Сегодня думаю, будет уместно поговорить о возникновении и первых веках бытования христианской иконы. И будет много картинок – потому что такой красотой просто невозможно не поделиться.

Дабы избежать вероятных недоразумений, следует сразу сделать одну оговорку. Рассуждая о ранней иконописи, мы будем рассматривать римские катакомбы, а также мозаики Рима и Равенны. Думаю, кого-то это может навести на мысль, что всё описанное ниже – это истоки католической, но не православной иконописи, однако это не так. Окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную произошло, как известно, в самом конце IV века н.э., хотя и позже две части бывшей единой страны общались между собой.

Далее, в середине века VI император Юстиниан осаждает Равенну, и до самой середины VIII столетия она будет столицей особого государственного образования – Равеннского экзархата, — своеобразным «островком Византии на Западе». Таким образом, наши последующие наблюдения, несмотря на географическое расположение храмов, в которых находятся приведённые в примерах мозаики, можно отнести именно к византийской главе развития христианского искусства. В самой же Византии примеров такого масштаба, красоты и древности не сохранилось из-за бушевавшей там позже иконоборческой ереси. Итак, в путь.

В истории ранней иконописи и формировании храмовых интерьеров можно выделить несколько этапов. Самый древний из них относится к первым десятилетиям и векам существования новой религии. До тех пор, пока христианские общины оставались тайными обществами, украдкой от властей собиравшимися в катакомбах, оформление храмовых помещений было очень скромным.

Изображения в римских подземельях лаконичны, среди них преобладают символические образы, использовавшиеся христианами, в том числе, и как опознавательные знаки: символ креста – якорь; рыба, — так как греческое слово Ίχθύς представляло собой монограмму слов «Иисус Христос Сын Божий Спаситель»; дельфин – как символ Христа, переносящего верующих через жизненные невзгоды; монограмма Христа – лабарум.

Слева. Надгробная плита христианского погребения. Рыбы. Начало II века. Справа. Якорь, дерево, голубь. Катакомбы Прискиллы.

Также для изображения Христа использовались евангельская аллегория «Пастырь добрый», и образ Орфея из греческой мифологии. Последний, очевидно, был выбран по нескольким причинам. Во-первых, значительную часть римских христиан составляли бывшие язычники, для которых миф о спуске Орфея в Аид мог быть своеобразным мостиком к пониманию Сошествия во ад. К тому же изображение языческого божества без понимания его тайного аллегорического смысла могло довольно нейтрально восприниматься  властями.

Немаловажную роль играло и то, что образ этот был достаточно проработан и привычен художникам, потому что заказы на саркофаги для христианских и языческих погребений поначалу выполняли одни и те же мастера. Все названные обстоятельства вместе привели к тому, что образ Христа-Орфея был чрезвычайно популярен в христианской скульптуре I-II веков.

Слева. Изображение Христа в виде Орфея. I век. Справа. Лабарум. Катакомбы Прискиллы.

Коренной перелом наступает тогда, когда христианство получает в Римской империи официальный статус. Отныне христианским художникам приходится решать вопрос не просто оформления больших пространств базилик, но работать в храмах, строительству которых покровительствовали иные императоры. Так, выйдя из катакомб, христианская иконопись почти в одночасье становится официальной и парадной. При этом вопрос о поиске новых сюжетов нередко решался опять же за счёт заимствований из…языческой античности.

Здесь нужна ещё одна оговорка, которую, честно говоря, хотелось бы сделать центральной идеей настоящих записок. Дело в том, что мы все живём в мире переосмысленных символов. Верования в то, что какое-то изображение или текст могут иметь чудодейственную силу сами по себе, хоть и продолжают бытовать в сознании людей много веков, тем не менее, являются проявлением первобытного магизма. Все позднейшие религии главное внимание обращают на смысл, вкладываемый верующими в определённую форму.

И вот тут происходит интересное – форма, на выработку которой были затрачены порою не просто годы – века, — образ, сюжет, способ обработки материала – могла остаться прежней, но её смысловое наполнение при этом кардинально менялось. Именно поэтому в христианские мозаики Равенны, например, наряду с раннехристианскими символами, органично вошли и некоторые языческие элементы.

Впрочем, примеры подобных проникновений мы могли видеть и раньше. Так, например, адоранты – античные и более древние фигурки с воздетыми к небу руками, в древности символизировавшие молящиеся души, в погребениях христианских катакомб превратились в оранты – первоначально воспринимавшиеся как символические изображения душ умерших. И лишь потом – из наложения характерной молитвенной позы и изображения Богородицы – возник один из основных христианских богородичных канонов. Позже христианское искусство продемонстрирует ещё целый ряд любопытных заимствований.

Справа. Адорант. Вавилон. III тыс. до н.э. В середине. Оранта с христианского надгробия. Катакомбы.Справа. Богоматерь Оранта. Катакомба Прискиллы. II век.

