Бежали робкие грузины. Честно скажу: эта строчка Лермонтова всегда вызывала у меня недоумение. Грузин, известных своим страстным, взрывным темпераментом, сложно назвать робкими. И тем интереснее тот факт, что в истории просвещения Грузии святой равноапостольной Ниной нет места логичным, казалось бы, в условиях такого темперамента (да еще помноженного на яростное язычество!) плевкам в глаза, раздираниям одежд и мучениям непокорных. Всё было совсем не так… *** Святая равноапостольная Нина родилась в самом конце III века в римской провинции Каппадокии. Ее отец, Завулон, был родственником святого великомученика Георгия, а мать, Сусанна, приходилась сестрой Иерусалимскому патриарху. Когда дочери исполнилось 12 лет, семья отправилась в Иерусалим, где, по обоюдному согласию, родители расстались: Завулон удалился нести монашеский подвиг в Иорданской пустыне, а Сусанна получила от своего брата благословение стать диаконисой и помогать нищим и больным женщинам. Нина отправилась жить в дом к старице Нианфоре, где изучала Святое Писание и проводила свои дни в молитве и усвоении правил веры и благочестия. Особенно заинтересовала девочку история хитона Христова — того, который по жребию достался одному из воинов после распятия Христа. От Нианфоры Нина узнала, что считается, будто хитон унесли в страну Иверийскую (нынешняя Грузия), но там следы этой святыни затерялись, известно лишь, что в какой-то момент он мог быть в столичном городе Мцхете. С той поры Нина старалась узнать что-нибудь о далекой Иверии и усердно молилась Богородице, чтобы Та сподобила ее посетить эти земли и своими глазами увидеть хитон Господа. В одном и снов Нине явился Божья Матерь и, дав сплетенный из виноградных лоз крест, велела идти в Иверию и проповедовать там Евангелие. Проснувшись, потрясенная девушка увидела у себя в руках этот крест из сна. Она перевязала его своими волосами и отправилась к дяде за благословением, которое сразу же получила — выслушав рассказ племянницы и увидев крест, патриарх ни на секунду не усомнился в явлении Богородицы. Первую часть пути в далекую и незнакомую, возможно, враждебную страну Нина проделывает вместе с царевной Рипсиемией и ее подругами. Девушки направлялись в Армению, пытаясь скрыться от гонений царя Диоклетиана. Однако, правдами и неправдами, ярость царя настигла их, девицы приняли мученическую смерть. Нине удалось спасти, она была растеряна и испугана, но полностью положилась на волю Божью и, уже одна, отправилась дальше, в Мцхету. В какой-то момент девушка настолько устала, что стала впадать в отчаяние, боясь, что ее путешествие окажется бессмысленным, она не найдет хитон Господень и, главное, не сможет миссионерствовать в Иверии. В таких мыслях Нина уснула, и ей явился величественный муж, в руках которого был некий свиток. Он дал его Нине, и, проснувшись, она снова увидела, что предмет из сна оказался у нее в руках по эту сторону реальности. В свитке были цитаты из Евангелия, например, такие: «Аминь глаголю вам: идеже аще проповедано будет Евангелие сие во всем мире, речется, и еже сотвори сия \жена\ в память ея», «Глагола Иисус \женам\: не бойтеся, идите, возвестите братии моей», «Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына, и Святого Духа». Сложно было истолковать это событие как-то иначе: Нина понимает, что Господь ведет ее Своей дорогой. Вскоре под видом странницы она приходит в древний город Урбниси, где останавливается в домах местных евреев и живет некоторое время, изучая обычаи и язык. Вскоре Нина узнает, что все мужчины города и окрестных селений отправляются в Мцхету для поклонения языческим идолам и жертвоприношения им. Она отправляется с ними. Близ города навстречу толпе выезжает царь Мириан с супругой Наной, собираясь возглавить грядущее празднество. Стоит чудесный летний день, ясный и солнечный, на небе нет ни облачка, ни единого ветерка не носится в воздухе. Перед огромной статуей идола Армаза начинается жертвоприношение. Нина стоит среди народа и молится так: «Всесильный Христе Боже! Приведи народ этот по множеству милости Твоей в познание Тебя, Единого, Истинного Бога. Рассей эти истуканы. Воззри с милостью на этот народ, который Ты создал. (…) Благоволи, Господи, дать очам моим увидеть окончательное разрушение гордо стоящих тут идолов. Сотвори так, чтобы и