиной семьи так и не смогли прийти к главному, остались на этапе обрядоверия (может, это прозвучит и жестоко). Да, они каждую неделю исповедовались и причащались, но были ли у них живые отношения с Богом? Создается впечатление, что нет. Катя радовалась воскресенью не из-за литургии или причастия, а из-за того, что дома после трех-четырех дней поста ее наконец-то ждал скоромный обед.

О проблеме соотношения внешнего и внутреннего замечательно писал игумен Петр Мещеринов в статье «Проблемы воцерковления»: «Именно живая жизнь со Христом — самое важное, и единственно важное в Церкви; этот опыт нужно культивировать, взращивать, приумножать… Безусловно, внешний церковный чин, правила и запреты, дисциплинарные нормы и традиционно сложившиеся формы поведения православного христианина имеют огромное значение; они нужны и важны. Но не сами по себе, а только лишь тогда, когда они способствуют жизни во Христе, исполнению святых Его заповедей, становлению человека как христианина, то есть ответственной, зрелой, свободной, богоподобной личности. Если же этого не происходит — грош цена всем обрядам, юбкам, постам и православным словесам. Обряд сам по себе не является источником духовной жизни… Через обряд «пробиться» к Живому Христу чрезвычайно сложно, почти невозможно. Но естественен обратный путь — от познания Христа к церковному обряду».

Священное Писание дает нам критерии правильности нашего духовного пути: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5:22-23). К сожалению, семья Кати не смогла прийти к евангельскому пониманию Бога, осталась в ветхозаветном состоянии. Для них Бог не любящий Отец, а грозный Судия. Аннотация книги очень верно обозначает эту проблему: «Кто же победит, кто сильнее, кто настоящий — Бог-Страх или Бог-Любовь?..»

Православие (от слов: «правильно славить») учит тому, что вера — это радость: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес 5:16-18). «Нельзя верить, стиснув зубы: это очень ненадежно и оскорбление Господу… Великий подвиг сейчас — сохранить веру, и не угрюмую, точно загнанную в какой-то подвижнический тупик, а веру-любовь, любящую веру, веселящуюся о своем Христе» (С. Фудель). Помните, как называется главная книга об Иисусе Христе? Евангелие, что в переводе означает благая (или радостная) весть. Где же радость у героев-христиан Нины Федоровой?..

Во время чтения мне невольно вспоминались слова пророка Исайи: «Слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис 6:9-10). Наверное, по-своему Катя была права, когда размышляла о том, что она не ушла от Бога потому, что попросту и не приходила к Нему. Еще в подростковом возрасте она поняла, что «внешне все исполняла, а душой была не с Богом…» Ее научили лишь обрядовой стороне, но не передали опыта живой радостной веры, поэтому неудивительно, что «…Катя православную жизнь не любила, хотя никогда не признавалась в этом даже самой себе».

Члены Катиной семьи так и не стали самостоятельными христианами, вся ответственность за их жизнь лежала на духовнике — отце Митрофане: «Самым частым выражением в Катиной семье было «батюшка сказал»… Из-за бесконечных «батюшка сказал» случались даже ссоры с дедушкой, когда он приходил в гости». Не Христос, а батюшка стал центральной фигурой в их жизни. При этом отношения с отцом Митрофаном у них были основаны на подчинении и страхе. Общение с духовником не приносило Кате пользы, а только увеличивало ее душевные страдания: она чувствовала себя униженной, и каждый раз исповедь у батюшки заканчивалась слезами в парке.

«Перед вами драматичная история последствий добрых намерений, не учитывающих лишь одного: человеческой свободы» (Майя Кучерская). «Не делайтесь рабами человеков», — предупреждает нас апостол Павел (1 Кор 7:23). Святые отцы предупреждают: «Если же руководитель начнет искать послушания себе, а не Богу, — не достоин он быть руководителем ближнего! — Он не слуга Божий! — Слуга диавола, его орудие, есть сеть!» (свт. Игнатий Брянчанинов). Неслучайно один из эпиграфов к роману — слова из Евангелия от Матфея: «Не называйтесь учителями, ибо один у вас учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас наставник — Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф 23:8-12).

