Много споров последнее время ведется о раннем развитии детей, и не последним объектом этих споров стали развивающие программы на айпадах, планшетах и прочих дисплеях. Давать или не давать? Использовать или нет?

Конечно, выдвигается множество аргументов против и за: вред здоровью и привыкание — быстрое впитывание информации и явные успехи и интерес ребенка к процессу обучения. Разные точки зрения обоснованы или не очень, позиции спорщиков можно понять. И рано или поздно приходится обосновывать и свою позицию.

Думаю, я против

Я не детский врач, не психолог, не многодетная мама. Но я педагог с большим стажем работы, и думаю, что могу рассказать о тех ловушках «развивашек» на электронных устройствах, которые обычно остаются незамеченными.

Начну с простого утверждения: любому человеку нужен в жизни навык общения или, говоря языком науки, эффективной коммуникации. Надо уметь слушать, различать интонации, оценивать обстановку, иметь неплохой словарный запас, использовать разнообразные стилистические регистры языка.

И вот ребенок в годик или два оказывается с планшетом в руках. Ровный голос, один и тот же, реагирует на его успехи и неудачи. Красный цвет все время остается красным, похвала — похвалой, приглашение попробовать еще раз — таким же приглашением. И возникает вопрос: а в чем, собственно, практическая цель получения этих знаний? Они быстро приходят, но не сопровождаются эмоционально-коммуникативным фоном, следовательно, ценность их неясна, а вот вычеркнутым из этой ситуации оказывается общение.

Как ребенок познает мир? Вот он тащит маме игрушку или книжку, тычет пальчиком в картинку. «Кошка», — говорит мама. Ребенок показывает снова, и мама снова повторяет, но интонация уже немного другая. Потом еще и еще. Меняется высота и тембр голоса, темп речи и даже артикуляция. Ребенок впитывает все эти полутона общения, потом и его речь будет интонационно богата и выразительна.

В какой-то момент мама устает от того, что это «кошка», и в ход идут «кошечка», «котик», «котенок», «котейка» и так далее. Общение продолжается на новом уровне, в сознании ребенка появляются ряды синонимов, словообразовательные ряды, и все они находят свое место в его языковой картине мира.

За и против онлайн-обучения

Впрочем, вернемся к общению. Как известно, в любой коммуникативной ситуации бывает информация эксплицитная и имплицитная, т.е. явная, открытая и подразумеваемая. И научиться понимать эту информацию, считывать ее можно только в живом общении: вот собеседник отвлекся, переключился на что-то другое, потерял нить рассуждений… Как реагировать? Планшет не отвлекается, не сбивается с мысли, он все время к твоим услугам, и… важный навык удержания внимания собеседника, или, наоборот, «отпускания» собеседника в процессе такой учебы попросту не формируется. А ведь сейчас очень много говорят о необходимости индивидуального подхода к каждому ученику, учета личностных и возрастных характеристик!

И тут планшеты, кажется, устраивают еще две ловушки: программы на них, разумеется, не могут учесть весь спектр особенностей отдельного ребенка, и может случиться, что ребенок привыкает к тому, что все запоминается легко и сразу, а в дальнейшей учебе это ощущение изрядно помешает, ведь иногда в сложные законы физики или химии надо вникнуть, приложить усилие. С другой стороны, живой учитель обладает своими характерологическими и коммуникативными особенностями. Не только он «настраивается» на ученика, но и ученик общается с ним в соответствии с его возрастом, подходом к преподаванию, образом мышления, самим преподаваемым предметом, наконец. Всех этих навыков не дает программа, даже прекрасно написанная.

Мне возразят, а как же так активно рекламируемое онлайн-образование, различные интернет-ресурсы? Конечно, онлайн-ресурсы бывают великолепными (например, платформа онлайн-олимпиад по математике и русскому языку uchi.ru). И чуть ли не на уровне министерства говорят, что, мол, зачем преподаватель и аудитория, если тот же преподаватель может записать лекцию на видео, и это видео будут смотреть в интернете хоть тысячи, хоть миллионы заинтересованных.

Несомненно. Хоть миллиарды. Но эти видеолекции в большинстве своем — как книга. Прочитал, понял, усвоил… Посмотрел, понял, усвоил. Или не усвоил. А будет ли выход? Результат? Великое открытие? Интеллектуальный взрыв? Эффект, который называют эффектом синергии? Сомневаюсь.

Авторитеты против онлайн-обучения

В качестве авторитетов сошлюсь на великих ученых и наших современников. Так, лауреат Нобелевской премии по физике 1997 г. Клод Коэн-Таннуджи в своем выступлении на Фестивале Науке в МГУ им. Ломоносова в 2012 г. сказал: «Пока наши лаборатории общаются по скайпу, мы не совершаем прорывных открытий. Для открытия нужно быть в одной лаборатории, тогда происходит это чудо» (цитирую по памяти, поэтому слова могут чуть отличаться от конкретной цитаты ученого).

Получается, и синергия, и соединение душевных и духовных усилий в реальном, а не виртуальном пространстве действительно необходимо. Это подтвердят и многие другие ученые, да и не только. Ведь почему-то пока еще ни один дирижер не репетирует с оркестром по скайпу?

Научиться говорить

Возвращаясь к планшету, не могу не отметить еще один беспокоящий меня факт.

При занятиях со взрослым ребенком вольно или невольно (включается и периферическое зрение) воспринимает не только фонетику, лексику, но и артикуляцию. Как произносятся слова и звуки, какие движения губ, положение языка? Вряд ли этому можно научиться у айпада. Подражание артикуляции взрослого важно еще и потому, что, как известно, мы воспринимаем речь другого человека не только в качестве звукового ряда, но и визуально (к слову, поэтому, например, синхронные переводчики требуют от организаторов мероприятий устанавливать кабину так, чтобы можно было видеть выступающего).

Конечно, я понимаю, что прогресс не остановить, ребенок растет в мире высоких технологий и будет пользоваться всеми техническими находками цивилизации. Но и для ребенка, и для школьника, и для студента, и для взрослого человека нет ничего важнее той самой синергии живого общения. А планшет всегда успеем дать.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Кандидат филологических наук, переводчик-синхронист, преподаватель Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина

Другие статьи автора
новые старые популярные
Angelinushka

Думаю, что соединение душевных и духовных сил и по скайпу может создаваться, и по телефону, но при «живом» общении тела, конечно, намного больше. Для полноценного обучения виртуального общения, действительно, мало. Да и планшет достаточно хрупкая вещь, чтобы давать его годовалому ребенку. У нас почти трехлетка, разыгравшись, схватил планшет с дивана и с силой бросил на пол.

Похожие статьи