Дух времени таков, что даже младенцев водят на занятия. Что говорить о детях постарше — спорт, танцы, музыка, английский, коррекционная педагогика? Обязательно ли отдавать ребенка на занятия? И как понять, что мы ведем его к педагогу (или занимаемся с ним сами) действительно из любви?

У многих родителей есть установка: «надо, чтобы дети развивались». В принципе, правильно — не поспоришь. Но развивать их можно, руководствуясь разными мотивами. Например, мы со старшим ребенком пошли к логопеду — некоторые звуки требуют доработки. Казалось бы, благое дело. Но в детско-родительских отношениях важнее не сам факт похода к специалисту, а мотивация родителей — почему они принимают такое решение и с каким настроем его реализуют. Ребенок «слышит» мамино и папино отношение, даже если оно прочно упрятано от них самих в подсознании.

Один из возможных мотивов — страх: «вдруг так и не скажет правильно, вдруг дефектный»? Или конкуренция: «мой должен быть самым лучшим». Есть и другие варианты: «я знаю, как правильно», «меня водили и мой будет ходить». Последнее почему-то часто звучит в контексте музыкальной школы. Что из этого есть любовь к ребенку?

Пришлось мне формулировать собственную мотивацию «задним числом», чтобы переосмыслить наши логопедические занятия в духе любви. Глядя на нас с мужем, да и на других родителей, я понимаю, что очень часто забота о ребенке по форме обеспечивается правильно. Но почему-то ребенок уворачивается и весь процесс «хромает» по Винни-Пуху. Это сигнал к тому, что нужно изменить отношение, мотивацию заботы, чтобы открыть кран любви и наполнить хорошую форму еще более совершенным содержанием.

Итак, включаю честность и разбираюсь, вожу ли я сына к логопеду, потому что люблю его, и если все же по другой причине, то что мне необходимо изменить? Обращаюсь к надежному источнику: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит», — это самое известное изречение Апостола Павла. Первое, что понятно — ни один из перечисленных выше мотивов не годится. А где тот, который годится, и, главное, как начать в нем жить? Я сформулировала для себя два критерия, которые теперь применяю к любым занятиям с детьми.

Во-первых, из мысли апостола Павла следует простой вывод: не стоит делать что-то для ребенка, если, на самом деле, это нужно не ему, а маме или папе. В случае с логопедом возникает вопрос о том, нужна ли ребенку коррекция вообще? Я знаю немало людей, которые не выговаривают некоторые звуки, и при этом счастливы и полезны окружающим. Дефекты произношения не являются препятствием даже для карьеры публичного деятеля: известный искусствовед и телеведущий Виталий Вульф далеко не образец ораторского искусства, но это не мешает его зрителям замирать и «прилипать к экранам» во время передачи. Его манера речи превратилась в изюминку, стала отличительным знаком его деятельности.

В каком-то смысле, логопед нужен родителям, чтобы усовершенствовать свое чадо, поскольку нынешний вариант не совсем устраивает. С другой стороны, правильная речь еще никому не вредила. Вопрос в том, чтобы приоритетом стало именно благо для ребенка. Может быть, для него актуально что-то другое? Может быть, он еще не дорос или вообще этим интересуется?

И есть второй момент, гораздо более важный, чем выбор кружков по интересам. Это взаимоотношения родителей с ребенком, которые бесконечно важнее любых занятий или не-занятий. Развиваются ли наши отношения с ребенком в результате развивающих занятий? На мой взгляд, это ключевой критерий, по которому стоит выбирать программы или отказываться от них.

Представим себе ненадолго, занятия не дадут НИКАКОГО результата. Я не говорю, что нужно настраиваться на поражение, это как раз вредно, я просто хочу наложить на картинку занятий определенный «фильтр», как это делается в фотошопе, для логического анализа. А потом, получив правильное понимание, мы его снимем и с оптимизмом отправимся навстречу успехам.

В нашем случае фильтр называется так: «ни один звук ни на йоту не улучшится, речь останется картавой». Посмотрим на картинку повнимательнее: весь курс занятий с логопедом пройден, результат нулевой. Что останется в этом случае у ребенка? Какие ощущения он вынесет из курса занятий? Ощущение, что на него давили, заставляли, что он без удовольствия что-то разучивал и повторял? На что пошли все затраченные усилия?