этот народ, и все концы земли уразумели даруемое Тобой спасение». Святая еще не успела окончить свою молитву, как посреди ясного безветренного дня началась настоящая буря: набежали черные тучи, налетел ураган, а вода из реки поднялась волнами и смыла статую Армаза и все остальные. Народ в ужасе разбежался, а Нина стояла, глядя на это исполнение ее молитвы. Статуи унесла вода, так что жрецы не смогли их найти. Интересно, какую речь вкладывает в уста грузин автор жития: «Велик бог Армаз, однако есть какой-то другой Бог, больше него, Который и победил его. Уж не христианский ли это Бог? Однако в Иверии никто не слыхал ничего о Христе, и никто не проповедовал, что Он — Бог над всеми богами. Что же такое совершилось —и что будет потом?» Спустя какое-то время Нина наконец-то приходит в давно желанный город Мцхету. Буквально у ворот ее встречает Анастасия, супруга городского садовника. Она умоляет Нину поселиться у них, скрасить их бездетный брак. Девушка соглашается. Она просит поставить ей в саду палатку, где и проводит свои дни и ночи в молитве. Вскоре Анастасия, по молитвам святой, разрешается от своего бесплодия, а впоследствии и вовсе становится многодетной матерью. Это чудо — первое в череде тех, которые начинают проистекать из рук и по молитвам Нины. После того как Нина исцеляет мальчика, бывшего при смерти, возложив на него свой крест из виноградных лоз, она выходит на открытую проповедь. Помимо слов ее свидетельствами веры были дела и благочестие, сама ее жизнь. К Нине начинают стекаться местные женщины, особенно полюбили беседовать с ней о Христе местный иудейский первосвященник Авиафар и его дочь. Однажды девушка услышала от него рассказ о той святыне, которую она так долго искала: Авиафар поведал, что именно его прадед по имени Елиоз принес из Иерусалима хитон Христа, который выменял у воина, получившего эту одежду по жребию. Когда Елиоз прибыл в Мцхету с известием о распятии и смерти Христа, то его сестра по имени Сидония, взяв в руки хитон, стала целовать его и плакать, а потом упала мертвой, крепко сжимая святыню в руках. Пальцы женщины так и не смогли разжать, так что пришлось хоронить ее вместе с хитоном. В связи с этим Елиоз устроил сестре тайное погребение, чтобы никто не знал, где зарыт святой хитон, не мог украсть его или надругаться. Однако бытовало мнение, что могила Сидонии находится в царском саду под высоким кедром: это дерево выросло там внезапно, и его почитали верующие всех религий, стекаясь к нему со всей округи. Услышав эту историю, святая Нина стала часто ходить к этому кедру и молиться у его подножия. Однажды ей было там видение: изо всех окрестных стран к дереву слетелись стаи черных птиц, а потом полетели в реку Арагву, откуда потом взмыли вверх ослепительно белыми. Белоснежные птицы вернулись к кедру, расселись по его ветвям и завели сладкоголосые песни. Сложно было истолковать это видение двояко: окрестные народы будут крещены, а на месте, где растет кедр, будет возведен храм, где будут славить имя Господне. Нина проповедовала, и всё больше и больше народу внимало ее проповеди. Царь Мириан относился к ней ровно и спокойно: сам оставаясь язычником, он не препятствовал никому верить в то, во что ему хочется. Ярой противницей Нины и христианства была лишь супруга Мириана, царица Нана, однако получилось так, что именно она первая обратилась ко Христу. Царица захворала, но чем активнее ее пытались лечить, тем хуже Нане становилось. Приближенные уговорили ее послать за Ниной, однако святая ответила так: «Если царица хочет быть здоровой, пусть придет ко мне сюда в эту палатку, и я верую, что она получит здесь исцеление силою Христа, Бога моего». Царица смиренно пришла в палатку, Нина осенила ее своим виноградным крестом, после чего гостья выздоровела. Нана стала такой же ревностной христианкой, какой раньше была язычницей. Она рассказывала мужу о Христе, но тот пока оставался язычником, более того — чуть было не собрался истребить всех христиан! Получилось это так. В Иверию, в гости к Мириану прибыл близкий родственник персидского царя, последователь зороастризма, большой ученый. По прибытии его внезапно охватило беснование. Царю посоветовали позвать святую Нину, которая явилась и изгнала беса. Персидский гость сначала упал замертво, а потом поднялся уже необратимым