Каждая бессонная ночь с младенцем кажется длиннее года, каждая незапланированная гора детского белья вызывает уныние, но вот проходит несколько лет, и всё это кажется далёким и мимолётным сном… Неприятности забываются, остаются лишь милые воспоминания, фотографии да старые игрушки, которые жалко выбросить или отдать, потому что все эти умильные мишки, зайчики и жирафики настолько вросли в память вместе с вехами вашего совместного с ребёнком взросления, что расставаться с ними решительно жаль. А тем временем наступает новый период, когда ребёнок начинает взаимодействовать с миром, а от нашей чуткости зависит его счастье и в какой-то мере счастье окружающих. Практически всем знакома ситуация, когда уже выросшие дети рассказывают леденящие душу подробности своего пребывания в детском саду: как воспитатели заклеивали кому-то рот изоляционной лентой или обещали отрезать ножницами язык, какими словами обзывали сверстники или как в геркулесовой каше попадались жучки. Каким образом своевременно обнаруживать проблемы, чтобы иметь возможность совместно их решать? Как общаться с ребёнком, чтобы он высказывал все свои недоумения, тревоги, обиды или радости? Внезапное взросление младенца похоже на начало сказки о Буратино, где выструганный из полена мальчик мгновенно стал докучать своему родителю. В итоге добрый, но нелюбопытный и несмелый папа Карло наскоро собрал ребёнка в школу и выпроводил Буратино за порог. Это распространённая родительская тактика. Ведь мы же не психологи и не педагоги, чтобы вникать в тонкости поведения детей или изучать особенности каждого их возрастного периода. Это работа специалистов. Считается, что в детском саду и в школе дети гораздо быстрее приобретают навыки и эффективнее учатся общаться. Но уж очень напоминает строгого учителя образ Карабаса-Барабаса, у которого всё под контролем, по плану, а каждый сверчок знает свой шесток. О золотом ключике Карабас-Барабас, разумеется, слышал, но дело в том, что волшебный предмет им не найден. Недоступна для него и дверь, к которой ключик подходит. Впрочем, об этом всё равно никто не подозревает. Куклы давно выучили свои роли и исправно дают представления. Зал аплодирует. В сказке о Буратино есть и тихони, и бунтари, и даже беглецы, словом, всё как у обычных детей. На улице их подстерегают опасности, а в кукольном театре надёжно, но не избежать унижений. Папа Карло мог бы стать добрым наставником, и в его каморке даже есть дверь в прекрасный мир, но она вся затянута паутиной и спрятана за куском старого холста. Вот в такой мир попадает ребёнок, если родители считают себя неспособными к педагогическому труду. И перед каждым пытливым детским умом встают вопросы: как жить, как поступать? Оставим грустные размышления и нарисуем золотой ключик, спрятанный на дне старого водоёма. Нам потребуются: – плотная бумага формата А4, цветные восковые мелки без синих оттенков, – акварель, – большая мягкая кисть, – стакан-непроливайка и клеёнка. Самое интересное в водоёме — это его обитатели, то есть цветные рыбки! Чтобы картинка получилась выразительной, рисовать их следует светлыми тёплыми цветами: розовым, оранжевым, красным и жёлтым. В нижней части листа изобразим большой золотой ключ, чтобы было видно, что этот предмет в композиции играет главную роль. Нарисуем водоросли и грунт. Теперь начинается самое интересное — смочим водой синие и фиолетовые оттенки акварели и начнём закрашивать лист сверху вниз большими горизонтальными мазками. Не нужно бояться и жалеть воды. Ближе к нижнему краю тон следует сгустить, чтобы выделить затерявшееся сокровище. Выходя за пределы родительского дома, ребёнок сталкивается с абсолютно новыми ситуациями, с совсем непривычным уровнем свободы и несвободы в то же время. С одной стороны, рядом нет привычного сдерживающего фактора в виде родителя, а с другой — неизвестно, что за человек ведёт тебя за руку в прямом и в переносном смысле. Новые порядки, непривычная еда, довольно агрессивный коллектив сверстников — любой из этих факторов может стать камнем преткновения для домашнего ребёнка. Помочь ему справиться с новой ситуацией можно, если придерживаться двух простых правил. Первое правило касается внимательного выбора воспитателя. И тут важен не столько большой стаж или количество почётных грамот и наград, сколько отношение педагога к детям. Любит ли он их? Заботится ли об их пользе, не использует ли уничижительных выражений в общении с воспитанниками? Охотно ли беседует с родителями, вовлекает их в учебный процесс? Второе правило — не расслабляться и следить за ситуацией, не уповать на чужой опыт и знания, а заниматься самообразованием, читать что-то о детской психологии и разговаривать, разговаривать, разговаривать со своим ребёнком. Дети любят общаться, и малыш непременно выболтает что-то важное, требующее мягкого родительского вмешательства или просто доброго совета. Только не нужно слишком бурно реагировать на тревожные новости, иначе ребёнок закроется и не будет больше волновать вас подробностями своей частной жизни. А она у него уже есть, и ключик к своему личному счастью искать ребёнку придётся в том числе и самостоятельно. Благо дверь находится где-то у вас под носом — в родном доме. Только не закрывайте её ветхим холстом чужого субъективного опыта.