Если мы знаем, что успеха не будет, то автоматически становится ценным время проведенное с ребенком и качество общения с ним, качество приложенных собственных усилий и его ощущения от занятий. Внезапно, важной становится дорога, которой мы едем к педагогу и обратно. Можно шутить, смеяться или болтать, но не ругать, не портить нам обоим весь настрой. С учетом того, что результат может не обрадовать, не так уж важно заставить ребенка прогнуться под систему занятий. Зато имеет смысл развивать в нем уважение к самому себе, творческий подход или даже просто хорошее настроение. Наступает момент истины: из чего складываются отношения с ребенком? Что важнее: учебные успехи или качество отношений?

Словом, мы теперь ходим на занятия так, как будто и не за дикцией пришли. Просто есть у нас такое важное дело, которое мы стараемся сделать взаимно приятным. Хорошие результаты уже проявляются: во-первых, с ребенка снят прессинг «ну где же успехи?» и жить без него, безусловно, всем легче. Существуют и более долгосрочные последствия: хорошее отношение к занятиям и индивидуальный темп, выбранный с учетом особенностей ребенка, сделают свое дело, и учебный результат превзойдет тот, который был бы возможен при гонке за успехом. Причем без того, чтобы возненавидеть занятия, пособия, педагога и самого себя. Так что отказ от результата и концентрация на качестве процесса — это наш метод. 🙂

Фотографии: http://detyvradost.ru, http://ru.fotolia.com

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
Вера Шарапова

«меня водили и мой будет ходить» — прочитав эту фразу, я сразу же вспомнила о музыкальной школе, куда меня привели в 4 года к той же учительнице, которая учила мою маму с пяти лет. Не успела я подумать эту мысль, как увидела следующую фразу: "Последнее почему-то часто звучит в контексте музыкальной школы". Я ранена в самое сердце! Сколько воспоминаний! Ах, детство-детство! Кстати, в большинстве воцерковленных, а особенно священнических семей учеба в музыкальной школе почему-то считается обязательной. Учатся все четверо-пятеро-шестеро детей, пусть на последние крохи, и занимая друг за другом очередь к пианино. Мне это не вполне понятно, т.к. я начала… Читать далее »

Вера Шарапова

Мне кажется, музыкальная школа ценна другим – она дает то, что можно получить только в детстве. Серьезной игре на инструменте учиться нужно с раннего возраста. Строже с этим только в балете. Если не встала к станку в 4 года – в 9 начинать уже поздно. А в 16, когда все только выбирают, кем быть, балерины уже таковыми стали;-) В музыке примерно так же – в 18 нельзя вдруг пойти в консерваторию, если хотя бы в 10 ты не пошел в музшколу. То есть, теоретически у выпускника музшколы выбор профессий шире, чем у других сверстников. Но тут есть два "но". Во-первых,… Читать далее »

Ольга

И тогда клирос может заменить музыкальную школу…и в нежелании ребенка там находиться в том числе. А воскресно-принудительные походы в храм? Только негатив к инструменту куда безболезненней негатива к вере (((

Вера Шарапова

А причем тут это? т=Т.е., в музыкальную школу отдают, заранее ожидая негатива, и как раз добиваясь его? чтобы все ребенкино "не хочу" и "не охота" вылилось на музыкальную школу? Логика в этом есть, но мне кажется, что есть и другие методы:)) Просто на мой вопрос, почему многие священнические и просто очень церковные семьи почти в обязательном порядке отдают детей в музыкальную, я пока слышала только один ответ: "так петь же надо!". Но ведь петь на клиросе — это немного не то, чему учат в музшколе. Это даже совсем не то, и пригодиться оттуда может только элементарное знание нот, общая музыкальная… Читать далее »

Мария

Вера, и меня можно сказать туда заставляли ходить, но сейчас, я понимаю, что это уровень, это образованность. Я сама свою дочку планирую отдавать, но не потому что это моя несбывшаяся мечта, как у наших родителей зачастую было, а для нее благо. Буду стараться уговорами, разъяснениями, по-доброму. А там, как получится

Вера Шарапова

Самое интересное, что как раз тогда, когда я училась, мне тоже казалось — что да, я, конечно, мучаюсь здесь, что профессионально мне это никогда не пригодится, но вот уровень, вот общая культура и т.д. — это я действительно получаю. Но по факту, уже будучи взрослой, я не могу сказать, что музыкальная школа меня очень "образовала" или "окультурила". Ну, я помню, что Бах жил в 18 веке, и еще знаю названия интервалов по сольфеджио, какие-то еще термины. То, что я не курю и почти не пью, а также крайне редко употребляю брань, видимо, зависело все-таки не от музыкальной школы. Ну, а… Читать далее »

*ЛЕНА*

Действительно,родительский эгоизм доходит до того,что неоправдавших надежд(вернее,более фантазий) уже взрослых с сединой в волосах детей ,состарившиеся родители продолжают унижать фразами о мнимой несостоятельности,неудачливости в жизни.Самое тяжелое в этой ситуации осознавть,что ты просто нелюбим(дошло еще в раннем детстве и без мыслей апостола Павла).

