Насколько умилительно выглядит мама с младенцем, в столь же великой степени эту женщину можно назвать труженицей и подвижницей. Именно поэтому рождение детей страшит нас, но и вдохновляет, приносит в жизнь новые смыслы, позволяет чувствовать себя нужными и любимыми. Эти две чаши родительства — страха и вдохновения — положены на весы нашей личной жизни, профессиональной значимости, социальной активности и физической привлекательности. Сколько нужно отдавать и при этом оставаться собой, не растворяясь без осадка в ежедневных размышлениях на тему «как же сделать так, чтобы всем было хорошо»? Сколько необходимо нашего внимания и заботы, чтобы не лопалось наше терпение и не ломались личные границы ребёнка под напором любви? Хорошо быть кисою, хорошо собакою… Как известно, животные в целом не испытывают боли при рождении детёнышей. И только человек появляется на этот свет с болью и причиняя боль. А потом ещё долгие месяцы и годы заставляет лелеять и опекать своё взросление. А вот жирафик, например, рождается, выпадая из лона матери прямо на землю, и уже через несколько минут семенит к вымени своей долговязой родительницы. Или птенец, выбравшись из скорлупы, высыхает и уже — пожалуйста! — бегает около наседки. На зависть нам, наверное. И тем обиднее принять факт, что наша забота и наше терпение могут оказаться лишними, нежеланными, вредными, наконец. Думается мне, что пришло время сказки, а точнее притчи. Одному садовнику посчастливилось наблюдать за рождением бабочки. Она прожила в коконе достаточно долго и теперь превращалась из бездушной на вид куколки в прекрасное создание. Спящее до поры волшебство делало попытки выбраться на свободу; бабочка то двигалась, то замирала, будто бы не в состоянии продолжать борьбу. По чуть-чуть расширяя отверстие в плотно сотканной скорлупе своего временного жилища, она создавала о себе впечатление выбившегося из сил узника. Человек сидел и, затаив дыхание, ожидал окончания метаморфозы. Вскоре он забеспокоился. Садовник сделал предположение, что бабочке нужна его помощь. Тогда он взял ножницы, разрезал тонкую стенку кокона и осторожно освободил нежное тело и сложенные крылья бабочки: он ожидал, что через несколько минут крылья высохнут, расправятся, и красавица взлетит, радуясь вместе со своим освободителем. Но прошло немного времени, а потом ещё и ещё немного, но бабочка только ползала, волоча за собой безжизненные и бледные крылья, так и не раскрывшиеся и не показавшие миру своей красоты. Ведь для того, чтобы явить эту красоту, бабочке было необходимо проделать весь путь освобождения из кокона самостоятельно. Помощь человека принесла смертельный вред — не дала раскрыться крыльям чудесного насекомого, лишила полёта и радости целую жизнь, пресекла развитие бабочки в самом кульминационном его моменте. Пока вы смутно догадываетесь о выводах, к которым мы придёт в конце занятия, давайте последовательно нарисуем метаморфозы чешуйчатокрылого насекомого. Заодно расскажем детям, откуда берутся бабочки, через что они проходят, чтобы порхать с первых тёплых дней до самой осени. Для нашей работы нам потребуются: — Лист А4, клеёнка для защиты стола, — Гуашь синего цвета, жёсткая кисть, стакан-непроливайка, — Цветная бумага, белая салфетка, — Ножницы, клей ПВА и клей-карандаш, — Цветные карандаши, ручка-корректор. История развития нашей красавицы начинается, как и многое в этом мире, ab ovo — из яйца. Мама-бабочка откладывает яйца на листья растений и, видимо, забывает об этом. Вот с этого момента мы и начнём наш труд. Только перед этим закрасим бумагу синей гуашью. Нам показалось, что удобнее немного подрезать лист, чтобы приблизить его форму к квадрату. Итак, синяя бумага символизирует собой небо. Теперь мысленно делим изобразительное пространство на четыре части. В верхнем левом углу располагаем первую стадию развития бабочки. Для этого в технике обрывной аппликации делаем листик какого-то дерева, а с помощью смятых кусочков салфетки и клея ПВА изображаем отложенные яйца бабочки. Вторая стадия — гусеница — склеивается из кружочков цветной бумаги в правой верхней части. Тут вполне подойдёт клей-карандаш. Глаза и рот гусеницы, а также прожилки на листочках рисуем цветными карандашами. Куколка пусть висит на веточке в нижнем левом углу. Чтобы она была объёмной, заготовку под неё следует помять, а внутрь положить тот же смятый кусочек салфетки. И снова потребуется клей покрепче — ПВА. Ниточку рисуем ручкой-корректором. Новорожденная бабочка завершает картину: из половины листа цветной бумаги, сложенной также пополам, вырезаем основную форму и дополняем её деталями на свой вкус. Вот и получилось то ли пособие по биологии, то ли произведение искусства! А пока дитя любуется плодом вашего совместного труда, задумаемся: как сделать так, чтобы наша помощь не была похожа на ножницы из притчи о нетерпеливом садовнике? Мы заправляем за детей постель, складываем их одежду, собираем школьные портфели, а потом незаметно оказывается, что они опаздывают на работу, как в том «Ералаше», потому что бабушка не разбудила. Кроме того, иногда мы ведём себя так, что детям сама мысль о домашних обязанностях становится противна. А тем временем, пока мама и папа спорят о том, кто сегодня понесёт мусорное ведро, ребёнок слушает и делает вывод, будто выносить мусор — это какая-то унизительная процедура. Психологи свидетельствуют, что естественные возрастные кризисы после семилетнего возраста потеряли свою стабильность. А с ними стали пропадать и достижения. В чём же проблема? А она в гиперопеке. Это очень заметно, когда мы рассматриваем многодетные семьи и малодетные. В большой семье более естественным бывает давать поручения старшим детям, и поэтому они меньше возмущаются, когда получают задание, и легче приучаются делать что-то ради всех. Как-то раз мама очень большой семьи опубликовала в Facebook списки дел, которые могут выполнять дети, начиная с четырёхлетнего возраста. Женщины комментировали: «О, ужас, мой муж остановился в развитии на уровне пятилетнего ребёнка!» Это, безусловно, и смешно, и грустно. Неужели в малодетной семье приучить ребёнка к труду не получится? Конечно, это не так. Просто не нужно бросаться к чаду, как только он покажет первые признаки того, что не справляется с ситуацией. Пусть старается учиться обслуживать себя как можно раньше: застёгивать пуговицы, надевать верхнюю одежду, собирать игрушки в песочнице. Кроме того, в игровой форме легко научиться пылесосить, поливать цветы, сортировать бельё. А родителю, чтобы отвлечь себя от желания прийти на помощь, можно в это время сделать нужный звонок, отправить важное письмо, почитать инструкцию, до которой не доходили руки, нарисовать набросок, сесть и расслабиться, в конце концов. Садовник тоже должен отдыхать.