Однажды маленький зайчишка решил похвастаться перед лесным народом. Он был самым старшим детёнышем в помёте, потому что родился на минуту раньше своего брата, на три минуты раньше второго и на пять – раньше лапочки-сестрёнки. Это была его первая самостоятельная прогулка, и знания о лесе и его жителях он имел только из колыбельных, что пела мама своим зайчатам перед сном. А ещё мама говорила, что он самый большой и сильный. И вот… – У меня не зубы, а зубищи, у меня не лапы, а лапищи! Я никого не боюсь! – на весь лес раздался звонкий голосок. – Ну а волка и лисы тоже не боишься? – захихикали молодые зайцы, снова и снова провоцируя маленького хвастунишку. – Я самый сильный и никого-никого не боюсь, ни волка, ни лисы, ни медведя – никого! Попадись мне волк, и я сам его съем! Тут даже старушки-зайчихи снисходительно улыбнулись и даже немного порадовались тому, что по соседству растёт такой смельчак. Будет кому принести пучок травы или кусочек коры в голодный сезон. Покачали головами и усмехнулись опытные зайцы, побывавшие в лапах у хищника и уже научившиеся путать следы. Всю опасность ситуации почуяла лишь старая ворона, которая наблюдала за сценой, благоразумно взлетев повыше – на берёзу. Ох, и непросто будет с таким характером маленькому сорванцу. Гляди, заболтался, даже глаза прикрыл! А по сторонам кто смотреть будет? Следить за неразумными зайчатами, конечно, не дело для пожилой уважаемой птицы, но она умела платить за добро. У малыша был щедрый родитель, и лесные жители (кроме тех, конечно, что родились в этом сезоне) помнили мешок яблок, который разошёлся по соседям прежде, чем папа заяц пришёл домой. Вороне тогда досталось последнее, самое большое яблоко. Оно было так налито соком, что семечки просвечивались сквозь кожицу. А глава семьи зайцев сразу отправился с пустым мешком обратно к яблоне. Наш же зайчик ни силой, ни хитростью, ни каким-либо достоинством, кроме жизнерадостности, пока не обладал. Правда, ещё одним его даром от рождения был звонкий голосок, но он-то и привлёк беду. Косой приплясывал на большом пне, когда из-за ближнего куста малины прямо в глаза ему глянул волк. Зубастый зверь тоже впервые видел такую дерзкую добычу, поэтому от удивления замешкался. Промедление хищника и оказалось спасением. Сначала серого атаковала ворона, зайчик же, неловко сделав отчаянный прыжок, опустился волку прямо на спину, кубарем скатился в снег и задал стрекача. На первый раз ему повезло, и он ушёл от смертельной опасности совершенно невредимым, а вот ворона лишилась трёх рулевых перьев из хвоста и ещё долго не могла летать в соседнее село за хлебными корками, перебиваясь мороженой заячьей капустой… Художник В. Г. Сутеев Да, мама зайчиха очень любила своего сыночка и нисколько не кривила душой, говоря ему, что он самый сильный и самый ловкий зайчик в лесу. Ей действительно так казалось, и в этом она совсем не отличалась от большинства родителей. В итоге, не зная того, что в мире действуют совсем иные законы, нежели у маминой шубки, малыш попал под действие непреодолимой силы. Как мы бы сказали, его школой стала сама жизнь. Изобразим зайку-хвастунишку? Сделаем это с помощью обрывной аппликации. Нам потребуется немного: – белая бумага, – цветной картон, – клей-карандаш, – фломастеры, карандаши, цветные ручки или мелки. Сначала выберем для нашего зайчика фон из цветного картона. Потом из белой бумаги сделаем овал, оборвав всё лишнее. Из обрывков сделаем ушки, лапки и морковку для зайчика. Нарисуем глазки, носик, усики и все остальные недостающие детали, раскрасим морковку. Заяц готов! Правда, у зайчика совсем маленькие лапки, а никакие не лапищи? Как часто и мы отдаёмся во власть родительского чувства и хвалим детей, думая, что перехвалить дитя невозможно. Но мудрая сказка подсказываем нам, что это совсем не так. Похвала помогает расцвести природным дарованиям, но и тут есть своя техника безопасности. Во-первых, в похвале никогда не должно присутствовать сравнение с другими детьми, а только с бывшими достижениями того, кого надо похвалить. Тогда у ребёнка не будет желания соревноваться и быть самым-самым среди окружающих, а значит и не возникнет и горького разочарования в своих силах. Ведь всегда найдётся тот, кто сильнее, умнее и быстрее. Во-вторых, гораздо разумнее хвалить, делая акцент на результат действия, а не на личность делателя. Например: «хорошо у тебя получилось», «здорово вышло», а не «ты молодец». Этот способ похвалы может помочь ребёнку самостоятельно сделать важное открытие: добрые дела всегда делаются не без помощи свыше. Малышам хочется быстрее стать старше, чтобы быть хозяином своей жизни, делать только то, что захочется: есть мороженое с клубникой на обед, поздно ложиться спать, не застёгивать пальто, не умываться перед сном, не застилать утром постель и не делать домашние задания. Так себе представляют взрослую жизнь маленькие дети. И как бы ни хотелось нам оградить малыша от сложностей и сделать за него всю неприятную работу, эту опасную тактику воспитания надо оставить и постараться мягко ставить ребёнка в условия, когда он будет видеть последствия своих действий. Жизнь, конечно, со временем может научить его всему, но будет ли она к нему по-матерински добра?