Engy

Меня никуда не водили. И я жалею. Есть пробелы в образовании серьезные. Не все восполняет самообразование, здесь нет такой системы, как в программах муз.школ, школ искусств и т.д. Это осознаешь не тогда, когда тебе 10-15, а спустя годы. Поэтому своих малышек буду отдавать везде, куда возьмут:)))) Шучу, конечно. Пока у племяшки есть явные склонности к рисованию, ей 4 — такие шедевры творит — диву удивляешься. А дочка у меня танцует и поет. Пойдем и на танцы, и в музыкальную школу. Не для наград, покорения вершин, а просто для общего развития.

Вера Шарапова

А племянницу Вы тоже воспитываете? Или просто общаетесь?

Engy

Наши семейные отношения некоторых удивляют, но для нас это норма. У меня брат — инвалид детства, в силу обстоятельств здоровья он работает на не очень высокооплачиваемой работе, невестка — из многодетной семьи, мама их бросила, поэтому образования она в свое время не получила, даже школу оканчивала экстерном в 23 года, работала санитаркой в больнице. Сейчас она в декрете 4-ый год, растит племяшку и мою дочку. Я же полностью одеваю, развиваю, обучаю и т.д. племяшку. Я ее очень-очень люблю. Наверное, ничуть не меньше за свою дочку. Даже когда была беременна переживала, смогу ли я так же сильно любить своего ребенка. Мой… Читать далее »

Вера Шарапова

Понятно! У всего этого есть большой плюс: двоюродные будут друг другу как родные. И, наверное, троюродные (это уже дети девочек:-) тоже. А ведь у нас это уже чужие люди. Я своих троюродных только по именам знаю, что, мол, есть вот такая-то и такая-то. Это плохо!

Engy

А мы коммуной живем:)))У нас на одном участке три дома подряд — дом брата, потом мамина половина дома с автономным входом, и наша с дочкой половина. При наличии трех кухонь — готовим и кушаем на одной, при наличии нескольких ванн — малые купаются всегда вместе, в течении дня курсируют туда-сюда сотню раз и очень любят друг друга. Кто нас близко не знает, когда видят их — думают, что это родные сестрички. Даже варианты были, что двойнята (когда похоже одеты), хотя у них 1. 2 разница:). Мы очень стараемся взрастить в них любовь друг другу. Не известно, будут ли у меня… Читать далее »

5julia68

здорово!

Вера Шарапова

Пробелы в образовании? Не смотря на то, что я окончила полную музшколу, а также пыталась ходить на каток и еще немножко на гусли в школьный оркестр, у меня их тоже масса. Например, я только недавно узнала, что Байкал, оказывается, не соленый. А я всегда думала, что он уникален тем, что это соленое озеро. Сказала где-то об этом — все смеялись. А ведь я выросла в Сибири! Скажите, в какой школе меня могли бы этому научить?:-) Энциклопедистами становятся очень немногие. А применительно именно к музыкальной школе хочу сказать, что умение играть на инструменте само по себе никакой пользы. Этим нужно заниматься… Читать далее »

Nata.

Про то, что Байкал — самое большое в мире пресное озеро лично я помню еще из школьных уроков географии. Интересно, сейчас это уже не проходят? По поводу музыкальной школы думаю, что это неплохо для общего развития, но лучше этим заниматься в том случае, если есть желание посвятить музыке жизнь…

Вера Шарапова

Про сейчас не знаю, я тоже в школе училась уже довольно давно:) Нет, ну конечно, нам не один раз рассказывали что-то про Байкал. Про его уникальность и т.д. Но ведь изученное забывается с годами — прежде всего то, что не используется. Кто-то забывает фамилию Татьяны Лариной, а кто-то даже разучивается читать латинские буквы. Да-да, у меня есть такие знакомые — удивляюсь, конечно, но с другой стороны, если они не знают ин.языков и не нуждаются в них — то где бы они тренировались в распознании латинских букв? Вот, у меня это "слепое пятно" попало на эту информацию. Про то, что Байкал… Читать далее »

