Ну вот, три месяца мучений в автошколе позади, инструктор по вождению допивает в уголке последний валидол, а ты трепетно принимаешь из рук сверлящего тебя уничтожающим взглядом инспектора глянцевый прямоугольничек: «Поздравляю с получением водительского удостовериния!» и не веришь своему счастью — у меня есть права! Получение прав означает, что вы преодолели некий минимальный порог знаний и формально теперь можете ездить на автотранспортном средстве. В реальности же наличие в вашей сумочке водительского удостоверения автоматически не делает вас Шумахером. Впереди вас ждут месяцы настоящей учебы, без сползающего в обморок инструктора, без истерящего инспектора, без буквы У на крыше авто и парной системы управления машиной. Да-да, именно сейчас вы будет проходить настоящую автошколу, оказавшись один на один со свирепыми водителями, коварными пешеходами и злобными гаишниками. Ведь каждый из них встает с постели с единственной целью — отравить вашу автожизнь. И никто-никто в целом мире не протянет вам руку помощи. Кроме единственного человека — вас самой. Кулибины по всему миру не дремлют и изобретают всё новые и новые приспособления, чтобы сделать жизнь водителей комфортной и беззаботной. Есть пять очень и очень полезных гаджетов, которые я советовала бы установить каждому водителю, а особенно водительнице. Итак, наш хит-парад полезных гаджетов. — На почетном пятом месте антирадар. Это такая штука, которая устанавливается на лобовом стекле и ловит сигналы, посылаемые видеокамерами. Если вы любите притопить, то эта опция для вас. Камеры, которые устанавливаются ГИБДД (и переносные, и стационарные), работают в радиусе 1 километра, антирадар же способен предупредить вас о камере задолго до того, как вы визуально его обнаружите. Выручает на незнакомых дорогах, где в самых неожиданных местах может быть установлено ограничение скорости, а неподалеку в кустах пасутся тучные стада блюстителей дорожного порядка. Минус: дешевые антирадары реагируют на все видеокамеры. Магазины, парковки, школы, автозаправки, вышки сотовой связи, высоковольтные линии и даже — внимание: видеорегистраторы, установленные в других машинах. Поэтому он будет верещать по делу и без дела. Антирадары подороже (в пределах 3000) умеют отличать сигнал полицейской видеокамеры от сигнала других видеокамер. Но это, как говорится, большие, но по пять. А те маленькие, но по три. — На четвертом месте парктроник. Парктроник это набор датчиков от 2-х до 4-х в комплекте, которые ставятся в задний и/или передний бампер. Их высокое предназначение в том, чтобы при приближении некоего препятствия спереди/сзади/сбоку вовремя подавать сигнал, причем, чем ближе препятствие, тем короче и чаще сигнал. А если уж он превратился в одно сплошное «Пии-и-и-и-и», то пора бить по тормозам и идти оценивать ущерб. Минус: пактроники не отличаются умом и сообразительностью и начинают вопить на все, что попадает в зону их чувствительности. Как акын — что вижу, то пою. Стебель травины, падающий снег или дождь, пара снежинок, налипших на датчик — все это бдительный парктроник расценивает как препятствие и начинает истерически орать. Если вы стоите на светофоре и к вам слишком близко подъехало другое авто — получи, фашист, гранату. Поэтому некоторые производители учитывают это обстоятельство и идут навстречу особо нервным водителям: снабжают авто кнопочкой отключения парктроника. — На третьей ступени пьедестала — блютуз. Ну очень полезная штучка. Едете вы, положим, в машине, и тут вам звонок, пропустить который вы ну никак не можете. Одним нажатием кнопочки вы отвечаете на звонок. И не надо дергаться, искать сумочку, свалившуюся на повороте под сиденье, лихорадочно шарить в ее недрах в поисках надрывающегося телефона, который, естественно, оказывается в самом низу под слоем бумажных салфеток и вчерашних билетов в театр, потом, кося одним глазом на дорогу, другим на сотовый, пытаться нащупать ту самую кнопочку с зеленой трубочкой… По закону подлости, когда вы, наконец, справляетесь со всеми этими задачами, абонент сбрасывает звонок. Мало того, если какой-нибудь не выспавшийся гаишник, которому вдобавок с утра теща подняла нервы, застукает вас за телефонным разговором во время вождения, то на законных основаниях он может выписать вам штраф в 300 ре, так это еще по-божески, потому что, например, в Англии болтовня по сотовому за рулем обойдется вам в 60 фунтов (ок. 3000 рублей), в Голландии аж в 2000 евро, а в Саудовской Аравии вы получите 20 ударов розгами по мягкому месту. Сейчас многие производители автомобилей предлагают опцию встроенного блютуза, которым хочешь — управляй с сенсорного экрана или кнопочной панельки, хочешь — кнопочкой с руля. Единственный