В словаре антонимов детству противопоставляется старость. Но по всему понятно, что противопоставление это поверхностное. Нет такого ребёнка, который не мечтал стать взрослым, и нет такого взрослого, которому ни разу не грезилось детство. Старость и детство – миры взаимно проницаемые. Можно встретить чрезвычайно серьёзных, нудных, подозрительных, одним словом, взрослых детей и очень лёгких в общении, с ясными глазами, весёлых стариков. Как же получается, что дети теряют свою непосредственность? И как некоторым удаётся до старости сохранить весёлость характера? Мне кажется, я знаю один способ. Но сначала давайте понаблюдаем за тем, что взрослые иногда внушают детям относительно материальной стороны жизни. «Вот вырастешь, поймёшь, почём фунт лиха», – говорят родители своему разыгравшемуся малышу. Или: «Тебе не нужно будет столько приятелей, когда ты станешь большим». Или и того хуже: «Будешь старше – узнаешь цену деньгам». А действительно, какой была цена разделенной пополам шоколадки? Сколько стоит улыбка вашего друга – можно ли это измерить деньгами? У каждого возраста свои страсти. К сожалению, возраст, на который приходится воспитание детей, отмечается особой печатью стяжательства, а попросту говоря – накопительства. Происходит всё это естественно: мы работаем, устраиваем быт и незаметно для себя погружаемся в эту стихию слишком глубоко, с головой. Именно эта страсть чаще всего разрушает дружеские отношения, ссорит ближайших родственников, отдаляет нас от маленьких детей. Казалось бы, мы все знаем фразу «отдавать лучше, чем брать» и даже говорим иногда так своим детям. Но когда? Когда нам стыдно за то, что ребёнок жадничает, а отдать что-нибудь нужно на короткий срок и без ущерба для себя. Например, в песочнице на детской площадке. А в целом мы-то живём так, будто брать лучше, чем давать! У той же песочницы мы первые будем сокрушаться, если пропадёт какая-нибудь лопатка или формочка. В сказке о Мальчике-с-пальчике можно усмотреть драматическую аллегорию. Отец практически без колебаний и душевных мук продаёт своего самого маленького сына купцам, позавидовавшим родительскому счастью Не так ли и мы упускаем драгоценные моменты общения со своими детьми, вовлекаясь в круговорот будней? И он вернулся. Но сколько испытаний прошёл Мальчик-с-пальчик, без содрогания читать невозможно. Малыш побывал и в мышиной норе, и в утробе коровы, и в волчьей пасти. Вот и мы, заботясь о благополучии детей, устраиваем испытания их невинным душам: учим их закрывать дверь перед носом у друзей, оставлять себе самое вкусное, заставляем бояться за дорогие игрушки. И дети вынуждены поступать по родительскому слову, ведь материально они полностью зависимы. Благо встречается особая категория пожилых людей, в основном бабушек, любящих смотреть на то, как играют и едят дети. И неважно что – стакан молока или яблоко, но без гостинца такие люди ребёнка не оставят. Именно у таких стариков характерной добротой светятся глаза, именно рядом с такими людьми чувствуется необычайный покой, ощущается особая радость. Давайте нарисуем дружную компанию ребят! Составить композицию помогут нам отпечатки детских рук. В первую очередь на листе А4 обведём пальчики маленького художника и дадим ему задание превратить каждый пальчик в портрет друга. Рисунок можно выполнять любым графическим материалом – карандашами, мелками или фломастерами. Тот пальчик, что повыше, пусть станет старшим товарищем, пальчик пониже – младшим. Если в центре ладошки останется много пустого места, то его можно заполнить изображениями сладостей и цветов – словом всем, чем принято радовать друзей. В завершение мне хочется поделиться одним своим наблюдением. Однажды в начале лета на небольшом рынке возле дома я купила огромный стакан лесной земляники и отправилась искать своих детей в соседнем дворе. Они встретились мне в компании приятелей. Первой мыслью было отнести ягоду домой и оставить её в холодильнике до вечера. Но потом я решила, что съесть всё это немедленно будет гораздо полезнее, и поманила к себе всю стайку детей. Городские, чистые дети в одну минуту измазали руки и рты красным; маленькие ладошки то и дело опускались в стакан, который я держала в своих руках. На миг стали одинаково трогательными и малыши, и уже старающиеся казаться старше школьники. В тот момент мне стало особенно понятно, что за радость испытывают бабушки, которые всех друзей своих внуков стараются усадить за стол. Любой недостаток побеждается противоположной ему добродетелью. И выплыть из стихии накопительства помогает привычка делиться. И терапевтический эффект будет тем чудесней, чем лучше будет делимое.