христианином, отрекшимся от всех предыдущих заблуждений. Мириан жутко испугался. Он боялся, что могущественный и влиятельный персидский царь, бывший язычником-огнепоклонником, разгневается из-за такого поворота событий больше, чем если бы его родственник умер. Мириан боялся войны, так что стал советоваться со своими придворными, не навлекли ли они на себя страшный гнев своих богов, позволив христианам не просто свободно жить и спокойно трудиться на этой земле, но проповедовать и обращать в свою веру всё больше и больше людей. Раздираемый всеми этими мыслями, царь отправился в лес на охоту, и там повторилась история, как в день жертвоприношения Армазу. Среди ясного светлого дня налетела черная буря, засверкали молнии, от которых Мириан ослеп. Тщетно он взывал к разбежавшимся от испуга придворным — царь остался посреди бури совсем один. «Боже Нины! Рассей мрак пред очами моими, и я исповедую и прославлю имя Твое!» — восклицает царь, и в то же мгновение темнота отступает, он прозревает, тучи уходят. Мириан идет домой, в город, громогласно объявляя всем, что ему открылась Истина, и он принял Христа в свое сердце. Он, окруженный толпой ликующего народа, приходит в палатку к Нине и просит ее обучить его основам христианской веры. От радости святая просто беззвучно плачет, следом за ней льет радостные слезы и весь народ. Царь Мириан посылает послов к императору Константину Великому, прося отправить к нему священников и миссионеров, иконописцев и зодчих. Он становится крестителем всей Грузии и строит самый первый христианский храм на территории этой страны: на том месте, которое указала ему святая Нина, там, где растет кедр. Дерево срубили, из его крепких сучьев сотворили необходимые для опор храма шесть столбов, а вот с последним, седьмым, из которого собирались сделать основной, несущий столб, происходило что-то странное: сам ствол не брали никакие инструменты, его была никуда не сдвинуть и никак не убрать с этого места. После некоторого количества попыток стало понятно, что все усилия тщетны. Царь Мириан расстроился, как ребенок, — и тогда вечером у него случилось чудное видение. Светлый юноша в блистательных одеждах сошел с небес, обхватил ствол руками и поднял его высоко в небо, а потом опять опустил. Наутро из-под основания ствола потекло целебное миро, которое потом было на том месте еще несколько веков, причем почитать этот кусочек земли стали не только христиане, но и язычники. Пень кедра оградили специальным заборчиком, а рядом был построен храм. Со временем, в XIII веке, он был разрушен, а хитон всё же утрачен, несмотря на то, что в XV веке храм восстановили. Христианская вера распространялась по всей Иверии семимильными шагами. Нина вскоре просветила горные селения Кавказа, а потом отправилась на территорию Кахетии. Там она поставила себе на склоне горы привычную палатку, где снова тихо проводила свои дни в посте и молитве, однако слава ее гремела по всей стране. Неудивительно, что скоро к скромной палатке стали стекаться толпы народу, и Нина вновь вышла на проповедь. Довольно скоро святая просветила всю Кахетию, а потом сподобилась от Господа откровения, что близко ее смертный час. Нина написала письмо об этом царю Мириану, прося прислать епископа для предсмертных обрядов и призывая на царя благословение Божие. Перед самой смертью святая равноапостольная Нина сказала так: «Пусть будет описана моя бедная и ленивая жизнь, чтобы она была известной и детям вашим, равно как и вера ваша, и любовь, которой вы возлюбили меня. Пусть даже отдаленные потомки ваши знают о тех знамениях Божиих, которые вы удостоились видеть своими глазами и которых вы свидетели». Она велела похоронить ее там, где стоит палатка, но после ее кончины царь и народ хотели увезти тело святой в Мцхету, однако гроб стал настолько тяжелым, что его не удалось сдвинуть с места. Пришлось оставить его там, где завещала святая, — и закрытым, потому что она велела так (именно поэтому в Грузии традиционно все мощи закрытые). Над могилой святой Нины был построен храм во имя святого великомученика Георгия, а почитание святой началось буквально сразу же после ее смерти. *** Да, тогда, в далеком IV веке грузины бежали. Бежали от греха и языческой тьмы. Бежали к свету Христову и Его Истине. И вела их туда хрупкая девушка по имени Нина.