Насколько умилительно выглядит мама с младенцем, в столь же великой степени эту женщину можно назвать труженицей и подвижницей. Именно поэтому рождение детей страшит нас, но и вдохновляет, приносит в жизнь новые смыслы, позволяет чувствовать себя нужными и любимыми.

Эти две чаши родительства — страха и вдохновения — положены на весы нашей личной жизни, профессиональной значимости, социальной активности и физической привлекательности. Сколько нужно отдавать и при этом оставаться собой, не растворяясь без осадка в ежедневных размышлениях на тему «как же сделать так, чтобы всем было хорошо»? Сколько необходимо нашего внимания и заботы, чтобы не лопалось наше терпение и не ломались личные границы ребёнка под напором любви?

Хорошо быть кисою, хорошо собакою… Как известно, животные в целом не испытывают боли при рождении детёнышей. И только человек появляется на этот свет с болью и причиняя боль. А потом ещё долгие месяцы и годы заставляет лелеять и опекать своё взросление. А вот жирафик, например, рождается, выпадая из лона матери прямо на землю, и уже через несколько минут семенит к вымени своей долговязой родительницы. Или птенец, выбравшись из скорлупы, высыхает и уже — пожалуйста! — бегает около наседки. На зависть нам, наверное.

И тем обиднее принять факт, что наша забота и наше терпение могут оказаться лишними, нежеланными, вредными, наконец. Думается мне, что пришло время сказки, а точнее притчи.

Одному садовнику посчастливилось наблюдать за рождением бабочки. Она прожила в коконе достаточно долго и теперь превращалась из бездушной на вид куколки в прекрасное создание. Спящее до поры волшебство делало попытки выбраться на свободу; бабочка то двигалась, то замирала, будто бы не в состоянии продолжать борьбу. По чуть-чуть расширяя отверстие в плотно сотканной скорлупе своего временного жилища, она создавала о себе впечатление выбившегося из сил узника.

Человек сидел и, затаив дыхание, ожидал окончания метаморфозы. Вскоре он забеспокоился. Садовник сделал предположение, что бабочке нужна его помощь. Тогда он взял ножницы, разрезал тонкую стенку кокона и осторожно освободил нежное тело и сложенные крылья бабочки: он ожидал, что через несколько минут крылья высохнут, расправятся, и красавица взлетит, радуясь вместе со своим освободителем.

Но прошло немного времени, а потом ещё и ещё немного, но бабочка только ползала, волоча за собой безжизненные и бледные крылья, так и не раскрывшиеся и не показавшие миру своей красоты. Ведь для того, чтобы явить эту красоту, бабочке было необходимо проделать весь путь освобождения из кокона самостоятельно. Помощь человека принесла смертельный вред — не дала раскрыться крыльям чудесного насекомого, лишила полёта и радости целую жизнь, пресекла развитие бабочки в самом кульминационном его моменте.

Пока вы смутно догадываетесь о выводах, к которым мы придёт в конце занятия, давайте последовательно нарисуем метаморфозы чешуйчатокрылого насекомого. Заодно расскажем детям, откуда берутся бабочки, через что они проходят, чтобы порхать с первых тёплых дней до самой осени.

Для нашей работы нам потребуются:

— Лист А4, клеёнка для защиты стола,
— Гуашь синего цвета, жёсткая кисть, стакан-непроливайка,
— Цветная бумага, белая салфетка,
— Ножницы, клей ПВА и клей-карандаш,
— Цветные карандаши, ручка-корректор.

История развития нашей красавицы начинается, как и многое в этом мире, ab ovo — из яйца. Мама-бабочка откладывает яйца на листья растений и, видимо, забывает об этом. Вот с этого момента мы и начнём наш труд. Только перед этим закрасим бумагу синей гуашью. Нам показалось, что удобнее немного подрезать лист, чтобы приблизить его форму к квадрату. Итак, синяя бумага символизирует собой небо.

Теперь мысленно делим изобразительное пространство на четыре части. В верхнем левом углу располагаем первую стадию развития бабочки. Для этого в технике обрывной аппликации делаем листик какого-то дерева, а с помощью смятых кусочков салфетки и клея ПВА изображаем отложенные яйца бабочки. Вторая стадия — гусеница — склеивается из кружочков цветной бумаги в правой верхней части. Тут вполне подойдёт клей-карандаш. Глаза и рот гусеницы, а также прожилки на листочках рисуем цветными карандашами.