Отец Митрофан внушал своим прихожанам, что самоукорение — важная добродетель, но не пояснял, что заниматься этим нужно с рассуждением, иначе можно впасть в уныние. Батюшка пугал смертью и геенной огненной, сводил смысл жизни к борьбе с грехами, при этом не давая никакой надежды: «Катя приходила в уныние. Получается, всю жизнь надо страдать и идти тернистым путем, а потом еще и неизвестно, где окажешься, может быть, в аду, с теми, кто всю жизнь грешил и радовался». На страхе и основана вера прихожан отца Митрофана. Но прочный ли это фундамент? «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение, боящийся не совершенен в любви» (1 Ин 4:18). Катю научили самоедству, а не покаянию, не рассказали ей о правильной любви к себе, поэтому она не умела видеть в себе в первую очередь образ Божий, а потом уже грехи и несовершенства.

В свете искаженных представлений о вере становятся понятными боль и метания Кати. Она интуитивно чувствует, что поведение ее православного окружения в чем-то ненастоящее, и не хочет вести себя лицемерно. Катя искренне считала, что «…надеть джинсы и постричься было предательством веры, отречением от Христа», и одновременно ее восхищали ребята, которые не боялись быть непохожими на всех — они были свободны. Героиня не смогла сродниться ни со «своими» (православными), ни примкнуть до конца к «чужим» (светским). Она одинока до встречи с Костиком, у нее не было близких друзей и подруг, и даже дома она не может поделиться своими проблемами с родителями. Отчасти это и родительский промах: ей не показали, как выстраивать близкие, доверительные отношения с людьми.

Через несколько лет, уже окончив учебу и уйдя из Церкви, Катя встречает свою православную знакомую Машу. Но как удивительна эта встреча! Они сталкиваются не в храме, а… в курилке университета! Казалось бы, до чего дошли две благочестивые девушки! Но все не так просто. Их разговор искренен, полон боли о поведении некоторых верующих: «У нас так много неуважения, даже хамства, но все считают, что это надо терпеть — ведь это «тебя смиряют». Батюшки на исповеди незнакомым «тыкают», отвечают грубо. И ведь сам не замечаешь потом, как сам так же хамишь — ведь от жизни в хамстве и в неуважении к тебе теряется и способность любить, уважать другого человека…»

Из этого разговора Кати и Маши становится понятным, почему так необычно называется книга. Это роман о переходе в другое, более совершенное состояние. По словам Маши, «…может быть, иногда и в этом воля Божия — выйти из этого загончика, прыгнуть за борт лодки, в которой ты так долго сидишь, и пойти самостоятельно, пусть даже и по воде». Поэтому все же это роман о надежде. Можно сказать, после этой встречи с Катей случается настоящая метанойя (греческий термин, обозначающий покаяние) — перемена сознания. Она начинает понимать, что во многом она и ее окружение — те самые двуличные фарисеи, которых осуждал Христос: «Разве Богу нужна эта скользкая, склизкая ложь, эта липкая смазанная маска, под которой не видно истинного твоего лица…».

Перед очередным Новым годом, в последний день старого года, Катя совершенно искренне собиралась умирать. Депрессия, нервный срыв. Она плохо ела, мало спала, боялась наказания от Бога или отца Митрофана (он ждал ее для разговора, а она не пришла). Я думаю, что именно из этой пустоты, из глубины боли и отчаяния рождается ее первая настоящая молитва: «Господи, я так устала бояться… Я больше не хочу верить в Бога Страха. И хочу сказать Тебе это честно, наконец… Я всю жизнь врала, но больше я не хочу врать — ни себе, ни Тебе. Я всю жизнь верила в Тебя-Страх, но больше я так не хочу… Не верю, что Тебе нас не жаль, что Тебе нужно, чтобы мы боялись еще и Тебя. Не верю, что Тебе нужно, чтобы мы считали себя ничтожными и недостойными, унижали себя, втаптывали в грязь, любящий не хочет унижения любимых, отец счастлив, когда счастливы дети. Я не верю в Тебя такого, в Тебя-тирана. Я буду верить в Тебя-Любовь, несмотря ни на что, что бы ни говорили…»

