К лету мир вокруг становится волшебным. Всё, что до этого просто держалось корнями за твердь, совершает движение вверх и в стороны, меняет цвет и форму. Ближе к середине лета появляются первые жёлтые листочки; они украшают собой уже не слишком свежую зелень, местами побитую гусеницами, местами свёрнутую в тугие домики для маленьких жучков и паучков. Тогда пессимист вздыхает: «Половина лета прошла…», а оптимист радуется: «Осталось ещё столько же!» Но как не жалеть жарких дней, если только летом солнце и светит и греет, а под его лучами растут цветы, колосятся травы, вытягиваются ребятишки. Иногда для того, чтобы увидеть чудо, достаточно ведёрка воды! Вот опустили свои тоненькие веточки заросли космеи, но стоит полить их вечером, и утром распускаются новые ярко-розовые цветы, так похожие на большие ромашки. Самое радостное и захватывающее зрелище – это созревание плодов. Мы давно привыкли баловать себя и своих малышей овощами и фруктами круглый год, но превращение бутона в завязь и последующие за этим метаморфозы можно увидеть только летом. Путь от зелёной точечки до молодильного яблочка или тяжёлой в крапинку груши – что может быть интереснее? А что за чудо корнеплоды, которые до поры до времени прячутся в земле! Итак, лето тает, плоды в саду наливаются. Так же быстро пролетает и детство, наши отпрыски – плоды любви – подрастают, их воспитание приносит свой плод. Вот сколько оттенков смысла в одном слове! Каждый добрый плод – это результат долгого и тяжёлого труда. Жаль, что в сказке о репке не указывается, сколько дней прошло с момента посадки семечка до дружного вытягивания из грядки жёлтой красавицы. Мы не знаем, сколько раз дед ходил за водой, сколько бабка выполола сорняков и как внучка шила рубаху и плела из соломы шляпу для огородного пугала. Как вся семья радовалась и своевременному дождю, и жаркому солнцу, и прохладному ветерку, в сказке тоже не описано. Вероятно, временами дед мучился ревматизмом, а бабка, причитая, искала очки. Но, скорее всего, она будила по утрам внучку запахом блинов, а после завтрака вся семья бралась за работу. Результатом совместных усилий стала огромная сладкая репка, которой хватило до следующего лета. А ведь могла вырасти маленькая, зелёная и горькая, которую бросили бы в компост. И не было бы сказки. Как солнце, почва, дождик, ветер и труд садовника нужны для получения урожая с участка земли, так ребёнку нужны дом и добрые родители, которые готовы трудиться над его воспитанием, разговаривать с малышом, читать ему полезные книжки и заниматься с ним творчеством. В помощь осознанному родительству предлагаю очередной урок рисования. Давайте возьмём краски и нарисуем овощи и фрукты. Словом, всё, что подрастает сейчас в садах и огородах. Материалы в нашей студии сегодня такие: — гуашь: красная, чёрная, зелёная, жёлтая и белая, — кисти: колонок или пони; ватные палочки, — белая плотная бумага, — стаканчик-непроливайка, — палитра, — клеёнка, которую нужно постелить на стол, — влажные салфетки. Начнём с красного яблочка. Это самое простое, можно сказать, базовое изображение. Рисунки многих фруктов в своей основе имеют круг – самую любимую геометрическую фигуру малышей. Вы, наверное, не раз замечали, как карапуз, оставшийся наедине с красками без определённого задания, начинает возить кисточкой, выписывая различные окружности. Это одно из важнейших достижений трёхлетнего ребёнка в области изобразительного искусства. Используем этот навык в нашем задании. Для начала надо нарисовать красный круг, оставив место в верхней части листа для плодоножки, на которой яблоко когда-то висело на дереве. Обводим окружность, определяясь сразу с размером плода, а потом закрашиваем её. Чтобы получить коричневую краску для плодоножки, можно не промывать кисточку, а сразу сделать смесь на палитре с капелькой чёрной краски. Коричневым цветом обозначим и чашелистики внизу круга. Для мелких деталей можно использовать ватную палочку. Осталось нарисовать зелёный листок, и портрет яблока готов! Только не забудьте подсказать ребёнку, что листок прикреплён к плодоножке, а не растёт с ней из одной точки, не выглядывает из самого яблока. Такое изображение – распространённый стереотип маленьких художников. Следующее задание чуть сложнее. Попробуем нарисовать яблоко, от которого уже кто-то откусил кусочек, заодно покажем, что у плода внутри есть семечки. Для этого по свежему слою основного цвета нанесём белой краской круг поменьше, а в нём оставим два коричневых мазка, ведь у вас ещё остался коричневый колер? Аналогичным способом нарисуем грушу. В основе груши лежит вытянутая форма, расширенная снизу. Очень хорошо, если вы используете натуру. Поставьте на стол фрукты и изучайте их особенности прямо как настоящие художники! А всем известную по сказке репку можно сравнить с сердечком. Жёлтое сердечко с пучком зелёных листьев наверху нужно разнообразить лёгкими прикосновениями коричневого колера, чтобы создать фактуру корнеплода. Для этого тоже удобно использовать ватные палочки. Так же нарисуем морковку. Начнём с основной формы, потом изобразим ботву, создадим фактуру. По окончании урока натурой можно и подкрепиться, ведь наш натюрмортный фонд сегодня съедобный. Не забудьте только предварительно вымыть руки! Все эти задания не нужно стремиться осилить за один присест, малышу полезно заниматься понемногу. Можно растянуть удовольствие и изучать плоды несколько дней. Хорошо включать ребёнка и в подготовку к занятию, и в уборку творческого беспорядка после урока. …Ничего так особенно не жаль взрослому человеку, как беззаботного лета. Мы хлопочем, спешим и волнуемся, и порой нам не хватает времени и сил, чтобы поднять глаза и увидеть причудливый узор из листьев на фоне неба или белые облака. Как хорошо, что рядом с нами есть те, кому жизнь в новинку. Те, кому так нужен наш опыт, чтобы расти, развиваться и приносить добрый плод.