Эй, старухи, потеснитесь, дайте место! Дайте место для Марии Магдалины… Михаил Чегодаев В мировой истории есть женщины, чьи образы будоражат сознание спустя несколько тысячелетий после завершения их земного пути. В большинстве своем, это античные красавицы или воительницы, сумевшие выбиться в патриархальном обществе в самостоятельную единицу. Новый Завет, не отменяя этих устоев, приносит женщине возможность оставаться в народной памяти благодаря нежности, терпению или смирению. И сонм святых — яркий тому пример (впрочем, не меньше новая эра требует и стойкости в мучениях). Однако, одна из самых первых и самых ярких христианских святых не укладывается ни в какие рамки и устойчивые представления. В житиях многих святых мы читаем, что те были с детства призваны к подвигу, воспитывались благочестивыми родителями… Это всё, конечно, хорошо, но поистине вдохновить может другое… Об этой святой мы знаем из Предания, что Мария из Магдалы была молода, красива и вела грешную жизнь, но стала спутницей самого Христа, первой узнала о Его Воскресении и пронесла учение о Нем за пределы Иудеи, став не просто святой, но равной самим апостолам – по сути, за то, в чем обычно любят обвинять женский род: за рассказы и разговоры. Ее имя – Мария Магдалина. Она с одинаковой истовостью и любовью почитается и православной, и католической Церквями. В ее честь с радостью называют дочерей, вверяя их ее покровительству. Она становится героиней рок-опер и бестселлеров. Помогает и поддерживает тех, кто обращается к ней с мольбой. Словом, как будто стоит тут, за плечом, невзирая на два тысячелетия, разделяющие два мира: тот, в котором приходится жить нам, и тот, в котором жила она, такая далекая и такая близкая одновременно… Вчера, 4 августа, мы вспоминали эту удивительную святую, и на страницах журнала Матроны.РУ мы не могли обойти вниманием историю этой поистине непостижимой женщины. Н. К. Бодаревский «Святая Мария Магдалина», мозаика храма Спаса-на-Крови *** Как водится с первыми христианскими святыми, о времени появления Марии на свет нет точных данных: то ли конец I века до нашей эры, то ли уже начало новой эпохи. Более того, даже место рождения – Магдала(ныне – Мигдаль), казавшееся безоговорочно известным благодаря «второму имени» — Магдалина, — вдруг оказалось под сомнением. Есть не самые аргументированные, но интересные версии, что прозвание «Магдалина» может восходить вовсе не к географической местности, а к талмудическому словосочетанию «завивающая волосы», то есть, грубо говоря, парикмахер. Есть еще более фантасмагорические идеи, в основе которых лежит не логичный в этом случае иврит или хотя бы древнегреческий, а внезапная латынь. С ее помощью слово «Магдалина» трансформируется в «manens rea», что означает «постоянно обвиняемая». Чуть менее забавен вариант наделения Марии Магдалины аристократическими чертами на основании того факта, что слово «Мигдаль» дословно можно перевести как «башня», следовательно – сделали вывод рыцарские умы Средневековья – женщина происходит из знатного рода. Но все это присказки, а главная сказка касается как раз рода занятий Марии Магдалины до встречи с Христом. Удивительно, но, несмотря на тот факт, что в православном вероучении Мария вовсе не отождествляется с несколько раз встречающейся на страницах Евангелия блудницей, народ с упорным восторгом считает святую повинной и раскаявшейся именно в этом грехе. Католичество, напротив, такого прошлого не отрицает – и, особенно в Средние века, с не меньшей радостью фиксирует внимание именно на моменте «Магдалина кающаяся»: этот образ получает огромное распространение в искусстве, преимущественно живописном. При этом именно европейское сознание рождает множество апокрифов, связанных с этой святой. Ее называют и оставленной ради служения Истине невестой Иоанна Богослова (приводя в качестве косвенного подтверждения этой версии тот факт, что именно в его Евангелии содержится самое большое количество информации об этой женщине), и проповедовать посылают на территорию Франции (ну а куда же еще!), супротив «азиатской» версии Византии. В католической традиции почитание Марии Магдалины за период Средних веков приобрело неимоверный размах, даже имя ее дробилось: девочек называли и Мариями, и Магдалинами, и производным Мадлен. За право обладания мощами святой боролись несколько аббатств – при этом интересно, что ни одно из нескольких мест, почитаемых в католической традиции, не совпадает с православными. Так, католики могут поклониться святым останкам в Латеранской базилике – кафедральном соборе города Рима — и в нескольких церквях в Провансе. Православные же почитают местами содержания мощей Марии Магдалины стамбульский монастырь святого Лазаря, а так же три обители Афона. Впрочем, есть и общие места у двух конфессий. Первое и главное из них: женщина по имени Мария и по прозванию Магдалина следовала за Христом. По народной версии – присутствовала при распятии и стояла у Креста. По непререкаемому слову Евангелия – первая увидела Христа после Воскресения, сначала не узнала Его и, приняв за садовника, спросила, не знает ли Он, где можно найти тело Учителя. Узнав, обрадовалась – и хотела с радостью дотронуться до вновь обретенного Иисуса, но услышала повеление не прикасаться к Нему, ибо Он еще не вознесся и не соединился с Отцом, и получила наказ идти и провозвестить апостолам благую весть Воскресения, что и проделала с величайшей радостью. Потому и в акафисте (в котором, кстати, нет ни слова про недостойное прошлое) ей звучат такие слова: «Радуйся, апостолам глаголы радости первее возвестившая». Фреска Джотто в церкви Сан-Франческо в Ассизи, ок. 1320 года Мария Магдалина не ограничилась только апостолами в возвещении светлой пасхальной вести. Она прошла всю Италию, рассказывая о том, как ей явился воскресший Господь. Посещение святой императора Тиберия легло в основу еще одной легенды о ней — и праздничной традиции крашеных яиц на Пасху. Дело было так: приветствовав Тиберия словами «Христос Воскресе!», женщина протянула ему скромный дар — простое куриное яйцо. Удивленный император отнесся к приветствую скептически: никто, мол, не может воскреснуть – как это яйцо не может стать красным. Естественно, тут же на его глазах совершилось чудо: подарок сам собой окрасился в багряный цвет. Святая Мария Магдалина обошла множество городов, проповедуя о Христе, а затем поселилась в городе Эфес в Малой Азии. Существует мнение, что она помогала святому Иоанну Богослову в работе над Евангелием, особенно над 20 главой. Там же, в Эфесе, она тихо и мирно, избежав распространенных в те времена гонений и мучений, отошла к своему небесному Жениху в, судя по всему, довольно преклонном возрасте, но дата смерти так же скрыта от потомков, как и дата рождения. Память этой святой празднуется не единожды: один раз в общем сонме жен-мироносиц, во второе воскресенье после Пасхи, затем 4 мая – в день перенесения мощей в Константинополь, а потом и вовсе отдельно 4 августа. *** Почему же так любят эту святую по всему миру, несмотря на все различия и в биографических справках, и в степенях и сложностях почитания, и даже просто в атрибутировании вещей, связанных с ее земной жизнью? Да потому что именно ее житие, век от века обрастая народными дополнениями и «подробностями», дает самое главное: надежду. Можно вести совершенно недостойный образ жизни — и, раскаявшись, получить право первой увидеть Воскресшего Господа. А, значит, и для нас еще не все потеряно. Паоло Веронезе. «Прощение Марии Магдалины», 1547.