Позади новогодние праздники, и вот она, третья четверть. Как там ваш младшеклассник? Держится или вся семья на последнем издыхании? Узнаете симптомы? Ребенок не высыпается, ребенка невозможно разбудить, ребенок стал напряженный и нервозный, делать уроки – изматывающий квест для всей семьи, участились скандалы и взаимное недовольство… Что происходит? Где «школьные годы чудесные»? Какая тоска эта ваша «мама мыла раму» Дети хотят познавать и узнавать новое. Помните, как вашему малышу хотелось поковырять пальцем розетку или изучить все кнопки мобильного телефона? Или как он упорно пытался ходить – падая и вставая? А почему сейчас, начиная с 7 лет и старше, когда самое время показать жажду знаний учителям и родителям, ребенок вдруг забыл, что он – поглотитель нового и покоритель навыков, например, устного счета или каллиграфического письма? Самим смешно, правда? В случае с розеткой и телефоном ребенку самому интересно, это называется внутренняя мотивация. В случае с прямохождением – им движет биологическая программа развития организма, это, так сказать, «закон природы». А вот со школьным обучением у нас проблемы: неинтересно и природа молчит. Оно нужно нам, взрослым. Тут включается мотивация родителей, то есть внешняя по отношению к ребенку, – сделать из него культурного и образованного человека. Вот это нужно понять и уже с этой точки двигаться дальше. И если вы стремитесь к тому, чтобы ребенок учился, придется сначала постараться нам, родителям. Дети хотят, чтобы их любили, не ругали, чтобы вокруг были доброжелательные взрослые и им было хорошо, надежно, радостно. С походом в школу ситуация во многом меняется. Число критикующих увеличивается, в игру «воспитай меня, кто сможет!» вступают учителя. Для ребенка и семьи обучение в школе, особенно в начале, – очередной кризис и стресс, потому что теперь вдруг надо: сидеть 45 минут на одном месте, действовать и соображать, вместо заслуженного отдыха, дома опять домашнее задание, учиться новому почти каждый день, да еще и порой нудному – прописи, «мама мыла раму», «дважды два четыре» – тоска! подчиняться, слушаться, не бегать, не мечтать, наоборот, сосредотачиваться, напрягаться, ощущать, что тебя оценивают, сравнивают с другими, ругают, стыдят (здесь кому как повезет с учительницей), могут и прикрикнуть, а это страшно. Новая школьная реальность требует от детей сил и выдержки. А от родителей – установить в голове ребенка новую кнопку: «надо учиться и делать уроки». Задача не из легких, согласны? Но если ее не решить вовремя, ситуация будет только усугубляться. И станет реальной проблемой к 5-му классу. Нужна помощь! От родителей хорошо бы получать внимание и поддержку, а никак не лозунги: «Ты уже взрослый! В школу ходишь! Давай учись, так положено!» Важна стабильность, и дома необходим настоящий крепкий тыл. Вспомните себя, когда вы сдавали экзамен в ГАИ или когда пришли первый день на работу. Можете сказать, что чувствовали абсолютную безмятежность и полное счастье? Думаю, вряд ли. Ситуация обучения и оценки тревожна сама по себе и воспринимается не с плюсом, а с минусом, а значит, отталкивает. Ребенку действительно нужна помощь. В чем именно? Научить ребенка учиться можно, главное – знать, как Жаль, что никто из нас не помнит, как мы учились ходить. А то бы обнаружили, что это было сложно, но… Вокруг никто не кричал, не подгонял, не закатывал глаза к небу: «Ну ты даешь, ничего не соображаешь!», не угрожал: «Если сейчас быстро два шага не сделаешь, грудь не получишь!», не критиковал и не насмехался: «Ну сколько можно падать?! Ты что, совсем, что ли?!» Почему сейчас-то все иначе? Почему тогда это было «давай, молодец, умничка, мое солнышко», а сейчас «сил больше нет с тобой тут сидеть! неужели непонятно, что надо «молоко», а не «малако»!» Почему? Кто отнял у нас наше «солнышко»? И заменил на бестолкового деревяшку Буратино? И что самое интересное, мы все ходим! Научились, как нечего делать! Почему сейчас в школе ничего не получается? Причин может быть несколько: 1. Обучение требует слаженной и хорошей работы разных систем мозга, а у вашего ребенка какая-то одна может не очень хорошо работать. Нужна коррекция со специальными упражнениями. 2. У всех нас что-то одно развито лучше, другое хуже, это нормально. Значит, нужна тренировка и тоже могут помочь специальные упражнения. 