Недавно одна из православных знакомых рассказала историю своих друзей – воцерковленных православных христиан, хорошей семьи, в которой произошла, будем надеяться, временная размолвка, которая, однако, может обернуться настоящей трагедией. Папа шестерых детей, младшей из которых только исполнилось 4 месяца от роду, ушел из семьи со словами, что он больше так жить не хочет, не может, жену не любит, а православие и церковь – это вообще «не его». Подруга очень сокрушалась и удивлялась, как ТАКОЕ могло произойти, тем более, что они тесно общались в храме, и подобное развитие событий ещё месяц назад и в голову бы никому не пришло. Признаться, меня мало удивила эта ситуация. И не только потому, что православные ничем не отличаются от других семей. В них тоже случаются и разводы, и измены, и предательства. Скорее, дело всё в том, что последнее время я часто пытаюсь понять, почему мы ждем (и искренне пытаемся заслужить) одного, а на практике получаем совсем иное. Мне как-то даже стало жаль этого мужчину, который сорвался или, думаю, надорвался, и не выдержал того, что выпало на его долю. Хотя слово «выпало» как-то не очень точно отражает то, что произошло. Выпадает «снег на голову», а обстоятельства своей жизни мы часто выбираем сами, только насколько свободен и осознаваем наш выбор? Всё чаще задаёшься этим вопросом: «Почему всё так, а не иначе?» — не так, как описано в православных книгах, не так, как обещают батюшки с амвона, не так, как передает из уст в уста верующая и воцерковлённая паства? Почему мы, ожидая гармоничной многодетной семьи, получаем раздражение, уныние, срываемся, вместо радости испытываем дискомфорт и впадаем в депрессию? Где же та обещанная помощь Господа во всем? Как часто приходится на любой вопрос или сомнение получать одно и то же: «Вы только доверьтесь Ему в вопросах планирования семьи, а уж Он-то не оставит», «Даст зайку, даст и лужайку» и т.п.? Где наш запал? Где наши силы? Оправдала ли себя надежда на то, что самое главное – не думать о себе, делать то, что ждет от нас Бог, и будет все хорошо? Будет крепкая семья, конечно же, без раздоров и истерик, любящий муж, терпеливая жена, послушные дети… Где все это? Почему я сижу на кровати, и вместо приятных впечатлений от укладывания собственных любимых, долгожданных детей спать, переживаю раздражение, страх и неуверенность? А как же мои юношеские мечты, подкрепленные православной литературой, где я представляла себя многодетной мамой, обвешанной отпрысками всех возрастов, уставшей приятной усталостью, забывшей о себе, но получившей взамен внутреннее счастье и комфорт, почву под ногами, ведь я «иду верной дорогой», исполняю то, к чему меня призвал Бог… К. Я. Крыжицкий. Дорога. 1899 г. Как часто в Церкви мы слышим готовые рецепты: делай так и будет то-то. Доверяй Богу, и Он сделает за тебя всё ещё лучше, чем ты бы мог себе представить… Надо вести себя вот так, а если ослушаешься и сделаешь эдак, то расплачиваться за непослушание будешь следующим образом по вот такому курсу. Все расписано и регламентировано, разве что с небольшой ремаркой, что Господь может вдруг смиловаться. Когда-нибудь. Может быть. А в остальном – детальный глобальный план с ответами на все вопросы. Человеку даже не надо думать – все-все отдать Богу (в лице батюшек, книг и церковной традиции) и собирать урожай благочестивой жизни в виде того, что Бог пошлет. С благодарностью и смирением. Ибо так полезнее, так лучше, так нужнее. «Делай как должно, и будь что будет». А как должно – вам объяснят подробнее некуда. Причем единым рецептом для всех. Почему мы это слушаем? Почему так слепо верим? Почему мы в состоянии опомниться только тогда, когда происходит что-то серьезное? Ведь мы все разные, причем по всем параметрам: здоровье, силы, навыки и умения, пожелания и предпочтения, образование и привычки, воспитание и детско-родительский опыт. Как можно всем жить одинаковой жизнью при таких исходных данных? При том, что Бог всем дал разные возможности и разные желания? Помню, что основной смысл всех этих посланий – отказаться от себя, от своих эгоистических пожеланий и стремлений, не жалеть себя: будет трудно, но Господь не оставит… Почему же люди тогда срываются? Впадают в депрессию, уходят из семьи, а некоторые – из Церкви? Слишком эгоистичны и несмиренны? Опять виноваты сами: плохо ограничили себя, чересчур эгоцентричны, как говорил мой бывший духовник, во всем направлены только на себя? А, может, всё как раз наоборот? Может, не зря нам Богом даны желания и способность думать? Может быть, задачку надо решать с обратной стороны: прислушаться к себе, своим желаниям и возможностям, своим истинным намерениям, и не надо будет лес городить? Не надо будет ломать себя? И тогда не сломаемся, тогда избежим многих трагедий? Ведь Бог-то на самом деле всегда рядом и всегда помогает, но если мы сами не видим прямой дороги, то позволит ли Он нам получить наш опыт? Позволит пройти всё до конца, чтобы мы наконец-то поняли, что в Его любви нет насилия, что не задумано ненависти человека к себе, и чем ближе мы к себе, тем ближе к выполнению Его замысла – возрастанию здоровой полноценной и ответственной личности, видящей и знающей пункт своего назначения. И вот на этом пути Ему помогать нам намного проще и приятнее, потому что идем мы туда, куда Он и задумал – к своей неповторимой свободной душе, а не к вымышленному идеальному образу. И этот путь намного ценнее верных и стройных рядов, пытающихся идти проторенной дорогой… Странно, но как ответ на все эти вопросы, сегодня прочитала дочери сказку, которую буквально всучила нам в руки библиотекарь в местном отделении и на чтении которой, к моему огромному удивлению, настаивал сам ребенок, (воистину «всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят»). Густав Майринк «История Льва Алоиза». Сказка о том, как выросший в отаре лев думает, что он баран, и ему предоставляется шанс узнать правду, и что он делает с этой правдой. Это сказка как раз про нас – про тех, кто не хочет видеть, что он на самом деле — лев, хомяк или вовсе кузнечик, и жить надо в соответствии со своей природой, со своим замыслом.