Вот это уже вера, облеченная в силу, вера, которая сможет преодолеть все препятствия. Помните, как говорил Достоевский? «Если б кто доказал мне, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели со истиной». Федорова ставит радостный «диагноз» своей героине: «Как там пишут в книгах? «Кризис миновал»?»

Удивительно показательна одна из последних сцен в романе — случайная встреча Кати с отцом Митрофаном в Греции. Это уже не тот «старец», которого боялся весь приход: «Оказывается, все эти годы она росла, а он умалялся. Она напитывалась силой, а он силу терял. Из него уходила жизнь. Ложь разъедает, фальшь, предательство самого себя — разрушит что угодно, даже мощные скалы». Значит, Катя все же выбрала верное направление, когда решила «уйти по воде»!..

Интересен и показателен духовный путь, который прошла Катя, — путь от страха к любви. Думаю, что многие православные могут узнать себя в главной героине. Святые отцы учат, что отношения с Богом сначала могут строиться на страхе наказания (раб), затем они могут основываться на принципе «Ты — мне, я — тебе» (наемник). Главная задача христианина — дойти до состояния сына, который исполняет заповеди не из-за страха или за награду, а по любви к Богу. В конце романа становится понятным, что Катя начинает подходить к состоянию дочери, она уже чувствует себя любимым Божьим чадом. «Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, — но теперешний рассказ наш окончен» (Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание»).

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Окончила филологический факультет Уральского федерального университета. Интересы - литература, психология, журналистика. Вдохновляют танцы, фотография и инструментальная музыка.

Другие статьи автора
новые старые популярные
тийна киркаль

Знакомо. Надо прочесть. В свое время читала я повесть Блохина "Отдайте братика". К слову сказать, перечитывать заново его книги трудно — с души воротит . Так вот, есть там персонаж — беременная богомолка. Ее показывают как положительную героиню, эту омерзительную фанатичку, которая рано или поздно растопчет жизнь мужа и детей. За свое усердие богомолка прямо в больничной палате сподобилась визита Николая Угодника и Алексея Божьего Человека. Сейчас думается — а святые ли это были?

елена к

О да… А что эта героиня рассказывала о своём приходе к вере: она была атеисткой, а верующий муж насильно притащил на причастие. Интересно, как она исповедовалась, будучи атеисткой? Или допустили без исповеди?:о

тийна киркаль

Видать, священник прозорливец был)))

тийна киркаль

Нашла. Читаю вовсю. Вот что еще напомнило — книга "Что надо знать каждой православной девочке". При безусловно полезных вещах, оп-сываемых в книге, девочка Надежда — абсолютно картонный персонаж. Болванчик. Мама сказала — Надежда согласилась. Ни размышлений, Ни сомнений, ни подросткового бунта. Особенно в плане выбора жизненного пути. Надежде предлагается аж два варианта. Многодетная мать и монахиня. Ничего, и это проглотила.

