Трудно спорить с утверждением, что наш мир устроен очень разумно. И всюду Творец оставил подсказки венцу своего творения. Вот подсолнух целый день тянется к небу, поворачиваясь вслед солнечным лучам, уча нас всегда следовать за добром и светом. А вот муравей в назидание детям научно-технического прогресса с рассвета до заката переносит что-то на своих плечах: соломинку, песчинку, а то и целую гусеничку. Как Бог вложил свою премудрость в этот мир, так и человек структурирует пространство вокруг себя. О каждом из нас красноречиво говорит и жилище, и рабочее место: даже младенец не спутает пекарню с кабинетом врача. Мало того, так же сложно спутать лавку художественных материалов с мастерской художника, поскольку одни те же вещи в разных местах создают различную атмосферу. Мы призваны творить миры, и мы это делаем, даже если не хотим этого. Места обитания человека — и его исповедь, и проповедь его ценностей. Можно не быть философом, не быть эстетом, но то, как ты вешаешь пальто или как кладёшь ложку на блюдце, может многое сказать внимательному взгляду. Одно из самых виртуозных подражаний человека Творцу выразилось в нашей способности сочинять детские сказки. Там всё, как в обычной жизни: предметы, животные, люди. Только концентрация и доступность намёков такая, что каждый ребёнок поймёт основную мысль и сможет реализовать педагогические рекомендации на своём опыте. А взрослый, если он читает сказку не в автоматическом режиме, может вывести для себя и философскую, и даже религиозную мысль. Итак, попробуем прочитать и проанализировать сказку «Волк и семеро козлят». Когда мы читаем малышу сказку впервые, то вкладываем в неё самый поверхностный смысл: небезопасно разговаривать с неизвестными. Нельзя открывать дверь кому попало, не глядя в дверной глазок. И, с другой стороны, чтобы не сеять кромешный ужас в сердце ребёнка, подаётся ещё такая мысль: мама никогда тебя не бросит, малыш. Мама достанет тебя даже из брюха коварного волка. А философский смысл сказки о семерых козлятах звучит примерно так: не верь всем, кто пытается получить к доступ к твоей жизни. Зло настолько изобретательно, что иногда его трудно отличить от добра. И всё вредное маскируется под детское счастье, под мамин голос. А мама часто ощущает опасность для жизни своего ребёнка: «Может волк прийти, сердцем чувствую!» Поэтому важно прислушиваться к материнским словам. Кто, как не мама, знает, как спасти ребёнка из цепких лап безжалостного мира греха. Мамино сердце чувствует, что такое хорошо и что такое плохо, и не успокаивается, если не находит ответа на вопрос, как правильно соотнести для ребёнка материальную и духовную пользу от чего-либо. Самый высокий смысл сказки приводит нас к Богу. Вспомните, кто не пошёл волку в пасть? Самый младший козлёнок! Дети, особенно самые неопытные малыши, считывают невербалику легко и непринуждённо. Они безжалостно выдают свой вердикт в виде полной потери интереса к человеку или явлению, которые выдают себя не за то, чем являются. И детям не нужно заучивать для этого семь основных жестов лжеца и изучать мелкую мимику лица. Поэтому только маленький козлёнок спрятался за печку, почувствовав, что вовсе не мама стучится в дверь. И поэтому Господь говорит: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Жаль, что вырастая, мы теряем чутьё к тому, что вредно нашей душе. У нас появляются такие смыслы, как ложь во спасение, не подмажешь — не поедешь, не делай добра — не получишь зла, и прочие циничные выводы. Нарисуем сегодня маму-козу. Поработаем снова в жанре лубка. Лубок включает фигуру козы в композицию с медведем, но мы обойдёмся без него. Народный стиль предельно упростил анатомию животного, поэтому начать можно с трапеции, которая впоследствии превратится в сарафан. Изобразим голову, верхние конечности козы и нарисуем торчащие из-под сарафана копытца. Заполним большие пятна мелкими деталями и чёрточками. Когда рисунок будет готов, обведём все линии чёрным фломастером и раскрасим работу цветными карандашами. Попробуйте взять не самые яркие цвета и увидите, как работа приобретёт ненавязчивую, как сказочная мораль, красоту. И самое главное в жанре лубка — это надпись на рисунке. Выбирайте цитату из сказки на свой вкус, а детский почерк лишь украсит сказочную картинку. Читая детям сказки, не будем забывать о всегда раскрытой книге — об окружающей нас природе. Вспомним о муравье: мы удивляемся, насколько точно муравейник ориентирован по сторонам света и насколько он похож на единый организм. Это не то что человеческая многоэтажка, где жильцы первого этажа могут не знать жильцов последнего, если не столкнутся в лифте или не запрут друг друга на автостоянке. Поищем ещё примеры? Посмотрим на то, как красиво устроены обычные листья, падающие на землю, в лужи, в грязь, готовые обратиться в почву для новых растений. Они учат нас в любых условиях оставаться умными, щедрыми, терпеливыми воспитателями. А дождь, что одинаково прилежно поливает и добрую, и неурожайную почву? Он показывает, как нужно относиться и к талантливым детям, и к тем, чьи способности пока не раскрылись. Сейчас много внимания уделяется раннему обучению чтению. Подготовишка ещё не успеет сесть первый раз за парту, а родителей уже спрашивают: «Сколько слов в минуту читает ваш ребёнок?» Между тем, вокруг нас раскрыла свои страницы премудрая природа. Научите детей читать и эту книгу.