минус — если вы в машине не одна, то слышать вашу приватную беседу будут все пассажиры. Поэтому для секретных агентов есть блютуз, цепляемый на ухо. Правда, некоторые ученые говорят, что постоянное ношение такого блютуза может вызвать опухоль головного мозга. — На втором месте — видеорегистратор. Это малогабаритная видеокамера, которая пишет на флешку все, что видит. Очень нужный гаджет. Приобретается он в любом магазине, торгующем цифровой техникой, а поставить ее может любой автоэлектрик, причем делается это недолго и приемлемо по деньгам. Регистратор крепится на лобовом стекле, а некоторые особо опасливые водители ставят еще и второй на заднее стекло, чтобы писалось не только то, что впереди, но и сзади. Запись автоматически начинается в тот момент, когда вы поворачиваете ключ зажигания. Есть видеорегистраторы с датчиком движения — они пишут только, когда ваша машина движется. Это не есть хорошо — ДТП или другое интересное событие может произойти, когда вы стоите, допустим, ожидая смены светофора. Поэтому надо выбирать регистратор с опцией постоянной съемки. Очень много случаев, когда при спорных авариях виновника определяли только благодаря записи видеорегистратора. Да и гаишники, останавливая машину, теперь первым делом бросают взгляд на лобовое стекло — регистратор ведь пишет не только изображение, но и звук. Кстати, Челябинский метеорит так подробно был описан только благодаря тому, что его зафиксировали несколько сотен автомобильных регистраторов. Запись на флешку идет в режиме нон-стоп, то есть при полном заполнении флешки новая информация записывается на самую старую, и так по кругу. В любой момент флешку можно изъять, скопировать нужный отрезок записи на другой носитель и поставить флешку обратно в регистратор. Единственный минус — эта штука крепится на переднее стекло и иногда может мешать обзору, поэтому я советую подобрать регистратор еще и по виду крепления, чтобы можно было отрегулировать максимально удобно для вас. — Ну, а теперь абсолютный лидер по необходимости, встречайте: та-дам! Камера заднего вида. Девушки, внимание! Нам этот девайс точно нужен, потому что у женщин вечная беда с движением задним ходом. В самом деле — задний ход таит немало опасностей, этот один из самых сложных маневров. И дело не только в невидимых невооруженным глазом булыжниках, ямах и провалившихся решетках сливов — сзади может неожиданно возникнуть пешеход, малец на трехколесном велике или бездомная собачка, подошедшая к вам за сосиской. Сзади может неожиданно появиться другая машина, и если произойдет столкновение, то виноватым всегда считается тот, кто сдавал задом. А бордюры? О, бордюры — наше все. Снесенные в пылу парковок брызговики и покоцанные бамперы — отдельная статья доходов у автосервисов. Ну так вот. Установкой камеры заднего хода вы лишите их смачного куска хлеба и возможности в очередной раз посмаковать тему «баба за рулем». Такая камера обеспечивает прекрасную по четкости трансляцию пространства позади автомобиля на расстоянии от 3 до 5 метров! А некоторые камеры еще показывают и расстояние до ближайшего бампероопасного объекта и даже — о, хвала изобретателям! — положение передних колес относительно задних! Что является большим подспорьем во время ракоподобного движения по извилистой траектории. Минус — скажем так, не дешевое удовольствие. Наличие такой камеры поднимает стоимость авто долларов на 700-1000. Одна камера не китайского производства и хорошего качества обойдется тысяч в пять рублей, а к ней еще нужна и панель особой конфигурации — со встроенным экраном. Зато это будет установлено грамотно и так, как нужно. Но можно поставить камеру и в уже имеющееся авто, при этом обращаться следует в зарекомендовавшие себя салоны. Только вот экран придется ставить куда-то на переднюю панель или менять имеющийся блок бортового компьютера на экран. В первом случае это еще одна мешающая обзору деталь, в последнем — вы лишитесь возможности контролировать расход топлива, километраж, температуру за бортом и прочие нужности. А вот если эта опция идет прямо с завода, то вы ничего не теряете, камера автоматически включается при установке рычага в положение «задний ход», а при втыкании драйва, нейтралки или паркинга камера выключается и перед вами опять компьютер — смотрите, что хотите. Понятно, что установка подобных примочек это дополнительные вложения, но они окупятся за пару месяцев, потому что с их помощью вы избежите лишних штрафов, смятых бамперов и прочих неприятностей. А овес нынче дорог — что запчасти, что услуги автомобильных айболитов, что штрафы кусаются, да еще как. Не говоря уже о потраченных нервных клетках, которые, как известно, не восстанавливаются.