Гоблинище

Ооо, я помню, читала в 12 лет и ужасалась. Уже тогда понимала, что девочка контуженная, и мама какая-то странная. Нельзя смотреть в школе на мальчика! Ты можешь нанести ему рану! Я читала и не догоняла, а как же тот мальчик ходить научился — тоже не спотыкался ни разу и ни одного синяка не было? Если уж так ран бояться, но и жить не надо. Ну и главное, что меня возмущает до сих пор, а мне уже скоро 30 — это как мама объясняет девочке про месячные. Пишет книгу священник. Нет, ну если ты не женщина и понятия не имеешь о… Читать далее »

zvezda171717

+1000000 При этом написано интересно, вроде бы все правильно …но как -то слишком сладко, что ли, не бывает так в жизни, и может и к лучшему, что не бывает ))))

Хельга

Читала эту книгу в свое время, про девочку Надежду. В ней много несерьезного, как, впрочем, нередко в подобных шедеврах. Думаю, эта книга написана в воспитательных целях, " по заданию партии", потому так коряво и получилось, не жизненно, потому что это не повествование, а свод регламентирующих правил на наиболее часто встречающиеся ситуации в быту.

Гоблинище

Да беда в том, что эти регламентирующие правила какие-то уж очень варварские

Хельга

Гоблинище, а помните, как там мама собралась посоветоваться с батюшкой, отдавать ли братика в спортивную секцию? Почему родители не могут решить этот вопрос внутрисемейно? Про месячные обязательно было писать в этой книге? Есть ведь специальная литература:"Девочке- подростку", например. Как-то неловко читать послание батюшки на эту тему девочкам переходного возраста.

Гоблинище

Да, я тоже считаю, что про месячные писать в такой книге вовсе необязательно. Но так и не надо совсем писать, а то какие-то недомолвки и недосказанности. Что за стеснение — сказал А скажи и Б, а нет так и начинать не надо. Ну и да, по каждому пустяку бежать к батюшке советоваться тоже как-то не похоже на адекватную семью

Гоблинище

И еще чудесно в этой православной девочке — что мать ей советует не читать Дюма "Королеву Марго". И вроде не неофиты уже, чтоб вот так вот… какие-то грязные образы она там усмотрела, ни дать ни взять как в "Дон Кихоте" теперь усмотрели пропаганду нетрадиционной ориентации. Я читала лет в 12-13 эту самую "королеву Марго", и ничего нечистого в упор не видела. В качестве аргумента за религиозное воспитание детей я выдвигаю своим подругам соображение, что дети, воспитанные вне религиозной традиции, оказываются лишенными большого пласта отечественной и европейской культуры, т.к. она насквозь христианская. Но когда встречаются в такой литературе призывы не читать… Читать далее »

Cookie

О ужас, вы мне напомнили про эту книжку, а ведь и у меня она в детстве была, и я часто ее читала. Правда, сейчас совсем забыла подробности, а глянула — и ужаснулась. Программирование какое-то.

Гоблинище

Да, самое правильное после ее прочтения — поскорее забыть. А я читала и запомнила очень хорошо, помню, как меня шокировала она вся. И как девочки Надин костюм разбирают — где таких девочек нашли? В провинции — да. В Москве — да ни в жизнь. А речь про московскую семью.

Ежик

Аааааа.вспомнила. И я читала как-то. Муть редкостная.

Евгеша

Как можно "в упор не увидеть" что вся книга Королева Марго построена на том, что главная положительная (!) героиня изменяет мужу ??? Я свое дочери точно скажу, что если очень хочешь, то прочти ее хотя бы в 16-17, но полезного из нее я ничего не вынесла к сожалению! Три мушкетера и то больше пользы и доброй идеи несут о чести, отваге и преданной дружбе, любви и проч.проч.проч. Эта книга и у меня была в детстве, и я ее взахлеб читала! раз 10! получала огромное удовольствие, хотела быть похожей на эту девочку. Автор именно этого и добивался — создать идеал в… Читать далее »

apple_blossom

Перечитала всего Дюма вдоль и поперек и даже,страшно сказать,Тургенева,но почему-то,слава Богу, мужу изменять как-то не тянет… Подростки настолько глупы,что,вырастая, пытаются потом в жизни повторить все то,что прочитали в книжках? Тогда и Достоевского упаси Бог читать. А то можно увлечься идеей своей избранности и бабушек не уважать.
Хм…а насчет здоровья и образа жизни… У,скажем,двенадцатилетних девочек боли от невоздержанности или диет? Раз у тебя,что-то болит,ты плохая девочка)).Хотя есть шанс,что это от рождения. Тогда не очень плохая))).

