«… самое главное в платье — это женщина, которая его надевает». Ив Сен-Лоран Свадьба — одно из самых торжественных и волнительных событий в жизни женщины. И выбор наряда занимает далеко не последнее место в списке приготовлений к этому важному дню. Платья некоторых невест вошли в историю, став олицетворением женственности и элегантности. Но благодаря чему? Ведь платье само по себе, пусть даже это произведение искусства от прославленного модельера, — не более чем красивый наряд. На мой взгляд, многие свадебные наряды вошли в историю благодаря тому, что стали достойными оправами прекрасных женщин, отразившими их индивидуальность. Вспомним некоторые из них. Свадебное платье королевы Виктории Именно подвенечный наряд королевы Великобритании Виктории, которая в феврале 1840 года вышла замуж за принца Альберта Саксен-Кобург-Готского задал новое направление в свадебной моде, которого мы придерживаемся до сих пор. Это был брак по любви — что само по себе было редкостью среди королевских особ того времени. Королева Виктория не захотела идти под венец в традиционном тяжелом парчовом свадебном платье, которое украшали в те времена драгоценными камнями и бархатной накидкой с мехом горностая. Она стала первой британской правительницей, надевшей белый свадебный наряд. В те времена принято было выходить замуж в платьях любых других цветов, но не белого. После свадьбы королевы невесты стали подражать ее наряду, и белый цвет стал традиционным не только в Европе, но и во всем мире, постепенно вытеснив все другие цвета свадебных платьев. Помимо этого королева Виктория ввела в моду викторианский фасон свадебного платья (объемная юбка, длинный шлейф, узкий лиф), а также многие свадебные традиции: кружевную вуаль невесты, венок из флердоранжа, свадебный торт, классическую бутоньерку жениха и викторианские обручальные кольца. Свадебное платье королевы Елизаветы Боуз-Лайон Трижды будущий король Георг VI делал предложение Елизавете, пока она, наконец, не сказала «да». Они поженились в 1923 году, и никто и не подозревал, что венчаются будущие король с королевой, ведь Берти (как звали будущего Георга VI) значился вторым претендентом на трон, а отнюдь не первым. После свадьбы молодые стали герцогом и герцогиней Йоркскими (вы наверняка помните историю их жизни и любви, показанную в фильме «Король говорит!»). Свадебное платье будущей королевы-матери было довольно эксцентричным: с заниженной талией, прямое, без каких-либо воланов и рюшей. Совсем не традиционное для королевских свадебных нарядов, оно напоминало средневековый костюм. Благодаря своей оригинальности и, конечно же, удивительной сердечности и харизме будущей королевы платье и вошло в историю. Сшила наряд любимая портниха Елизаветы Хэндли Сеймур. Британская газета «Таймс» назвала этот свадебный наряд «самым простым платьем, когда-либо сшитым для королевской свадьбы». Платье было сшито из шифона цвета слоновой кости и расшито жемчугом и серебром, чтобы гармонировать с фатой. Свадебное платье королевы Елизаветы II Будущая королева Елизавета II вышла замуж за лейтенанта Филиппа Маунтбеттена в 1947 году, когда весь мир только начинал приходить в себя после Второй мировой войны. В разгаре был послевоенный кризис, ввиду строгой экономии в ходу по-прежнему была карточная система, которой пришлось пользоваться даже будущей королеве. Ей выделили дополнительные 100 карточек-талонов на одежду для покупки ткани на свадебное платье (историки моды пишут о том, что невесты со всей Великобритании присылали Елизавете в подарок талоны для платья). Создателем свадебного платья был Норман Хартнелл, официальный кутюрье британского королевского дома с 1938 года. В своих интервью Хартнелл неоднократно говорил, что источником вдохновения для него послужила картина Сандро Боттичелли «Весна». Фрагмент картины Сандро Боттичелли «Весна» Кремовый атлас-дюшес, вышитые жемчугом цветы — жасмин, белые розы Йорков, флердоранж (для этого потребовалось более 10 тысяч жемчужин, которые заказывали в Америке), тюлевый шлейф, расшитый цветами, — таким получилось свадебное платье будущей королевы. Свадебное платье Жаклин Кеннеди Несмотря на то что Жаклин Бувье, будущая первая леди Америки, не носила королевского титула, ее по праву считали королевой стиля. У нее был прекрасный тонкий вкус. Все, что она надевала, мгновенно становилось модным. Она оставалась изысканной даже в самых простых вещах. На церемонию бракосочетания с Джоном Кеннеди в июне 1953 года она надела свадебное платье по моде 50-х: из шелковой тафты цвета слоновой кости, приталенное, с пышной юбкой и глубоким декольте. Платье было заказано у афроамериканского нью-йоркского дизайнера Энн Лоу, которая шила наряды для нью-йоркской аристократии. На платье ушло около 50 метров шелковой тафты и несколько месяцев работы. Кружевная фата принадлежала бабушке Жаклин. Хотя, как много позднее вспомнила Кэролайн, дочь Жаклин, сама невеста не была в особом восторге от своего платья и «считала его похожим на абажур», выглядела она в нем превосходно. Свадебное платье Грейс Келли Признанное одним из самых элегантных платьев в истории, свадебное платье Грейс Келли до сих пор по праву считается классикой свадебной моды. Это платье стало подарком обворожительной невесте от студии MGM (Metro-Goldwyn-Mayer), контракт с которой связывал Грейс на момент