Таких как я не очень любят традиционные церковные бабушки. Я не умею делать что-то за послушание, не понимая смысла. Это не хорошо и не плохо. Это – моё свойство общения с миром, и я такая далеко не одна. Ни раз мне говорили, многозначительно указывая пальцем в потолок: «Где просто – там ангелов со сто! Меньше думай своей головой, а побольше доверяй многолетнему опыту церкви, она дурного не посоветует. Потому что так надо!» Что надо? Кому надо? Зачем надо? А главное – куда это всё может привести конкретно меня – часто так и оставалось тайной за семью печатями. Надо сказать, что пост уже второе десятилетие у меня вызывал больше вопросов, чем ответов. Зачем мне поститься, если я не монах? Что делать, если я не чувствую в себе сил на все те подвиги, к которым приговорила меня церковь? А если во время поста я стремлюсь к идеалу, то зачем тогда в остальное время мне разрешают так низко падать? И здесь ни слова о еде, а скорее о подвигах аскетизма и самоограничения. С постом мне вообще относительно повезло. Имея пищевую аллергию на добрую половину продуктов, я и так себя ограничиваю много в чём годами и десятилетиями. Но не хлебом же единым! Подвиг важен в чём-то ещё… Вот, допустим, красота. Она вообще нужна? Или мне нужно уподобиться чучелу и упражняться в борьбе с грехами тщеславия. Ремонт в квартире нужен? А как же телевизор, компьютер, с подружкой по телефону поболтать о своём, о девичьем. Я даже не говорю о таких вещах как раздача имения и следование за Христом. Положа руку на сердце, я не готова раздавать имение. Я не готова жить в затворе и не общаться с подружками, я не готова отказать себе в смехе, удовольствии вкусно поесть, почитать интересную книжку, сделать красивый маникюр или проваляться весь день в кровати с ноутбуком. Меня уж очень радую простые человеческие радости вроде похода с мужем в кино, игры в нарды или квартирника с музыкой и глинтвейном. После воскресной школы и чтения душеполезной литературы из серии «В помощь православной девице» мне казалось, что нужно всё это отсечь. И не только на время поста, но и вообще. Но по немощи нашей, так уж и быть, снизойдут до нас, убогих, и разрешат во время мясоеда не только молиться и жития святых читать, но и развлекаться: петь колядки, вышивать крестиком и посещать филармонию. Каким-то чудесным образом в моей голове перемкнуло, и я была уверена, что именно Господь мне велит радоваться только духовному. А если вдруг мирское тоже приносит радость – то ни в коем случае не допускать до себя таких мыслей, а тут же бежать каяться и класть поклоны, чтобы дурь из головы повылетала. Ишь что удумала – радоваться. Особо рьяные тётушки из воскресной школы добавляли: «Господь терпел – и нам велел. Если тебе хорошо – то ты в грехе. Православному человеку должно быть плохо, иначе Господь его покинул!» Но я отлично знала, что Богу наш пост не нужен. Это в мифах древних народов божество нуждалось в барашках и ритуалах, чтобы иметь силы быть божеством. Своими жертвоприношениями эти люди реально питали своих богов. А ещё – пытались их задобрить и умилостивить, дабы не стало хуже. Я отказывалась верить в то, что Отец Небесный является именно таким чудовищем, который только и ждёт, чтобы раздать всем по заслугам. И поэтому надо внимательно соблюдать все магические обряды как то: вычитывание молитвенного правила, регулярное отстаивание всех известных служб, вкушение пищи строго по уставу и общение с мужем строго по календарю. Иначе ждёт тебя страшный суд, ад и погибель. Со временем мне пришлось пережить серьёзный кризис веры и начать искать в церкви Бога, а не бартерных отношений по предотвращению попадания меня в ад. Я начала подвергать сомнению всё, что выходит за рамки Символа Веры, и искать, копать, разбираться и нащупывать, что же для меня значит жить с Богом, быть православной христианкой и выполнять те советы, которые выработались веками: пост, молитва и, конечно же, участие в таинствах. Недавно я совершенно удивительно смогла найти ответ на эти вопросы. Я стояла на остановке, разговаривала с сестрой как раз о посте и его смысле. И её ответы помогли мне понять суть происходящего и войти в эти дни осознанно. Оказывается, для того, чтобы прочувствовать себя, свою личность, грани своих возможностей и степень влияния того самого ветхого человечка на мою жизнь, и придумано время поста. Время, когда всё окружение создаёт особый настрой – изучения себя, своих мыслей, сомнений, слабостей, надежд и целей. И упрощение быта должно было этому способствовать. Конечно, проще на стол подать капусту из бочки и картошку из подвала, чем идти на речку рыбу ловить или излавливать петуха, отрубать ему голову, ощипывать, вываривать… Да и не вяжется как-то этот процесс убийства животинки с глубинной работой над своими слабостями. И здесь важно уже не столько соблюдение буквы закона и сидение голодным в офисе потому, что в местной столовой картошку на масле жарят. Здесь важно понимание того, что для меня в данный момент является самым слабым звеном в отношениях с Богом. Где я действительно заелась (в переносном смысле этого слова) и должна остановиться, оглядеться по сторонам и прислушаться к тому, о чём вопиет душа. А заткнуть её сейчас действительно легче лёгкого: интернет, телевизор, кино, клубы, масс-медиа, шоппинги, митинги, рафтинги и дайвинги. Всё, что угодно – только руку протяни. Но все эти ограничения имеют смысл только тогда, когда они временны. Когда есть в жизни определённый срок на то, чтобы пользоваться всем тем, что Господь для нас сотворил: и едой, и отдыхом с друзьями на природе, и хобби, и нормальными развлечениями, которые ничем не вредят, если их принимать дозировано, не делая зависимостью и привычным способом ухода от встречи с собой. А главное, время вне поста учит нас быть благодарными и славить Бога за то, сколько даров и милостей Он нам даёт регулярно просто по факту нашего существования. Оказывается, очень странное чувство счастья. Оно какое-то иное, прямо с потом и кровью =) Оказывается, трудности — это не то, что я раньше думала. Это не попытки создать себе невозможные условия жизни и предъявить их Богу в качестве разменной монеты в товарно-денежных отношениях. И счастье в таком случае воспринимается совершенно иначе. Это уже не «бери от жизни всё», а «бери от жизни самое лучшее». И счастье это тоже добывается потом и кровью, и трудно бывает идти этим путём. Оказывается, что трудности — это действительно преодоление себя, своего внутреннего этого ветхого человека, на пути к талантам, на пути к реализации того, с чем в мир пришёл. И главное — это действие в условиях неопределённости, где нет никаких гарантий, что и сейчас ты на верном пути. Есть огромная ответственность за себя и свои поступки. И тут уже не так хочется этих вечных «Подай, Господи», а совершенно другое отношение и к Нему, и к себе.