к15

Ощущение что этот комментарий писал мужчина. Честь,отвага это ли интересует правильных 12 летних девочек??рассуждения о женской физиологии вообще финиш! Но не стоит конечно забывать что женщина при любых условиях сосуд греха=)))

елена к

Я листала когда-то в книжном брошюру про православного мальчика, выходит, это пара к "православной девочке". Впечатлило… Особенно как подросток кается отцу в съедении сосиски в пост, а тот осуждающе молчит и сын осознаёт всю глубину проступка.

Гоблинище

К мальчику книжка еще ужаснее. Вся какая-то воинствующая

Manypenny

Ой, тоже шедевр. Прямо надо процитировать.
"А если, например, жених и невеста собрались венчаться – и вдруг у девушки наступают эти самые дни нечистоты? Батюшка ждет, гости в церковь пришли…

— Вообще-то никаких “вдруг” быть не должно. Обычно девочки отмечают свои дни в календарике и готовы ко всяким неожиданностям."

к15

А я давно не отмечаю,примерно знаю когда, и все. Перед свадьбой,конечно постаралась бы подгадать,но я слышала день венчания назначает священник, будет ли он считаться с моим календариком?!))))и сколько не отмечай,все бывает вдруг,но это известно только нам девочкам. Еще забавляют рассуждения на тему родов,современные женщины не хотят терпеть боль,просят эпидуралку, я сама не рожала,но умом понимаю,что животик то болеть будет никак при диарее,и хорошо что где-то заграницей придумали "схватки" для мужчин,могут ощутить,всех священников и знатоков женской природы надо туда.пусть покорчатся от боли,посмотрим хоть раз захочется им эпидуралку или нет. Да, так заповедано мучиться,но это не значит что женщина это легко перенесет,раньше… Читать далее »

Юлали

Я пыталась читать Блохина. мне кажется, этот человек нездоров и агрессивен. Отдает манией преследования. было неприятно читать.

Manypenny

Тоже читала эту повесть. У автора здорово получились ожившие мертвецы-младенцы. Впечатляющий ужастик. А богомолка — жертва авторского замысла. Она ж должна была знать ответы на все вопросы, а в этой реальности ответы на все вопросы знают только фанатики. Правда, непонятно, зачем автору понадобилось все вопросы бытия разрешать именно в этой небольшой повестушке. И почему все ответы должна была давать эта женщина, если в повести все равно двое святых действуют.

Энная

Эх, спойлеры, спойлеры. Но переживания героини мне близки, хотя я так глубоко в церковную жизнь и не погружалась. Помню, было мне лет 13-14, и собрались мы тогда всей семьей на соленое озеро — купаться и лечебными грязями мазаться. Поездка обещала быть забавной и увлекательной, так и вышло, но меня все преследовало чувство вины. Я молилась тихо про себя: "Господи, прости, это же грешно таким забавам предаваться, но мне очень хочется". А сейчас в этой поездке ничего грешного не вижу. Ну плавали, ну потешались друг над другом — вымазались в грязи как папуасы, а грязь целебная… Все норм, как говорит молодежь.

zvezda171717

Книга замечательная, прочитала очень быстро, на одном дыхании ))

марина

Опасная книга, однолинейная и упрощённая. Кто то прочитает и усомнится, не о православии однозначно, уже по описанию понятно лживая вещь. Спасибо за спойлер! Время тратить не надо на бесполезную книжицу!)

Cookie

К сожалению, это беда многой современной православной литературы. Очень уж она идеологическая. Я эту книгу не читала, но как основа для статьи она ничего) Бог-страх и Бог-любовь…есть над чем подумать

Анна

Прочитала и чуть не расплакалась. Все про меня! У моей мамы лейтмотивом воспитания была фраза: "Ну батюшка же сказал, что НЕЛЬЗЯ!". И вот это "нельзя" было обо всем — до сих пор помню, как я сидела и плакала от того, что всем всё можно, а мне — нет.