принятия ею предложения руки и сердца принца Ренье. Дизайнером и главной швеей платья стала художник по костюмам MGM Хелен Роуз, которая уже одевала Грейс для съемок. Роуз говорила, что свадебное платье Грейс должно быть, как сама невеста: «…простым, но элегантным, женственным, благородным и обязательно по-королевски величественным. И самое главное, платье не должно затмевать красоту Грейс». Именно таким оно и получилось! Шесть недель более 30 швей трудились над свадебным платьем невесты. На него ушло огромное количество шелковой тафты цвета слоновой кости и уникального кружева, расшитого жемчугом, которое принц Ренье специально выкупил в одном из музеев. Венчание состоялось в апреле 1956 года. За день до венчания, на гражданской церемонии, Грейс была в другом наряде, простом и очень элегантном. Но именно ее подвенечное платье вошло в историю как эталон изысканности и женственности. Еще при жизни Грейс подарила свой свадебный наряд Художественному музею Филадельфии. Платье входит в пятерку самых дорогих в мире, стоимость его оценивается в 300 000 долларов. Свадебное платье Сонсолес Диез де Ривера В платье безупречного кроя от Cristobal Balenciaga, выдающегося испанского кутюрье и короля моды, выходила замуж в 1957 году испанская аристократка Сонсолес Диез де Ривера. Шелковое, цвета слоновой кости, с асимметричным подолом, вышивкой металлическими нитями и искусственным жемчугом, оно до сих пор поражает своей изысканной простотой и идеальными линиями. За безупречность и чистоту линий платья этого великого модельера называли произведениями искусства. Как говорил сам Баленсиага: «Кутюрье должен быть архитектором кроя, художником цвета, скульптором формы, музыкантом гармонии и философом стиля». Именно таким модельером и был Кристобаль. Королева Испании София открыла музей, посвященный творчеству кутюрье, на его родине, в Гетарии. В этом музее более 1200 экспонатов, в том числе и это дивное платье. Свадебное платье королевы Фабиолы Еще одна безупречная работа из шелкового атласа от Cristobal Balenciaga — свадебное платье королевы Фабиолы. В нем в декабре 1960 года испанская дворянка Фабиола де Мора и Арагон вышла замуж за короля Бельгии Бодуэна I, став королевой. Баленсиага и раньше создавал для Фабиолы платья для выходов в свет. Говорят, что эскиз свадебного платья хранился им в строжайшей тайне, и для этого великий кутюрье творил в одиночку в своей мадридской квартире. По королевским стандартам это свадебное платье было совсем не традиционным: отсутствовали кружева и вышивка, а платье украшала лишь норка. Минимум украшений. Получился настоящий шедевр: шелковое платье с белоснежной меховой оторочкой и 7-метровым шлейфом. Ничего лишнего, безупречные линии. Платье хранится в музее Баленсиаги. Я была очень удивлена, когда прочитала у историка моды о том, что оказывается, когда королева передавала платье в музей, на шлейфе не было меха, так как его спороли, чтобы сшить королеве болеро. Свадебное платье принцессы Дианы В июле 1981 года состоялось бракосочетание принца Чарльза и леди Дианы Спенсер, будущей принцессы Уэльской. Ее пышное подвенечное платье стало символом сказки и роскоши. Наряд из шелковой тафты цвета слоновой кости, расшитый жемчугом, с отделкой старинным кружевом ручной работы, с длинным, почти 8-метровым шлейфом (это был самый длинный шлейф в истории королевских свадеб Британии), оно олицетворяло собой воплощенную мечту всех девушек, грезящих выйти замуж за принца. Над платьем трудились два молодых британских дизайнера — Дэвид и Элизабет Эммануэль. В 2006 году они выпустили книгу «Платье для Дианы», в которой очень подробно рассказали об истории подготовки к свадьбе и общении с принцессой. В книге представлены эскизы и фотографии платья. Тысяча экземпляров вышла специальным, ограниченным тиражом — к каждой книге прилагался образец шелка, из которого было сшито платье. Элизабет Эммануэль писала: «Как только мы узнали, что нам заказывают платье, я тут же начала проводить исследования, изучая все книги, описывающие королевские свадьбы. Платье должно было быть таким, чтобы остаться в истории и одновременно нравиться Диане. Поскольку церемонии, как мы знали, предстояло пройти в соборе святого Павла, то платье должно было заполнять проход между рядами и быть достаточно впечатляющим. Я нарисовала множество эскизов, и мы все сидели на полу и просматривали их. Пришла и ее мать. Так что выбор, в сущности, не занял много времени, мы знали, что может ей понравиться. А вот изготовление самого платья заняло целую вечность, особенно если учесть, что она сильно худела». И хотя многие до сих пор говорят, что выбор такого фасона для стройной, высокой Дианы был ошибкой, так как платье визуально смотрелось очень громоздким и напоминало большой торт, тем не менее, именно на нем остановила свой выбор сама Диана. И оно по праву стало свадебным платьем столетия. После гибели Дианы свадебное платье перешло на хранение к ее брату, а затем, в 2014 году, в соответствии с завещанием принцессы — в собственность ее сыновей, принцев Уильяма и Гарри. Век XXI Я думаю, что платье Кейт, супруги принца Уильяма, тоже войдет в историю — уж очень оно, на мой взгляд, украшает герцогиню и подчеркивает ее очарование. Но время покажет. Фото: www.openingceremony.com www.cristobalbalenciagamuseoa.com/en/ www.vogue.co.uk