Куколка пусть висит на веточке в нижнем левом углу. Чтобы она была объёмной, заготовку под неё следует помять, а внутрь положить тот же смятый кусочек салфетки. И снова потребуется клей покрепче — ПВА. Ниточку рисуем ручкой-корректором. Новорожденная бабочка завершает картину: из половины листа цветной бумаги, сложенной также пополам, вырезаем основную форму и дополняем её деталями на свой вкус. Вот и получилось то ли пособие по биологии, то ли произведение искусства!

А пока дитя любуется плодом вашего совместного труда, задумаемся: как сделать так, чтобы наша помощь не была похожа на ножницы из притчи о нетерпеливом садовнике? Мы заправляем за детей постель, складываем их одежду, собираем школьные портфели, а потом незаметно оказывается, что они опаздывают на работу, как в том «Ералаше», потому что бабушка не разбудила.

Кроме того, иногда мы ведём себя так, что детям сама мысль о домашних обязанностях становится противна. А тем временем, пока мама и папа спорят о том, кто сегодня понесёт мусорное ведро, ребёнок слушает и делает вывод, будто выносить мусор — это какая-то унизительная процедура.

Психологи свидетельствуют, что естественные возрастные кризисы после семилетнего возраста потеряли свою стабильность. А с ними стали пропадать и достижения. В чём же проблема? А она в гиперопеке. Это очень заметно, когда мы рассматриваем многодетные семьи и малодетные. В большой семье более естественным бывает давать поручения старшим детям, и поэтому они меньше возмущаются, когда получают задание, и легче приучаются делать что-то ради всех. Как-то раз мама очень большой семьи опубликовала в Facebook списки дел, которые могут выполнять дети, начиная с четырёхлетнего возраста. Женщины комментировали: «О, ужас, мой муж остановился в развитии на уровне пятилетнего ребёнка!» Это, безусловно, и смешно, и грустно.

Неужели в малодетной семье приучить ребёнка к труду не получится? Конечно, это не так. Просто не нужно бросаться к чаду, как только он покажет первые признаки того, что не справляется с ситуацией. Пусть старается учиться обслуживать себя как можно раньше: застёгивать пуговицы, надевать верхнюю одежду, собирать игрушки в песочнице. Кроме того, в игровой форме легко научиться пылесосить, поливать цветы, сортировать бельё. А родителю, чтобы отвлечь себя от желания прийти на помощь, можно в это время сделать нужный звонок, отправить важное письмо, почитать инструкцию, до которой не доходили руки, нарисовать набросок, сесть и расслабиться, в конце концов. Садовник тоже должен отдыхать.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Дочь, жена, мама, подруга, кума.

Другие статьи автора
новые старые популярные
инна

просто когда один ребенок,то не очень адекватно получается оценить его возможности.Все кажется что он мал.Я вроде бы старалась дочке самостоятельность прививать,но все равно периодически слышала от окружающих,что слишком ее опекаю.У нее еще и характер такой мечтательницы,который тоже вводил меня в заблуждение по поводу ее реальных возможностей.Но когда появились младшие дети,все постепенно пришло в норму.Она буквально за 2 года очень повзрослела.Многое делает сама,и что важно,у нее есть охота.Готовит пироги,суп,салаты.Угощает друзей.Уборкой периодически очень вдохновенно занимается.Мне кажется тут все сошлось:у меня на нее меньше времени ,а у нее возраст подходящий для самоутверждения.

Litsareva Elena

класс!

Фирма

Все правильно. И очень актуально. Это вообще тенденция последнего времени. Трехлетки порой уже умеют читать и говорить на иностранных языках. А в быту полная инфантильность. И в школе не могут шнурки завязать.
Но только опять! Зачем же это противопоставление: многодетные -малодетные… И в многодетных семьях встречаются дети за которыми целый хоровод быбушек- нянюшек бегает. И один ребенок в семье может быть самостоятельным. Тут вопрос в родительском подходе к теме воспитания. А не количества детей.

Согласна, что иногда многодетные иногда растут с большой поддержкой, но всё же это случается довольно редко. Как правило, бабушки побаиваются многодетных семей своих детей, поскольку сами не имеют такого опыта. Поэтому я написала о тенденции. Это не закон, нет, безусловно. Всё в наших руках.
Словом, я не пыталась противопоставить большие и малые семьи, просто хотела сказать, что для гиперопеки в большой семье остаётся меньше возможностей.