Светлана

Совсем недавно я стала это понимать. Что я боялась, а не любила Господа, но когда я поняла внутри себя, что Бог-это Любовь (именно поняла, а не прочитала в Евангелии), может быть прозвучит слишком пафосно, жизнь обрела новый смысл. Я люблю Бога, а Бог любит меня-и в этом всё.

Полина

А что делать если я та самая Катя, только без никакой надежды? Пожалуйста, помогите советом! Воспитывалась в точно такой семье как описывается, отец не выдержал и ушел со словами, что ему не нужна верующая жена и что моя мать превратила дом в монастырь… В детстве всего боялась. Освобождаться из под маминого влияния начала в университете, тогда же перестала ходить в храм — не чувствовала потребности в этом, а потом боялась, так как начались интимные отношения с женихом и я чувствовала себя плохой и недостойной храма… После замужества ничего не изменилось, церковную жизнь забросила окончательно, но внутри было ощущение пустоты… Полгода… Читать далее »

От Марго: милая Полина, путь неблизкий, отнеситесь к себе бережно. Держитесь.

Гоблинище

Будьте к себе бережнее, ведь от частых походов в храм можно просто устать, особенно в положении. Отдыхайте больше 🙂

Полина

Я чувствую только усталость и безнадежность 🙁 а на следующий день еще и осложнилась беременность, пришлось уйти в неоплачиваемый отпуск на работе, навалилась куча материальных проблем, бытовых, страх за сына в животике, плюс врач запретила секс с мужем до родов ( то есть до августа), плюс еще ж и после родов нельзя, а мы и так уже сколько времени из за поста вместе не спали, в результате, в страстную среду мы не удержались и было то, что на исповеди называется неестественным видом интимных отношений… Девочки, я сейчас сижу и реву, снова чувствую себя плохой, предательницей, муж не сможет без этого… Читать далее »

От Марго: ой, как я вам сочувствую, такой стресс… Но где же сказано, что во время поста секса с мужем нельзя? Как раз напротив, помнится, у апостола Павла есть ровно противоположное, да и вообще, лишь бы мир в семье был да любовь, вот мое искреннее частное мнение. А про все эти виды отношений… Слишком уж много вокруг этого всего наверчено, по мне, так то, что двоим приносит радость за закрытыми дверями, то и хорошо, особенно если эти двое муж и жена, которые друг друга любят и хотят быть вместе. Грязной я бы вас уж точно называть не стала. В книгах… Читать далее »

Полина

Спасибо! Правда, спасибо за доброе слово! Просто спрашивала у батюшки про такой вид отношений, так как муж просил раньше, но он мне однозначно сказал — нет, иначе причащаться нельзя… Простите за подробности… Начала читать эту книгу и понимаю, что как с меня списали — все по шаблону, все точно также было, может в других обстоятельствах немного, но суть — все так… Главное, что как раз на днях до статьи я думала обо всем этом, даже помолилась, чтобы Бог научил меня как вообще верить в него лично мне? Как к нему прийти то? В чем я не права и тут статья,… Читать далее »

От Марго: я, может, что-то глубоко неправильное скажу, но я бы просто не пошла с таким вопросом к священнику. Мне кажется, Бог наш очень добрый, и не припомню ни слова Его в Евангелиях о том, что можно, а что нельзя по такому деликатному поводу. В Ветхом Завете что-то есть,но на то он и Ветхий, что Новый, закон любви, его не упраздняет, но… модифицирует, обновляет? А вам лишние нервы и стресс. Я уверена, что Бог хочет, чтобы мы были счастливы и не причиняли при этом своей душе вреда. Разве вы причиняете? Я вот прислушиваюсь к себе и понимаю, что не чувствую… Читать далее »

Мигелла

Я вам по секрету скажу: рассказывать попу что и как было с мужем это наш такой православный модернизм.