3. Когда получается легко и вокруг все аплодируют, хочется увеличить дозу оваций, поэтому: «Буду стараться, ведь я красавчик». В обратном случае – трудно, вокруг сплошное недовольство, «стараюсь, а толку ноль», поэтому «не буду, не хочу, надоело». Третий пункт самый сложный. Но он всецело зависит от реакции взрослых, учителей и родителей на ошибки ребенка. Если ошибка – это повод научиться быть лучше, то отлично. А если ошибка – повод к негативу и осуждению, результат будет обратный: ребенок возненавидит учебу, может быть, навсегда. Поэтому ошибка – это возможность перевести себя в режим «вижу трудность – не страшно, беру маму или еще кого в помощники и буду справляться». Душевный дискомфорт – учебе не товарищ Ой, как радостно устроиться на долгожданную работу! Ваша заветная мечта – профессиональная самореализация, путь, призвание, будут деньги, уважение коллег и пр. Казалось бы, все супер, счастье! А свой первый рабочий день всплывает в памяти? Ага – в тот день давали компот из тревоги, опасений, неуверенности, неловкости, непонимания, кое у кого – неудачных оплошностей. В тот день вы оказались в ситуации, когда еще не знали, кто главный, кто серый кардинал, допускаются ли подколы, острые словечки, что принято обсуждать и много чего еще, что не написано в правилах. И почему-то все это было вам не безразлично, а занимало массу вашего внимания и переживаний. Потому что человек «закодирован» на стремление нравиться другим, быть принятым в группу, стать своим в коллективе. Иначе изгонят из «племени», а в одиночку можно и не выжить – да, вот оттуда, из древности все это повелось и встроилось в наш генокод. Ребенок в первом классе (или в любом другом при переходе) в таком же напряжении. И если у малыша не очень хорошо развит эмоциональный интеллект (что закономерно в младшем школьном возрасте) и не очень получается распознавать сигналы других и учитывать их в своем поведении, отношения с одноклассниками и учителями могут не сложиться. И это будет страдание. А психика страдания не любит. И, значит, мозг половину своих сил и возможностей отправит не на учебу и «вожделенные» новые знания, а на попытки справиться с проблемой «меня не любят, со мной что-то не так». Как вам бежится на работу, когда вы поругались с супругом? Или, еще хуже, – с мамой? Выключиться из отношений и полностью забыться в работе удается либо истинным трудоголикам, либо счастливцам с чрезвычайно интересной работой, либо сильным-пресильным личностям, коих среди нас единицы. Поэтому, если вы знаете, что ваш ребенок не глуп, но успеваемость при этом падает, а он сам сделался тревожным, нервозным, напряженным, раздражительным или, наоборот, апатичным, грустным, замкнутым, – понаблюдайте за его отношениями с одноклассниками. Есть ли там взаимная симпатия, дружба? Как у него в целом с навыками общения? Тайная кнопка мотивации ребенка к учебе Уверена, многие сейчас подумали об интересе. Но эта кнопка, честное слово, из другого набора – «фокусы над ребенком». Очень интересно в фитнес-центре бегать по дорожке? А готовить омлет или блинчики по стотысячному разу? А учить новые слова на другом языке, повторяя их друг за другом непрерывно? Да сколько у нас ежедневно таких вот «интересностей»! Однако вам как-то удается оторвать свои глаза из телефона и отправиться, например, приготовить обед. Или почитать ребенку «Красную Шапочку». Или погладить мужу рубашку. За счет чего? Какая неведомая сила влечет вас делать нечто далекое от восторга и упоения? Чувство долга? Обязанность? И так и не так. Вот смотрите, а что будет, если не сделать? Не приготовить, не почитать? Не погладить? Тут могут быть разные вариации, но по большому счету нам неохота отражаться в глазах близких ленивой женой, невнимательной мамой, плохой хозяйкой. Улавливаете? Близкие – это те, с кем у нас связь. Чаще всего любовная. Именно жажда продлить эту любовь делает из нас героев ежедневных рутин. Но ребенок, вообще-то, сделан из того же самого! Ему так же важны отношения. Один нюанс: если эти отношения есть и они классные. Если в них искрится и переливается любовь. Если мама – тот человек, с которым так здорово и прикольно поболтать. Если она не надзиратель, а твой самый дорогой, близкий, надежный, добрый, любимый друг. Тогда, пожалуй, не хочется ее расстраивать и не делать уроки. Или не учить эту таблицу умножения. Или не писать эти упражнения по русскому. Неохота и скучно, конечно, их писать, но мама важнее. Хорошие отношения со значимым взрослым – мощнейший рычаг стимулирования ребенка к учебе! А интерес – он потом возникнет. Если повезет и если стараться, чтобы он возник.