Ручка от пылесоса, двое очков, родительская кровать, огромное количество посуды, туфли детские новые, свитер шерстяной на мальчика, радиоприёмник, радиоуправляемая модель вертолёта, несколько дамских сумочек, два самоката, женские кеды, выполненная акварелью копия дипломной работы, детский стульчик, паспорт, ещё какие-то очень важные бумажки — подобный список у каждой мамы свой. Это предметы, которые разбили, разрезали ножницами, залили клеем либо каким иным образом испортили или потеряли её дети. — Знаешь, я нашла способ, как убедить ребёнка бережно относиться к вещам. Есть одна волшебная фраза, — поделилась одна мама с другой в невольно подслушанном мной разговоре. — Какая, скажи? — с предвкушением грядущего облегчения спросила вторая, и я тоже вся обратилась в слух. Её визави округлила глаза, набрала в грудь воздуха и выпалила: — Ты знаешь, сколько это стоит?! — так я говорю своему сыну, и он тут же перестаёт валять дурака. Судя по воодушевлению, с которым были высказаны эти слова, метод действительно работал. Однако поразмышляем над этим педагогическим приёмом. Деньги. Одно из величайших изобретений человека, которое не только значительно упростило товарообмен, но и добавило в копилку врага рода человеческого ещё одну пагубную страсть — сребролюбие. Являясь универсальным средством для приобретения любого предмета или услуги, деньги подарили людям богатые возможности. Главное — иметь побольше этих универсальных средств. Как только человек сделал это логическое умозаключение, его жизненные цели исказились, естественная любовь к труду и познанию частично заменилась на стремление достать как можно больше денег. Соответственно, если воспитатель неверно расставляет акценты, ребёнок начинает относиться к деньгам с благоговейным трепетом. Его уже не интересует эквивалент вложенного труда или ценность той или иной профессии. Отсюда в будущем могут возникнуть такие сложности, как детская неблагодарность, нежелание что-то делать своими руками, непонимание между родителями и детьми и зависть между сверстниками. Ведь у каждого найдётся такой друг, которому сделали более дорогой подарок на день рождения. Да, — согласится читатель, — но как же убедить ребёнка ценить усилия, приложенные нами для обеспечения его радостного существования, если не касаться темы денег в разговоре с ним? Обратимся к нашей традиционной книжной полке и откроем сказку о Золотом гусе, написанную братьями Гримм. Простой парень по прозвищу Дурень за свой добрый нрав от неведомого лесного старца получил в подарок Золотого гуся. И стоило парню оказаться на людях, как к Золотому гусю прилипли три молодые девушки. Красноречивая аллегория, не правда ли? Не избежали искушения золотом ни священник, ни церковный причётник, ни простой мужик. Так и шли они вереницей за обладателем сказочного сокровища. Но, судя по всему, сам молодой человек не рассчитывал на силу благородного металла (за что и получил своё прозвище, видимо) и распорядился волшебным даром очень творчески — рассмешил принцессу чередой прилипших к Золотому гусю людей, благодаря чему стал её женихом. Принцесса, выходя за простолюдина, тоже понимала, что ни за какие деньги не купить ни лёгкости характера, ни смекалки, ни правдивого сердца. Предложите детям нарисовать райскую птицу. Пусть она олицетворяет состояние, в котором счастлив каждый человек, и неважно, бедный ты или богатый, способный к логике или витающий в облаках романтик. За основу возьмём образы известных нам птиц и лубочную технику рисования. Нарисуем контуры выбранной птицы и заполним фигуру различными стилизованными элементами — точками, крючочками, полосками и, может быть, более сложными загогулинами. Затем все линии обведём чёрным фломастером. Теперь все элементы раскрасим цветными карандашами. Используем жёлтый, розовый, синий, зелёный, словом, все любимые цвета! Их порядок тоже оставим на усмотрение художника. Пойдут ли цвета по порядку, как в радуге, или тёплые оттенки будут контрастировать с холодными — решать ему. Итак, педагогические разговоры о деньгах не несут никакой конструктивной информации. Эти сведения для детей либо совершенно пустой звук, либо путь к неправильной ценностной ориентации. Но наличие в мире денег нельзя проигнорировать, и стоит поразмыслить, на какую ступеньку своей иерархии ценностей мы можем их поставить, чтобы не потеснить то, что материальной цены не имеет: дружбу, привязанности, уважение и любовь близких. Тут стоит заострить внимание на том, что пользуется материальными благами тот, кто хочет трудиться. Можно рассказать о своей профессии в доступных ребёнку понятиях. Вот мама гладит халат, потому что она работает врачом, и её одежда должна быть безупречно чистой и опрятной. А у кого-то мама учитель, и в её сумке всегда лежат тетради. В этих тетрадях ученики выполняют домашнее задание, а мама проверяет его и выставляет оценки. А, например, у папы очень массивные ботинки, потому что он работает на стройке, и ему на ногу может упасть что-нибудь тяжёлое. Такие объяснения важны не только для развития интереса к труду, но и в целом помогут выстроить доверительные отношения между родителями и детьми. Рассказывая о своей работе, мы учим детей формулировать свои размышления о прошедшем дне в детском саду или школе. И, кстати, из прочитанной сказки можно почерпнуть ещё одно очень важное наблюдение: среди прилипших к Золотому гусю людей не было ни одного ребёнка. Детям свойственно бескорыстие, так давайте не будем подавлять в них это прекрасное чувство.