Труднее всего говорить о вещах очевидных, о которых всем вроде бы известно. Но чем сильнее навязла в зубах истина, тем проще бывает грубо её попрать. Все полезные тексты для родителей охватывают ограниченное количество тем, которые каждый раз обсуждаются на свежих примерах. В связи с этим мне вспоминается анекдот о фармацевте, сетующем на то, как трудно придумывать всё новые и новые названия для старых, проверенных временем лекарств.

Сколько было сказано о том, как вредно выполнять за детей посильную им работу, и всё равно, несмотря на родительскую бдительность, чада находят способ уклониться от неприятной деятельности. В итоге оказывается, что кто-то всю жизнь избегает обуви со шнурками, кто-то неразборчиво пишет, а кому-то невыносимо трудно содержать в порядке платяной шкаф. Любая из подобных привычек совсем не катастрофа, но делает её обладателя уязвимее и слабее.

Любой стоящий на стороне правды человек рискует превратиться в назойливую муху или стать чем-то вроде протекающего крана. Всегда есть опасность того, что дверь внимающего закроется перед ним: капай себе, сколько хочешь, только не на мои мозги. Поэтому, чтобы в очередной раз поговорить о чём-то важном, аргументы необходимо красиво преподнести, вкусно подать, ярко проиллюстрировать. Что ж, возьмёмся за это дело вновь.

Итак, как же всё-таки сделать ребёнка самостоятельнее? А вы послушайте волшебный рассказ Валентина Петровича Катаева.

Одна девочка очень любила варенье. Она кушала его с блинчиками, намазывала на булочку и просто доставала из банки ложкой.

Но вот пришло время, и девочка узнала потрясающую вещь: варенье готовится из ягод, которые растут на лесных опушках. Сгорая от желания поучаствовать в сборе земляники, она в первый раз отпросилась у мамы по ягоды. Та с радостью дала дочери кувшинчик и проводила её вместе с другими детьми на земляничную полянку. Девочка растерялась, да и, признаться, привыкла уже к мысли, что варенье можно доставать ложкой из банки. А тут нужно наклоняться низко-низко и приговаривать: «Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится». Не так всё просто и увлекательно, как казалось.

Но сказка на то и сказка: тут же появился предупредительный старик-боровик, коренной лесовик с волшебной дудочкой, которая заставила ягоды выглянуть из-под листьев. Но – что бы вы думали? — он дал девочке эту дудочку только в обмен на кувшинчик! Девочка полюбовалась покрасневшей от ягод полянкой, а потом, радостная, побежала к лесовику за кувшинчиком. Но, увы, когда она возвратилась с кувшинчиком на полянку, ягоды успели спрятаться. Девочка снова побежала за дудочкой и опять оставила взамен кувшинчик…

По обычаю сначала поработаем над поделкой, а потом поразмышляем на заданную тему. Давайте изобразим банку с вареньем. Для этого приготовим:

­ бумагу формата А4, плотную офисную,

– цветную бумагу,
– ножницы, клей-карандаш,
– жёсткую кисть,
– гуашь, тарелку и половинку маленького яблока.

Для начала от листа плотной бумаги отрезаем всё лишнее, чтобы его форма начала напоминать банку: снизу просто округляем уголки, а сверху вырезаем «плечики» и горлышко банки. Потом из цветной бумаги, сложенной в несколько раз, вырезаем ягоды земляники (каждый раз их будет получаться несколько) и приклеиваем получившиеся изображения внутрь банки. Для украшения горлышка из половинки тонкого листа А4 или цветной бумаги делаем ажурную салфетку по той же технологии, по которой вырезают снежинки. Внимание: обрабатывать нужно только край. И так как наша баночка плоская, от салфетки пригодится лишь четверть.

Если хочется поработать красками, то тогда отрезаем половинку яблока и пользуемся ей как печатью. Перед каждым оттиском печать нужно снова закрашивать с помощью кисточки.

Не варенье, а загляденье!

Теперь расшифруем педагогические намёки, которые нам предлагает сказка. Первый вопрос, что приходит в голову не только детям, но иногда и родителям: разве жалко было доброму волшебнику дать девочке дудочку вместе с кувшинчиком? Вовсе не жалко, но девочке было достаточно посмотреть на ягодные опушки, чтобы точно знать, где стоит наклоняться, а где не стоит. Такая помощь вполне справедлива, ведь время счастливого неведения для девочки уже прошло. Гриб-лесовик с помощью волшебной дудочки выполнил за маму один педагогический приём: задействовал зону ближайшего развития. Вместе с дудочкой девочка научилась искать ягоды, видеть их под определёнными листьями, а потом уже стала справляться сама.

Второй важный момент, о котором рассказывает нам «Дудочка и кувшинчик». Чтобы ребёнок запомнил алгоритм действий, большую задачу нужно разделить на несколько мелких шагов. «Разуйся, повесь курточку в шкаф, вымой руки и причешись», — ни один малыш не запомнит такую тираду при всём желании. И он не ленится, не балуется и не смеётся над вами, просто в его голове ещё не выстраивается в стройную цепочку такое количество действий. Это всё равно как нам сложить пять двузначных чисел, а потом извлечь корень из полученного результата без калькулятора. Поэтому-то объяснение «одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится» сразу и не сработало.

Навык деления работы на несколько этапов никогда не теряет своей актуальности, поэтому на это нужно обратить особое внимание. Как сделать покупки, добраться до музыкальной школы или погладить рубашку — каждая из этих задач поддаётся дроблению на несколько мелких. Каждый этап по очереди мы сначала помогаем сделать, а потом лишь наблюдаем за тем, как с делом справляется ученик.

И, пожалуйста, не превращайтесь в волшебные дудочки, работающие без пауз! Потому что во взрослой жизни никаких волшебных дудочек не встречается.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Дочь, жена, мама, подруга, кума.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Svetlana

Кира, спасибо Вам! С радостью прочитала.
И идеи поделок, рисунков — всегда замечательные!

Рада быть полезной, Светлана!

elleni7

Замечательно! Дробление задач необходимо, когда взрослый учит ребёнка новым навыкам! Вспомнила, как распечатала на цветном принтере правильную последовательность предметов одежды для одевания на прогулку — для всей младшей группы детского сада, куда ходил сын. И наклеила им на шкафчики. Потому что однажды пришла во время сборов на прогулку и была потрясена детской беспомощностью перед этой кучей всего, запихнутой родителями в шкафчик… Многие родители даже вывернуть налицо одежду не потрудились — так комком и запихнули. Бедные дети просто вываливали всю эту кучу на пол и натягивали вещи на себя в произвольном беспорядке — шапку, куртку, колготки… По инструкции с картинками одеваться… Читать далее »

Да, хорошо Вы сделали. И мне ещё стало жалко воспитателя в этой ситуации. Куча детей и куча вещей, ужас!

elleni7

В том то и дело, что один воспитатель, каким бы ловким и сверхскоростным он ни был, не в состоянии одеть 15-20 детей в тёплую одежду одновременно. В итоге одетые первыми успевают хорошенько пропотеть, пока оденут последних… И заболеваемость простудой в группе будет соответствующая. Другое дело, если взрослые максимально облегчают задачу детям, структурировав её, и они могут одеться самостоятельно.

Похожие статьи