Большевики обещали рабочим фабрики, а женщинам — освобождение от кухонного рабства. Видя, что мир меняется и рушатся его устои, некоторые женщины отказывались от традиционной морали и превращали свою жизнь в череду смелых экспериментов. Пожалуй, самое яркое и запоминающееся из женских лиц Октябрьской революции — это Александра Коллонтай, первая в мире женщина-посол и единственная женщина в составе первого правительства большевиков. Ей приписывают скандально известную теорию «стакана воды», хотя на самом деле взгляды Коллонтай на отношения полов были гораздо сложнее и в них все-таки входило понятие «любовь». Александра Коллонтай Главная соперница Александры Коллонтай в борьбе за роль самой влиятельной и статусной женщины Советской России Инесса Арманд также выступала против традиционного брака как устаревшего института. Не все историки согласны с мнением, что Инесса Арманд и Ленин были любовниками, так как намеки на особую близость можно увидеть только в единственном из сохранившихся писем Инессы к Владимиру Ильичу. Но то, что она была очень значимым для Ленина человеком — исторический факт. Ничуть не менее важным, чего его законная жена и преданнейшая соратница Надежда Крупская, смирившаяся с «треугольными» отношениями. Казалось бы, зачем им это все? Куда именно женщины из высших слоев общества, получившие блестящее образование, аристократическое воспитание, как в случае Александры Коллонтай, или вошедшие в круги очень состоятельных людей, как в случае Инессы Арманд, сбежали из своих благополучных браков, от обеспеченных, заботливых мужей? Почему счастье, о котором женщины той эпохи с их привычной системой ценностей могли только мечтать, было отвергнуто дерзкими бунтарками? Сегодня, без малого сто лет спустя, мы пытаемся судить героинь революции за их открытые адюльтеры и любовные треугольники, за умопомрачительную страсть к молодому матросу Дыбенко и апологию половой свободы. Но мы забываем, что смотрим на все это из XXI-го века, уже зная, к чему в итоге привели марксистские теории и смелые революционные эксперименты, и смотрим глазами женщин, выбравших или имеющих полное право выбрать себе мужей по любви. Современной женщине довольно трудно себе представить, на что были похожи отношения в семье, которая создавалась в первую очередь отнюдь не ради чувств, а как некое общественно-экономическое предприятие, где задача мужа — делать блистательную карьеру, а жены — обеспечивать ему при этом крепкий тыл. И разговаривать при этом мужу с женой вовсе не обязательно — все реплики традиционных ролей расписаны заранее. А ведь иногда очень хочется поговорить с кем-то, кто тебя понимает. Причем поговорить на равных. Из работ Коллонтай мы вспоминаем сегодня только вульгаризованную теорию свободного удовлетворения половых желаний революционной молодежью без взаимных обязательств, а ведь она гораздо больше писала о том, что сегодня мы называем личностным ростом, самореализацией и способами коммуникации между супругами. Она мечтала видеть рядом с собой мужчину, который уважал бы ее и вместе с ней рос и совершенствовался, вот только никто из возлюбленных не смог выдержать темпа, заданного столь незаурядной личностью. Наше время считается эпохой победившего феминизма, но стоит посмотреть объявления на сайтах знакомств или почитать сообщения на женских форумах, и складывается впечатление, будто двух минувших веков с их эволюцией взглядов как бы и не было: многие, очень многие женщины в наши дни представляют своего идеального партнера как «доброго хозяина», «каменную стену» и «надежного кормильца». Да, все это, конечно, очень и очень неплохие и весьма полезные в жизни качества, но только при том условии, что «добрый кормилец» умеет видеть в вас человека с его живыми чувствами, мыслями и личными стремлениями, а не просто еще одну статусную вещь в одном ряду с приличным автомобилем и элегантным пальто. Революционеркам было в чём-то проще в том смысле, что ради личной свободы они отвергли все моральные нормы и патриархальные условности, а потому могли искать пути преодоления личностных кризисов, заведя роман с женатым другом семьи или с мужчиной из более низких социальных слоев и на 17 лет моложе. А вот у нас, женщин с консервативными взглядами, так не получится. Нам религия не позволяет регулярно менять любовников и мужей в поисках соответствия движениям нашей души. Да и просто мерзко от мысли, что с собой можно вот так вот поступать. Бывает, разговариваешь с девушкой, которой очень хочется семью и детей. Правильную такую семью, как у людей, с «Фордом Фокусом» в кредит, стиральной машиной-автоматом и шкафом-купе с большой обувницей. Поэтому в голове у неё работает программа, красным шрифтом высвечивающая кодовые слова: «добытчик», «кормилец», «каменная стена», «остальное не важно». А потом проходит пять-семь лет, в гараже стоит «Форд» с двумя детскими автокреслами, на большом холодильнике — керамические магниты с ежегодными пейзажами из Антальи и вообще внешне все очень хорошо, вот только жить дальше у них есть лишь два способа: либо не расти, не дышать, не хотеть от мужа никакой близости и понимания и тем самым сохранять ваш стабильный союз, либо решиться вздохнуть и вырасти, но тогда очень велика вероятность, что ваше семейное здание покроется глубокими трещинами. Это очень непростая задача — сделать так, чтобы рядом с вами был не просто носитель традиционных мужских функций, но человек, отношения с которым помогают вам обоим постоянно расти. Это, можно сказать, вечная революция — постоянно меняться и совершенствоваться, не теряя при этом любви. Увы, даже таким выдающимся женщинам, как Арманд и Коллонтай, это не удалось — они обе умерли в одиночестве, так и не найдя по масштабу личности равных себе. Но эта задача почему-то иногда оказывается по плечу людям совсем простым. Знаете, иногда встречаются такие фантастические влюбленные парочки на прогулках в парке: обоим за восемьдесят, еще советского покроя пальто побиты молью, на поводке — уставшая от жизни, еле плетущаяся собака, при этом они трогательно держатся за руки и смеются, прижавшись к щеке щекой. Может быть, получится и у вас? Если вовремя отключить табло «остальное неважно». Или даже — о, ужас! — почитать в письмах Коллонтай о том, каких она хотела бы отношений.