Ежик

У меня не слишком многодетная семья и есть помощники,но получается такая вещь-нет терпения учить детей. Потому что младший мешает,потому что в принципе много мелких дел. И получается что все проще сделать самой,чем включать детей в процесс жизнеобеспечения семьи. Да,опеки излишней нет,это физически становится нереально,но и какого-то грамотного "делегирования" полномочий,научения-тоже нет. Примерно такая же ситуация у моей реально многодетной знакомой. Нет такого-список дел для четырехлетнего. Наверное,от матерей зависит. Но на мой взгляд,правильнее,когда "список дел."

Кира Салимова

Это до поры проще все сделать самой, а со временем плакать хочется.

Татиана

Да потому что рожать надо сколько Бог даст — это логичней и естественней для полноценного воспитания и взаимоотношений, чем изобретать велосипеды с единственным чадом. А если Бог дал только одного, то обогреть и приласкать сирот, чтобы семья в итоге всё равно была многодетной.

Ежик

Такие высказывания обычно бывают у тех,кто не рожал "сколько Бог даст" и не пригревал сирот,особенно во множественном числе.Не знаю никого,кто бы рожал сколько Бог даст с позиции "пусть будет много". Это роды раз в полтора года. В паре знакомых многодетных семей (5-7 детей) женщины очень осторожно относятся к своим успехам в плане воспитания,отмечают что да,есть эффект и малого внимания детям и другие неблагоприятные моменты. Единственная известная мне женщина,"приласкавшая сирот" сталкивается с очень специфическими проблемами,совершенно не похожими на проблемы семей со своими детьми. А вся эта лубочная картинка "логичности и естественности" родов сколько даст Бог и пригретых сироток хороша,но далеко не… Читать далее »

Фима

Дорогая Татиана. Мне Бог пока не дает третьего ребенка, а Государство не дает прав на усыновление сирот, т. к. у нас не имеется для этого жилищных условий. Оно же не дает моему супругу военнослужащему квартиры , который в этом году отметит 30 летие своего ему служения. А дает нам Бог периодически испытания в виде парализованных родственников, собственных немощей, отсутствия возможности приобрести молочные продукты кормящей матери или витамины для беременных … Потому что Ему- Богу виднее что, кому , в каком количестве и когда давать. Или Вы с ним не согласны? Да, и мои дети вполне самостоятельны для своего возраста.

Ирина

Очень хорошая и мудрая статья, спасибо!

Ежик

Согласна. Меня посещает похожая мысль-не учу ли я детей чему-то не тому. Музыка,рисование,спортивная школа…а для жизни нужна будет професия и умение справлятся с бытом,желательно "одной левой". Профессия-это знания школы. Вот и думаешь-может,заменить все эти внешкольные занятия курсом молодого бойца по приготовлению борща?

Зачем заменять? И там, и здесь можно успеть! Готовить вместе. Мы сегодня кабачковую икру совместно приготовили, заодно от мониторов оторвались)))

Ежик

На практике плохо получается. Летом да,еще что-то. Научились варить 2 простых супа и пиццу.)) А в учебном году-школа-уроки-музыка-спорт-борщ мама одна варит.

Два супа и пицца — это уже отлично. В кулинарии сам принцип важен: отмерил, положил, перемешал, засёк время. Ну и привычка делать что-то самостоятельно.

Solar_lizard

Ужасно интересно взглянуть на эти списки =).

Нашла специально для вас этот текст, только уже не в ФБ, а на каком-то мамском сайте. Итак, не пугайтесь, это всё дискуссионно: http://maminiuroki.ru/urok/obyazannosti-rebenka-v… 🙂

Dusineya

Могу сказать, как ребенок занимавшийся в детстве танцами, рисованием, музыкой и еще учился на отлично — это все не очень помогает в быту, и мне до сих пор жаль, что я пока не могу воспитать в себе правильные привычки, касающиеся ухода за домом. Зато — много копингов, неплохой художественный вкус и что там еще прилагается)))

evgennyhorkova

Да, согласна, делегировать обязанности и вообще обучать детей в непринуждённой манере — это очень важно, это требует сил, терпения и творчества. Но и вознаграждается сполна! И тебе радость, и детям — польза по жизни.

Похожие статьи