Римские мозаики IV-V вв. зафиксировали для нас очень интересный этап развития иконописи. Восточнохристианские художники последующего времени начнут всякими способами подчёркивать символичность и условность изображений горнего мира, – размывая фон, разрушая пространственную перспективу, нарушая пропорции фигур, они будут всячески подчёркивать, что то, что мы видим на изображении – лишь знак Иного, которое в полной мере нельзя изобразить в принципе. Однако пока картинки, которые смотрят на нас с мозаик, устроены по-другому. Они реалистичны и настолько красочны, что призваны стать как бы реальнее реальности. Порою кажется, что на мозаиках, не потускневших за пятнадцать-шестнадцать веков, прошедших со времени их создания, изображена какая-то волшебная страна так, как будто их создатели заранее предугадали появление льюисовской Нарнии. И вот именно в этой сверхреальной реальности нам вдруг начинают попадаться детали, тщательно проработанные языческим искусством предшествующего времени.

Так, например, Христос-Вседержитель из римской базилики Санта-Пуденциана оказывается даже портретно похож на фидиевского Зевса-Пантократора. Любопытно, что  сидит Спаситель здесь не на фоне какого-то условного пространства – за его спиной мы видим вполне конкретный городской пейзаж.

Слева. Фидий. Зевс Олимпийский. 432 г. до н.э. Мраморная римская копия. Справа. Христос Вседержитель. Санта-Пуденциана. IV век.

Внешний вид ангелов, которые в равеннских и римских мозаиках обретают наконец-то привычное для нас обличие – в белых одеждах, с крыльями и тороками в волосах, — многократно «отработан» в античных Никах.

Слева. Ника Самофракийская. II в. до н.э. Справа Богоматерь с ангелами. Базилика Сан-Апполинаре Нуово в Риме. Начало VI века.

Ещё интересно, что в мозаиках параллельно с привычной для нас иконографией Христа нашёл отражение также обычай изображать Его в виде отрока или безбородого юноши. Возможно, что истоки этого явления следует искать именно в образе Христа-Орфея, о котором мы говорили выше.

Слева. Изображение Христа в виде Орфея. I век. В центре. Христос и апостолы, ловящие рыбу. Сан-Апполинаре Нуово. VI век. Справа. Христос в виде юноши на сфере с ангелами. Базилика Сан-Витале VI век.

Таков был этот необычный период в развитии христианской иконы, когда, выйдя из подземелий катакомб, она вдруг засверкала необычайными красками, не боясь при этом вобрать в себя переосмысленные символы из предшествующих эпох. Мне кажется, что основное настроение мозаик этого времени можно определить как радость. И, честное слово, что-то весьма поучительное для нас в этом есть. Радуйтесь.

Слева Пастырь добрый. Первая половина V в. Мавзолей Галлы Плацидии. Равенна. Италия. Мозаика. Справа. Христос в виде агнца и ангелы. Базилика Сан-Витале. VI век.

[1] Более того, ряд исследователей полагает, что причинами того, что единообразный облик ангелов во фресках христианских катакомб так и не сложился, было именно существование этих устойчивых античных аллюзий, когда художники просто не хотели делать посланников христианского Бога похожими на языческих божеств.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Жизнь — серьезная штука, и поэтому совершенно незачем делать из нее трагедию. К сожалению, иногда это поздно понимаешь.

Другие статьи автора
новые старые популярные
5julia68

Интересно!

La_gata

Спасибо.

Евгения Б.

Дарья, прекрасно! Собралась было дополнять, но после поняла, что это только начало. Просто превосходно, что на Матронах будет опубликован цикл таких статей.

La_gata

Спаибо большое. Честно говоря, я не задумывалась о цикле, когда писала, — просто мозаики зацепили. Но мысль очень хорошая, тем более, и материал кое-какой есть на примете. Спасибо за идею.

Гость

Автор, всегда вас с интересом читаю. Спасибо.

La_gata

И Вам спасибо.

Анна

Замечательная статья, как-то она вписалась в настроение Страстной седмицы. Дарья, про форму и содержание хочу спросить: может ли быть, что для содержания форма не важна? Пример: изображение Спасителя в виде ангца, которое, насколько я знаю, отвергается православной Церковью, но принимается римо-католической и евангелической, например.

La_gata

Анна, спасибо, за хороший вопрос. Изображение Христа в виде агнца действительно запрещено 82 правилом Трулльского собора в 692 году (т.е. позже, чем возникли те мозаики, которые рассмотрены выше). Но, думаю, дело здесь не в соотношении между содержанием и формой, а в тех конкретных обстоятельствах, в которых было принято это решение. (Вообще изучение исторических обстоятельств, в которых были приняты соборные постановления, на мой взгляд, очень важны — оно помогает лучше понять, что именно имели в виду отцы, так сказать, очертить "правоприменительную практику" решения). Относительно Трулльского собора комментаторы отмечают, что состоялся он накануне разгула иконоборческой ереси. Поэтому решение изображать Христа не символически,… Читать далее »

La_gata

Причём конкретно в постановлениях Собора упомянут даже не агнец, а иконографический сюжет, как-то излишне причудливо сочетающий портретность с аллегорией. "На некоторых честных иконах изображается перстом Предтечевым показуемый Агнец… " То есть, Иоанн Предтеча изображён портретно, а Христос — в виде агнца. Тут уж мозги зрителя, ИМХО, способны так закипеть, что и до монофизитства недалеко.
Что же до конкретной базилики в Сан-Витале — по-видимому, канон ко времени её создания ещё не устоялся, поэтому там есть буквально всё на свете — и Агнец, и Христос-отрок, и Христос в привычной нам портретной иконографии.

Похожие статьи