От редакции: Фомино воскресенье, или Красная горка — традиционный в России день свадеб. Предлагаем вашему вниманию статью нашего постоянного автора Аси Воскресенской о свадебных обычаях разных народов. Как-то раз мне довелось быть в загсе в качестве свидетеля на свадьбе своих друзей. Молодые заплатили, чтобы для них не включали марш из сюиты «Двенадцатая ночь» и вообще, чтобы расписали их поскорее. Помню толстых купидонов, нарисованных на стенах банкетного зала, и то, как нелепо выглядела женщина-регистратор с медальоном на груди, объявившая их мужем и женой. Сейчас иные пары стремятся венчаться потому, что чувствуют, насколько уродливы советские свадебные ритуалы и красив христианский обряд венчания, и прибегают к этому таинству исключительно по эстетическим соображениям. Однако, венчание — не церковный аналог регистрации, а благословение союза любящих людей по образу союза Христа и Церкви, глубокое, поучительное действо, символика которого призвана открыть верующим, что такое любовь и супружество во Христе. Долгое время в христианской церкви не было особого ритуала для совершения брака, и существующий порядок складывался веками, преображая древние традиции. В Израиле в качестве брачного предложения мужчине достаточно было просто дать своей избраннице в руки монетку или что-то ценное в знак того, что он берется материально обеспечивать женщину. В Риме на свадьбе новобрачные садились на один стул, съедали одну лепешку хлеба, в Древнем Египте для объявления супружества мужчина и женщина вместе разбивали глиняный кувшин. В исламской традиции достаточно простого объявления перед людьми своего желания пожениться, напутствия муллы, остальное — чистый местный фольклор. Во многих культурах наиболее обобщенным символом брака является круг. Таково и древнеславянское заключение союза путем обхода молодых вокруг дерева, озера, дома; из предметных символов — кольцо, венок, круглый каравай и кольцеобразный калач. В Риме невеста получала от избранника кольцо «с ключиками», это означало, что муж передавал жене и ключи от дома. Жених-язычник давал кольцо невесте как амулет от колдовства и как знак подчиненного отношения. Кольцо, прежде всего, означало владение и достоинство. У римлян было принято скреплять договоры кольцом, это означало нерушимость и вечный характер договора. В библейском рассказе об Иосифе прекрасном фараон дал Иосифу перстень в знак возвышения и власти. В евангельской притче милосердный отец, прощая блудного сына, дает ему кольцо, символизируя возвращение достоинства и сыновства. Известно, что Ганнибал в знак победы при Каннах послал в Карфаген 3500 мешочков с кольцами, снятыми с римских патрициев в образ их поражения и бесчестия. Кольцо, символизирующее вечность и неизменность, и в христианской традиции является образом союза и верности. Примерно с Х века оно стало неизменным атрибутом церковного бракосочетания. С дохристианских времен была традиция (которая сохранилась в западной церкви) носить супружеское кольцо на безымянном пальце левой руки, потому что считалось, что через этот палец к сердцу проходит особая артерия. Раньше мужчина получал, не серебряное, как сейчас, а железное кольцо (знак мужской силы), супруга — золотое (символ чистоты). Существовала легенда о том, что св. Иосиф и Дева Мария обручались кольцом из оникса или аметиста, и в Х веке в Европу приехал иерусалимский ювелир, который утверждал, что привез именно его. Потом появилось много таких колец, и одно из них хранится в соборе г. Перуджия (Италия). Несмотря на сомнительное происхождение и легенды, и кольца, в Католической Церкви до сих пор существует обычай для епископов носить, не снимая, кольцо с аметистом в знак обручения с Церковью. Пожизненная верность супругов друг другу, единственность брака — идеал, к которому призывает христианство, и во все времена из-за человеческого несовершенства происходили тяжелые драмы. В старину говорили, что первая жена дается от Бога, вторая — от людей (ибо вдовцы порой вторично сочетаются браком по настоянию родственников), а третья — от демонов. С людьми, вступившими в четвертый брак, когда-то считалось зазорным даже вкушать пищу, и от них в церковь не принимались ни просфоры, ни свечи. Венец — неизменный атрибут и символ Таинства брака. Это образ того, что супружество благословляется Богом, и напоминание о мучениках, ведь мужу и жене необходимо вместе терпеть скорби и преодолевать эгоизм. К сожалению, в последнее время закрепился обычай держать венцы над головами брачующихся, и современные венцы словно не предусмотрены для ношения — они более похожи на короны, а на нижнем ободе там встречаются какие-то шурупы. Тем не менее, венцы полагается реально носить во время совершения Таинства, а в древности их снимали через неделю, после особых молитв. В Греции и сейчас используют венки из масличных ветвей, а в Русской Церкви их долгое время изготавливали из дерева. Мне приходилось присутствовать на венчании в бедной грузинской церкви, где этот необходимый атрибут был сделан священником собственноручно из виноградной лозы, и новобрачные несли их с особым чувством — как терновые венцы. Венец возлагаются на жениха и невесту как на непорочных. Поэтому у вдовцов на бракосочетании венцы лежали на правом плече, и сейчас не принято давать им в руки зажженные свечи. Горящая свеча — не только знак духовной радости и благодати, но также атрибут целомудренных (как мудрые девы с горящими светильниками). Венчальные свечи берегли всю жизнь и зажигали в последний раз на смертном одре. В допетровской России в обручение добавлялся особый ритуал. В церковном притворе специально назначенная женщина (крестная или кормилица) расчесывала девушке волосы гребнем, смоченным в медовой воде, и надвое расплетала ей косу. На голову невесте надевали маленькую шапочку — повойник, скрывающий от посторонних взглядов волосы и лоб, и с той минуты девушка носила повойники всю жизнь. В старину при венчании не задавались вопросы (они пришли в православные требники из западной практики) — жених и невеста были совершенно безгласны, даже если у них не было «искреннего и непринужденного желания и твердого намерения» жениться. В старинном чине, однако, было примечательное место в заключение таинства. Священник ставил супругов лицом друг к другу и представлял их в новом качестве. Мужу полагалось при этом кланяться женщине в пояс, а та полагала перед ним земной поклон. Наконец, вино — еще один символ и обязательный атрибут таинства, знак радости и плодородия. Вспоминается чудо, сотворенное Спасителем на свадьбе в Кане Галилейской. И новобрачные вместе испивают поданную чашу с вином, передавая ее друг другу. Общая чаша — это общая судьба, общие беды, радости и соединение друг с другом и с Христом. По старинному русскому обычаю чашу потом разбивали. Говорили — на счастье. Эта традиция есть и в свадебном иудейском обряде, но там это знак скорби — напоминание о разрушении иерусалимского Храма… Символические знаки, имеющие корни в общечеловеческом культурном наследии, в библейской истории и национальной традиции, делают церковный свадебный обряд не просто лирическим, глубоко личным событием, но напоминают о том, что составляет истинную ценность жизни. Что пребывающий в любви — пребывает в Боге. Что для любящих Господь претворяет воду житейского моря в вино духовной радости.