Хельга

Знаете, люди исповедуются Господу на исповеди, а священник стоИт — как свидетель, а вовсе не "рассказывают попу" что и как было, бывает, что человек впал в блуд или использовал что-то непотребное в интимных отношения по незнанию, допустим; затем осознал, и захотел освободиться от этой грязи, вот в этом случае христианин идет и исповедует грехи, да и то, целомудренно, не вдаваясь в лишние подробности, а если не исповедать, грех так и будет разъедать душу. Исповедь — это вовсе не "рассказ попу", а "Господь невидимо стоит, приемля исповедание твое". У Полины другой случай.

Полина

. Помню, как также допросы устраивала моему теперешнему мужу, хотя он сам православный, все пыталась втиснуть его в идеал "настоящего христианина", расстраивалась, что он не совсем видимо истинно верующий, раз фильмы смотрит "неправославные", музыку какую-то непонятную слушает:)) и до сегодняшнего дня я считала, что вон то поведение было правильным! Это я со временем "сдалась" и расслабилась, влюбилась, а вот если бы устояла, то может мужа бы себе по настоящему благочестивого бы нашла… Ужас какой… Как глаза открылись, какой дурью я всю жизнь страдала! Слава Богу мозгов хватило мужа не пилить, а то сейчас после возвращения в церковь, начала снова видеть… Читать далее »

Ежик

По идее,надо видеть свое несоответствие,не впадая при этом в уныние,а не несоответствие мужа высоким идеалам.)) Насчет этих всех вопросов я тоже хочу сказать,уж сколько копий сломано. Вы так часто причащаетесь,или просто досадно,что именно в Страстную все и случилось? Ну причаститесь попозже,вне поста,раз уж у вас такой строгий священник. А так я тоже бы не стала ни спрашивать,ни докладывать такие интимные подробности священнику,зачем это надо? У вас муж-не блуд добрачный,не любовник,брак венчаный. Какие тут еще "естественные,противоестестественные"… А я как-то где-то читала о пастырском служении до революции-но это была,наверное,популярная книга,не святоотеческое учение. И вот там было сказано-священник должен вразумить тех,у кого серьезные… Читать далее »

Хельга

Мне как-то сказал священник, что лучше милосердием согрешить, чем жестокосердием — именно в вопросах секса и поста.

Хельга

Добавлю, что в том упоминаемом мною случае речь шла не о извращениях и различного рода "противоестественностях" и пр.

Хельга

Милая Полиночка! Мы с Вами и уже полюбили Вас, дорогая наша духовная сестричка! Просто пойдите в другой храм вне службы и тихонько посидите там на лавочке, одна и в тишине, просто побудьте и все. Вы пришли к Богу, посидели и ушли. Вся молитва:"Господи, помилуй!" Больше через силу делать ничего не надо, не надо искать благодатных состояний, умиления и т.д., отдохните и не мечитесь между батюшкой и мужем. Послушание сейчас у Вас такое: быть женой и вынашивать ребеночка. Три денечка выдержит супруг без интима — и причаститесь, если будут на это силы, а не выдержит трех — подождите два денька —… Читать далее »

Хельга

Полиночка, только не пропадайте, пишите, мы за Вас переживаем, будем просить о Вас в своих недостойных молитвах! Мы Вас любим! Все будет хорошо! Мы же вместе! Все течет, все меняется, все пройдет, все тревожное уйдет, будет Ваш муж любить сильно-сильно Вас и сыночка, будет счастье, настоящее, долго-долго! А молитовки читайте коротенькие, не переживайте ни о чем, живите одним днем — день прошел — и слава Богу! Будет день и будет пища. Господь все управит! Мы с Вами!

