Молодым специалистам посвящается * * * 4 февраля А у нас новая училка, Н.Н. Молодая, но строгая – ужас! И не улыбнется. Да нет, улыбаться умеет. Мы даже шутили сегодня на уроке. Только говорит тихо. Хотя это удобно – можно прикинуться, что не слышал вопроса. До чего с вопросами занудствует! Как пластинку заедает: «Я слушаю. Итак? Я слушаю». Ну, не учил я, чего тут слушать? А двоек ставит немного. Мы прямо в отличники вылезли, только наш Паша с «лебедями» ходит. Но он дневник не дает, говорит, что забыл. До собрания ему можно ничего не бояться, хотя он и так не особо переживает… Я сегодня поприкалываться решил, отпросился выйти, а сам пиццу купил. Мы с Серегой эту пиццу на уроке хавали, пока Н.Н. отворачивалась. Конечно, нас засекли, но что она нам сделает? Упражнение дала дополнительное, так я его перед звонком накатал по-быстрому. А пиццу все-таки съел! 14 апреля Контрольная была. У меня у одного «5-». Н.Н. сказала, что я могу очень хорошо учиться, если соберусь. Я и сам знаю, что крут! Мы сегодня так галдели, что Н.Н. сходила за нашим классным руководителем. Совместными усилиями вытрясли из нас дневники. Теперь страницу вырывать придется. Моя соседка по парте сказала, что ей Н.Н. иногда жалко бывает. Не умеет, мол, реагировать на наши шутки. А без шуток жизнь не в жизнь! Сегодня, например, мы, чтобы мой дневник с учительского стола утянуть, подослали Пашу про контрольную спросить. Классно сработали, она даже ничего не заметила, пока Пашке про работу вещала. Друзья у меня – высший сорт! 15 мая Экзамен на носу. Вот сейчас доиграю и учить пойду. На завтра аж целых две темы! Они там с ума посходили! Еее, пятерка! Комиссия что-то пела насчет притягивания за уши, но кто же об этом знать будет? Гуляем, ребята! * * * 6 февраля Коля сказал, что у них новая учительница. В середине года? Что у них там в школе происходит?.. Говорит, что строгая, а сам одни пятерки приносит. Загадка. У предыдущей предметницы пятерку с трудом выцарапывали. Закон компенсации, наверно. Странная компенсация… Сын говорит, что им письменные упражнения теперь не задают. Как же они материал повторяют? Коля забыл видео в телефоне выключить, и я увидела один ролик. Судя по надписям на доске и по времени в углу экрана это был урок – как раз той, новенькой. Кошмар какой-то! Сплошной галдеж. Что она детям позволяет? Срочно иду в школу. 10 февраля Поговорила с Н.Н. Высказала ей свои опасения насчет плохой дисциплины и падения требовательности – аккуратненько, конечно. Попрощались, утонув в облаке улыбок и доброжелательности. Нет, определенно мой Коля совсем разболтался. Ничего не делает. И чему эту молодежь в их пединститутах учат? А как же подход к ученикам? Посмотрела его дневник. Что-то не все учителя оценки проставляют… 17 мая Поговорили с остальными родителями, будем просить, чтобы на следующий год нам поменяли Н.Н. на кого-нибудь потверже. Вот не везет нашим детям в этом году! То с одним педагогом скандал, то каких-то необстрелянных присылают, которые только улыбаются на собраниях… За экзамен у Коли «5». Довольный пришел и сразу за компьютер сел. Наказание мое! * * * 3 февраля Коллега внезапно уволилась, и мне дают ее группу. Полна энергии и решимости справиться с этой ордой подростков. Все сходятся во мнении, что группа тяжелая, но ладно: как говорится, тяжело в учении, легко в бою! Срочно обучаюсь психологическим приемам у коллег. Первый выход – самый важный. Главное, «терминатора включить» – внешне, конечно, так как в глубине души я на эту ребятню умиляюсь, ведь они ровесники моего брата. Спасибо опытным бойцам нашей школы. Кажется, все фокусы, включая «каменное лицо», помогли. Тишина стояла – ушам своим не верила. Жаль только, что я эту линию не выдержу. Надо весь коллектив в ежовых рукавицах держать, а я пытаюсь к каждому подладиться, и вся конструкция рассыпается. Надеюсь, со временем научусь сразу всеми командовать. 14 марта Эх, гибнет моя легенда о строгой учительнице… Детишечки чувствуют себя гораздо свободнее, и я уже столкнулась со случаями… ну, назовем это подростковым хамством. Откровенно говоря, теряюсь перед этим. Вообще я, наверно, морально незрелая, потому что в своих учениках вижу младших братьев и сестер. Визит завуча на урок мы, похоже, встречаем с одинаковыми нервами. Дети переживают, что начальство следит за их работой и поведением; но как же волнуюсь я, зная, что являюсь объектом контроля… тревожусь и за себя, и за тех парней (и девчонок), глядящих на доску. Чувствую себя сообщницей этой хулиганской компашки, и моя главная мысль – как бы наши общие косяки не слишком вылезали на свет. Порой не уроки, а тягомотина – сама вижу. Но игры отлично идут, только потом не успокоить ни победителей, не проигравших. Тону в тетрадках и самостоятельных работах… где мой спасательный жилет? Лирическая концепция, согласно которой в моих учениках, как во всех детях, сосредоточены полнота бытия, радость товарищества и беззаботность, через край изливающиеся на тех, кто с ними общается, потихоньку отходят на второй план. Я по-прежнему с удовольствием наблюдаю за детьми на уроках и на переменках. Любуюсь на то, как они разговаривают друг с другом, как похожи на школьников моего детства, как в них вдруг проявляется крапивинская взаимовыручка… но пусть это будут не мои ученики! С «моими» я завязла в трясине взаимных жалоб (они на меня жалуются и пишут бумажки администрации! моему консервативному мозгу такого не понять), недовольства родителей, вечерних звонков домой и прочей прелести… 5 мая Мрак. Перебежками – от каникул до каникул. Приближающиеся экзамены задают мне ориентир и помогают выстраивать обучение… на бумажке. На деле мои гениальные планы уроков разбиваются о планшеты и телефоны, плееры и наушники, препирательства и отказ выполнять просьбы учителя… Собраний я просто-напросто боюсь, а родители, которые старше меня больше чем на десять лет, в силу возраста давят на меня жизненным опытом. Чувствую себя ученицей и перед администрацией, и перед коллегам, и перед родителями… В отличие от моих тринадцатилетних питомцев, которые учениками себя ни секунды не ощущают. По крайней мере, у меня на занятиях. 20 мая Работа постепенно превратилась в каторгу. Почему? Сложно выделить одну причину. Все сошлось в одной точке: и моя недостаточная взрослость; и характер, слишком мягкий для общения с толпами подростков; и розовые очки на близоруких глазах; и отсутствие опыта. Последнее – дело наживное, но наживать его что-то уже не хочется… Впрочем, экзамен мои товарищи сдали прилично, на уровне. Наверно, я все же не такой бездарный препод, но с меня хватит. 15 июня Сегодня счастливый день! Я написала заявление об увольнении!