В жизни человека бывает прекрасный период, когда он уже получил образование и работает, собственной семьи пока нет, а родители еще достаточно молоды и не требуют ухода или надзора. Этот период жизни можно сравнить с полетом птицы: мир кажется прекрасным, все дороги открыты, делаешь, что хочешь – полная свобода. Если девушка или молодой человек в таком состоянии приходят к вере, то они способны очень многое дать своему приходу: обычно именно на несемейных и полных энергии молодых прихожанах базируется вся социальная и общественная работа при храме. Подмести полы? – конечно, благословите. Провести экскурсию? – да пожалуйста. Организовать воскресную школу? – сейчас сделаем. Нарядить елки под Рождество, сделать вертеп, переоблачить аналои, поехать на конкурс чтецов, сгонять за свечами в Софрино… Их дома никто не ждет, им никуда не надо торопиться, от них никто не зависит. Им не надо торопиться на родительское собрание или на прием к педиатру. Они свободны. Очень часто человек настолько втягивается в эту жизнь, она ему так нравится, что он перестает воспринимать все остальные пути и возможности. Начинает казаться, что только это путь правильный, спасительный и посланный Богом, а в жизни остается только одна протоптанная до колеи тропинка, соединяющая дом и церковь. И этот период крайне плодотворен для помощи на приходе. Иногда, наблюдая таких активных в церковной и приходской жизни молодых людей, вспоминаешь евангельские слова о птицах небесных, которые не жнут, не сеют, но питаются подаянием Отца небесного (Мф. 6,26). Если рассматривать это явление в определенной плоскости, то это не плохо, и даже очень хорошо. Это, безусловно, лучше, чем болтаться по тусовкам, пробовать травку и очередного партнера. Это даже лучше, чем просиживать все свободное время в четырех стенах, потягивая французское вино и устремив невидящий взгляд в дождливое окно. Из всех возможных, это лучший вариант для молодого человека или девушки, но до того момента, когда они вступят в брак. Часто бывает так, что до замужества девушка не мыслила жизни без храма. Но едва молодые отпраздновали венчание, как опора и помощница настоятеля испаряется, и не на кого больше возложить массу дел, которые прежде решались легко. Это может вызвать неудовольствие и настоятеля, и друзей по приходу – мол, пока за нее молились, чтобы Господь жениха послал, она из храма не выходила, вся тут, а чуть замуж выскочила, так и дорожку в церковь забыла и ничего ей здесь больше не нужно. Иной раз едва ли не в предательницы запишут. Однако я не торопилась бы осудить новоиспеченную жену, поскольку в таком ходе событий есть своя логика и своя правда. Уже неоднократно говорилось о том, что, вопреки ожиданиям, семейная жизнь воцерковленных людей зачастую складывается не совсем удачно. И одной из причин этого, как ни странно, становится…церковь. Точнее, привычка все свободное время посвящать храму. И после вступления в брак порой приходится делать нелегкий выбор – семья или церковь? Проблема выбора приоритета в этом вопросе часто ставит в тупик: с одной стороны, есть евангельский призыв оставить все свое и следовать за Христом, а с другой стороны – нас окружают близкие, которые хотят общаться с нами, проводить с нами время. Человек – существо социальное, он нуждается в общении с другими людьми, с родителями, детьми, друзьями. И в первую очередь с супругами. Не может быть благополучной семья, в которой не происходит духовного и эмоционального обмена, ведь нам для душевного комфорта необходимо делиться впечатлениями, эмоциями, чувствами, мыслями. И не просто делиться, но и получать отклик. Самыми тяжелыми считаются браки с людьми профессий, которые подразумевают длительное отсутствие одного из супругов дома: моряки, нефтяники, геологи, археологи и т.п. Супруг потому и называется су-пругом, что впрягся в одну упряжь с другим человеком и, предполагается, что они вместе тянут груз своей совместной жизни. То есть на первом месте должно быть семейное общение, в том числе и эмоциональное. Если же один из супругов оставляет свою упряжь, то вся тяжесть груза ложится на плечи второго, а это очень тяжело, тянущий может сломаться. Помогать в храме это, конечно, благое дело, но храм может отнимать много времени. После замужества или женитьбы возникают новые условия, новые обязательства, и человек обязан посвящать большую часть времени своей семье. Негоже убегать на библейские занятия, не приготовив обед. Плохо, если жена бросает неубранной свою квартиру и уходит помогать убираться в храме. И совсем плохо, когда муж возвращается с работы домой, а на столе записка в стиле «котлеты в холодильнике». А где жена? А жена лампады чистит! То же и с мужчинами. Он упорхнул на спевку, а жена скучает дома одна. Так хотелось пообщаться, поговорить, вместе посмотреть новый фильм… А мужа нет. Семья – самое ценное из всех земных благ. Здесь мы обретаем опору и защиту, вдохновение и силы. Нельзя жертвовать семьей даже ради храма, и, прежде чем идти в церковь общественную, мы обязаны устроить все дела в личной малой церкви. Семейным людям необходимо обговаривать друг с другом свое участие в жизни прихода, чтобы второй супруг не чувствовал себя обделенным вниманием и заботой, иначе начнутся трения. Необходимо приспосабливаться так вести быт, чтобы не страдали домочадцы: обед должен быть приготовлен, мусор вынесен, продукты куплены. Возможно, иной раз придется и пропустить какое-то богослужение, особенно, если кто-то из домашних нуждается в помощи или заболел. Таким образом, те, кто после создания собственной семьи ограничат свое участие в приходских делах, поступают не по-предательски, а мудро. Всему свое время. Была независимой — служила храму. Вышла замуж — настало другое время, теперь твой долг служить мужу, семье, а через это — Богу. И это не повод для порицания. В храм придут другие люди, другие помощники, а в вашей семье, кроме вас самих, заняться благоустроением некому.