Читайте также: Проблемы общения в семье Мы продолжаем серию публикаций отрывков из книги греческого психолога Павла Кириакидиса «Семейные взаимоотношения», перевод которых выполнен монахиней Екатериной специально для портала Матроны.РУ. Сегодня мы поговорим о проблемах детско-родительских отношений. Каждый человек, начиная с рождения, идёт по пути становления своей личности и эмоционального возрастания, проходя ряд фаз, или этапов. Первые стадии взросления проходят обычно в семье. Особое значение имеют способы, с помощью которых человек «проживает» все события семейной жизни. Начавшиеся с детского и даже младенческого возраста неправильные, плохие взаимоотношения с другими людьми могут повредить человеку в его дальнейшей жизни, в то время как опыт хороших отношений обычно впоследствии помогает человеку и укрепляет его в преодолении неблагоприятных обстоятельств. Начиная с третьего месяца жизни младенца его даже временное удаление от матери приводит к отрицательным последствиям для эмоциональной сферы ребёнка. Для младенца его мать — центр вселенной. В лице матери сконцентрирован его эмоциональный мир. Примерно с седьмого месяца мать становится самым значительным человеком в его жизни, поэтому разлучение матери и младенца отрицательно влияет на нормальное течение психологического развития последнего. В течение первого года жизни ребёнку необходимо чувство защищённости, он должен постоянно ощущать себя в безопасности, для того чтобы у него развились механизмы самозащиты. В конце первого года ребёнок точно знает, что его мать — это отдельный от него человек. Каждому человеку, приходящему в мир, нужно вначале «прилепиться» к матери. Это ощущение особенно важно в первые два с половиной года жизни ребёнка, оно является фундаментом его эмоциональной связи с матерью, а впоследствии с окружающим миром. Ряд психологов утверждают, что самая хорошая материнская забота будет бесполезной в старшем возрасте, если она не будет оказана ребёнку, прежде всего, в первые два с половиной года. Современный образ жизни отдаляет родителей от исполнения своих семейных и, особенно, родительских ролей. Постоянное отсутствие родителей может серьёзно травмировать ребёнка. Вот один из характерных примеров: отец Жени (4 года) и Андрюши (2 года) работал посменно, а их мать лежала долгое время в гинекологическом отделении больницы, поскольку её третья беременность проходила очень тяжело. Родители были вынуждены отправить своих малышей в круглосуточный детский сад. Когда мать вернулась из роддома со здоровым новорожденным, ей сказали, что Женя стал заикаться. Это показывает, насколько глубоко пережил ребёнок отсутствие матери. Когда ребёнку исполняется два года, он делается подвижным и узнаёт, что может удаляться от матери. Ребёнок начинает показывать первые признаки своей независимости, пытается сделать что-то самостоятельно. В поведении и по отношению к своим сверстникам он становится непослушным, необузданным и маленьким тираном, ему нравится травмировать других детей, «завоёвывать» их. Такое поведение малыша часто ставит в неловкое положение членов его семьи. В течение второго года жизни ребёнок узнаёт и различает свой пол и пол других людей, что заметно по его предпочтениям в выборе детей одного с ним пола во время игры. Именно в этом возрасте малыши начинают подражать своим братьям и сёстрам. В свои три года ребёнок уже преодолел первый «кризисный» этап двухлетнего возраста — сложный период, в течение которого он перестаёт быть младенцем и становится ребёнком. В три года дети обычно уже не являются «формалистами» в отправлении некоторых своих биологических потребностей. К примеру, они больше не плачут, если мама немного задержится с обедом и покормит их чуть позже обычного часа. Трёхлетние дети стремятся к совместной деятельности, сотрудничеству и хотят получить одобрение родителей. В этом возрасте мышечная и двигательная система ребёнка развита настолько, что он становится достаточно уверенным в своих движениях. Четвёртый год жизни ребёнка — следующий «кризисный возраст». Неудержимая склонность к задаванию вопросов и разговорам, потрясающая