Engy

Ну. на энциклопедичность я не претендую:))))К примеру, я не очень глубоко разбираюсь в живописи. А хотелось бы. Конечно. благодаря книгам. посещению музеев и т.д. что-то восполнено, но системы нет:(. Я не понимаю звучания классической музыки. На счет инструмента — соглашусь, это постоянная практика нужна. Но вот понимать ее, уметь различить не только фамилии Баха от Бетховина, Верди от Вивальди, но и звучание их композиций — это знания. необходимые каждому человеку. считающему себя образованным. У меня с этим пробел. Умение рисовать, шить, лепить — для любой женщины полезны. Это своеобразная реализация себя, своего творческого потенциала. Мне вот жаль, что я этому… Читать далее »

Nata.

Если есть желание — это всегда можно восполнить. Неважно, во сколько лет.

Engy

Я заметила, что чаще всего я пользуюсь теми знаниями, которые приобрела в школе, университете, аспирантуре. Последнее время я больше уделяю внимание творческому развитию, если можно так выразиться — учусь вязать, что-то делать руками для дома, флористика, ландшафтный .дизайн. Читаю — больше для души и по профессии. На все остальное нет просто время. Все-таки база, структура знаний закладывается в детстве, юности. Поэтому я и считаю, что важно дать ребенку хотя бы шанс себя в чем-то попробовать.

Вера Шарапова

"важно дать ребенку хотя бы шанс себя в чем-то попробовать" — это, на мой взгляд, должно быть главным аргументом при выборе дополнительных занятий для ребенка. Надо подумать, что могло бы ребенка профессионально ориентировать, найти "свое" или, наоборот, отсечь неподходящее. База — это хорошо, но я здесь все-таки склонна довольствоваться тем, что дает общеобразовательная школа — она же ОБЩЕ образовательная:) Вы же и пишете, что пользуетесь знаниями из школы, университета и аспирантуры. Правильно, потому что универ и аспирантура — это Ваша профессия, а школа — это общая база и есть. Если Вам интересно что-то еще — Вы можете это читать и… Читать далее »

Вера Шарапова

Хотя то, что детей надо развивать, по возможности предлагая им разные дополнительные "программы" — я с Вами согласна. Кружки, секции, дополнительные занятия в школах — все это здорово. Новые знания + опыт, знакомство с жизнью. Просто некоторые из них претендуют на слишком серьезное место в жизни ребенка. Музыкальная и художественная школа — из этой серии. Иногда на них приходится тратить больше времени, чем на основную школу. Мне кажется, если после первого года-двух учебы ребенок не проявляет яркого таланта или интереса к этому делу, то дальнейшая учеба в таком режиме не имеет смысла. Если помечтать, то я бы отдала своего ребенка… Читать далее »

Engy

Думаю, что лучшая прививка от того , чтобы не третировать ребенка доп.занятиями — личная реализованность родителей. Тогда с ребенка не пытаешься слепить что-то такое, о чем сам мечтал. Будешь присматриваться к его желаниям. склонностям и потребностям. Тогда и фанатизма не будет, завышенных ожиданий к ребенку.

Вера Шарапова

Это точно, если человек сам реализовал все свои амбиции (или избавился от необоснованных), то ему легко согласиться с тем, что ребенок его интересы не разделяет и хочет развиваться в чем-то другом. Но вообще это тоже не гарантия, бывают довольно успешные в профессиональном смысле родители, которые считают какую-нибудь школу или кружок (ту же музыкальную к примеру) остро необходимой для развития своего ребенка. И все! 🙂

Меня тоже никуда не водили, хотя я просила водить на пение или танцы, но не получилось. Занимаюсь сейчас в 28 лет академическим вокалом, но понимаю, что мой поезд уехал, хотя может ещё электричка подвернется:) . Буду стараться помочь своей доченьке развить творческие способности.

Nata.

В вашем возрасте заниматься академическим вокалом еще не поздно. Самый голос-то раскрывается после тридцати. Желаю Вам успехов, все получится.

Спасибо!

Анна

Спасибо, отличная статья, заставляет задуматься о многом.

Похожие статьи