Полина

Спасибо Вам за тёплые слова!:)))) Спаси Вас Бог! Я так много думала после прочтения книги и статьи, многое для себя поняла, а глааное — начала молиться своими словами от сердца, благодарить Бога за все, что есть в моей жизни, в общем, знаете, я поняла, что о настоящем православии я еще ничего не знаю на собственном опыте 🙂 в общем, все эти мысли слишком личные, чтоб ими делиться, но есть ощущение, что я как-будто только только начала свой собственный путь к Богу, хотя была при храме с самого детства, сейчас все обретает наконец-то смысл, особенно слова о том, что Бог —… Читать далее »

От Марго: как я рада прочитать такое!

Гоблинище

С мужем грех только не любить его. Все остальное — можно!

Иулия

Милая Полина, Бог ни от кого не отворачивается. Никогда. Это мы вечно "к лесу задом". Когда Вы успокоетесь, всё наладится. У Вас сейчас трудный период. Но он пройдет. Вам страшно, а как же — первая беременность, но это нормально. Всё у Вас будет хорошо. Здесь, на Матронах, часто советуют поговорить с Господом как с отцом. Попробуйте, именно как с родным и любящим, желающим и имеющим возможность помочь. Он всё про нас понимает, главное с Ним не лукавить. Здоровья Вам и Вашему малышу!

Lien

Дорогая Полина, очень хочется вас утешить, как-то даже по голове погладить, обнять, я не знаю… Очень, очень вам сочувствую и хочу сказать одно (на самом деле могу сказать много, но все сюда не влезет): просто подумайте — если мы, несовершенные люди, комментаторы портала, вам сочувствуем и не осуждаем, то как вы думаете, совершенный Бог, который Любовь, неужели осудит вас, оттолкнет от себя? Не "войдет в положение", не поймет вас? Мы часто представляем Бога вовсе не милосердным, нам часто внушают, что за любой выход за рамки нас ждут кары. Но это не так! Вы просто успокойтесь сейчас и возьмите паузу. Не… Читать далее »

Neta

Мне кажется, для того, чтобы выбраться из ловушек ложных образов Бога, важно понять: а могу ли я уважать такого "бога", который настолько мелочен, что его любви можно лишиться любым несоблюдением ритуальных правил, любой ошибкой, который гораздо больше озабочен тем, чтобы его слушались и боялись, чем доверяли ему и любили? И, действительно ли я хотела бы быть с в вечности с таким "богом", который даже по скромным человеским меркам настолько лишен великодушия, чувства юмора и терпимости? Апостол Павел совершенно гениально написал, что может ГОРДИТЬСЯ Господом, но гордиться тем образом, который иногда придумывают и навязывают те, кто называют себя верующими, не только… Читать далее »

Гоблинище

Как Вы хорошо сказали!

Свинка Пеппа

Здравсвуйте, дорогие девочки!!! Раз тут затронули тему…эээээ…. интимных отношений — можно я у Вас спрошу? Спасибо всем большое!!! Я замужем, венчанные, есть детки… не так давно родился четвёртый ребёночек… Как-то раз у меня были "женские дни", и мужу захотелось интимных отношений… ну, неестественным способом — как тут это назвали… меня спасло то, что в соседней комнате проснулась малышка, и я должна была подойти к ней… а потом старшего ребёнка надо было отправлять в школу… Мой вопрос вот в чём: как мне быть, если ТАКОЙ вид интимных отношений для меня неприемлем??? (мне неприятно до тошноты, хоть и это — мой муж…)… Читать далее »

Елена Д.

Почему — отклонение?? Что-то нравится, что-то нет — вполне нормально. Я бы даже сказала, что у Вас вполне здоровая ситуация — т.к. Вы способны осознать, что Вам приносит удвольствие, а что — неприятно. И муж спокоен (во всяком случае, ценность Вашего с ним ОБОЮДНОГО удовлетворения для него выше чем ценность каких-то особых сексуальных изысков — так что поводов для беспокойства не вижу никаких).

Свинка Пеппа

СПАСИБО Вам большое!!!

Похожие статьи