активность и большое любопытство идут бок о бок. В четыре года дети часто бывают непоседливыми и готовыми поссориться, но в то же время развивается их общительность. Дружеские связи с другими детьми приобретают для них всё большее значение. В три-четыре года у ребёнка обычно уже есть определённый опыт, который способствует развитию его личности. Он видит и запоминает сны, фантазирует, участвует в конфликтах и учится преодолевать их, у него есть вполне осознанные желания и мечты. В этом возрасте дети уже частично социализированы. Всё это позже окажет серьёзное влияние на взаимоотношения ребёнка с окружающими. В пятилетнем возрасте ребёнок пытается завязать отношения одновременно как с родителями, так и с другими людьми из своего ближайшего окружения, которые занимают серьёзное место в его сердце. Пятилетнему ребёнку обычно свойственны такие внутренние качества, как разумность и серьёзность. Его характер представляется достаточно устойчивым и уравновешенным. Он постепенно познаёт свои возможности и способности и чаще всего заканчивает то, что начал. Опорно-двигательный аппарат ребёнка впечатляюще быстро развивается. Степень эмоционального и социального развития делает ребёнка готовым к коллективной деятельности и общению в более широком социуме. В этом возрасте дети готовы посещать детский сад. Глубокая любовь родителей к своему ребёнку со временем помогает ему стать человеком, обладающим достоинством и уверенностью в себе. Кроме того, она учит ребёнка любить других людей. Это очень важно для его последующей жизни, поскольку известно, что человеку, которого никто никогда не любил, трудно полюбить самому. Единственный источник, который может и должен научить ребёнка любить, — это семья. К тому же, на этой уверенности, — что домашние его любят, — основывается самая стойкая семейная связь — связь, сопровождающая человека всю его жизнь. С момента рождения ребёнка ход его телесного и духовного развития определяется тем опытом, который он получает в семье, — опытом, от которого он никогда не сможет полностью освободиться, даже если захочет. Влияние семьи на ребёнка имеет определяющее значение по многим причинам. Семья — это единственный источник опыта для малыша. Она помогает ребёнку сформировать свою собственную психологическую идентичность. В семье он учится различным действиям из повседневной жизни. Членами семьи являются люди с разным жизненным опытом, общение с ними даёт малышу различную эмоциональную нагрузку, эмоционально развивает его, учит приспосабливаться к другим людям. Благодаря этому, ребёнок социализируется и становится частью цивилизации и культуры, к которой принадлежит его семья и в которой он растёт. Развиваются основные черты его личности, которые очень важны для его будущих отношений с семьёй. Все психологи и педагоги обращают особое внимание на значение детского и подросткового возраста для развития психически и социально здоровых людей. Множество психических заболеваний и ряд нарушений социальной адаптации одной из причин имеют неправильные, неестественные отношения детей в семье. Ответственность за это несут, главным образом, родители и их плохие взаимоотношения друг с другом, которые нашли своё отражение в психосоциальном развитии детей. Когда супруги не сотрудничают друг с другом и их отношения наполнены дисгармонией, у их детей могут появиться различные проблемы на психическом и телесном уровне: — неумение раскрыть свои способности; — асоциальные действия (склонность к нарушению социального порядка и к преступности); — апатия, равнодушие ко всему, отсутствие желания продвигаться вперёд в жизни, склонность к депрессии; — развитие ошибочного мировосприятия и мировоззрения; — неучастие в принятых социальных группах и др. Семья как «первичная окружающая среда» ребёнка непосредственно влияет и на его школьную успеваемость. Воспитание, получаемое ребёнком дома, позиция родителей по отношению к образованию, повседневные события в семье формируют в ребёнке идеологические, культурные, социальные убеждения, ценности и способности, которые либо облегчают процесс обучения, либо препятствуют ему.