Еще неделю назад я бодро готовилась встречать осень без сожалений о лете, без тоски, хоть и с некоторой долей опасения, что сразу войти в рабочий ритм будет тяжело. Но тяжело – это не то слово. И главное, так каждый год! Я, конечно, настраиваюсь на то, что первые неделя-две сентября будут нелегкими, что придется поломать голову над расписаниями занятий детских и рабочих, что после лета все долго будут приходить в себя, что часть детей выросла из одежды и обуви и т.д. и т.п. И каждый год действительность снова и снова превосходит мои ожидания. Плавно войти в учебный год не удается, обязательно случаются какие-нибудь форс-мажоры! Не знаю, как у вас, а в нашей семье отчего-то почти никогда не бывает, чтоб одновременно у всех всё в порядке. Не на работе проблемы, так со здоровьем, не у одного ребенка в школе, так у другого. Вот и сейчас – только решили проблему с одной дочкой, перевели ее в школу получше и немного успокоились, как случилась неприятность в школе у другой. Впрочем, я вовсе не собираюсь рассказывать про наши личные школьные проблемы, это все присказка. А сказка будет впереди. Страшная и печальная сказка про современную школу. Когда 9 лет назад моя первая дочь шла в первый класс, я была очень принципиальной мамой. В частности, моя принципиальность относительно школы вообще и среднего образования в частности заключалась в том, что я была решительно против всякого элитного выделения. Ну, может быть, за редким исключением. Оставим сейчас в стороне православные гимназии и отношение к ним – это совсем отдельный вопрос. Поскольку для меня он никогда не стоял на повестке дня по причинам разного характера, то я не рассматривала возможность моих детей учиться в православном образовательном учреждении. А выбор (был ли он на самом деле?) стоял между дворовой школой и школой «получше». Но как человек принципиальный, возможность пойти в школу получше я практически сразу отмела, ибо, по моему глубокому убеждению (на тот момент), кто хочет и может учиться, будет учиться где угодно. Тем более, что в ближайшей школе «получше» недвусмысленно дали понять, что готовы взять ребенка в обмен, например, на новый компьютер. Или что-то еще. Впрочем, это был для меня скорее предлог, чтобы в очередной раз выдержать свою принципиальность и отдать дочь в школу, где когда-то учились я, мой брат, моя мама и множество моих знакомых. Можно было бы подсуетиться и что-то переиграть впоследствии, но мне все казалось, что это неправильно, хочет учиться – пусть учится здесь! Годы идут, и на смену принципиальности приходит опыт и более зрелый подход к вопросу. А еще «вдруг» оказывается, что имеет значение все: и обстоятельства, и характер ребенка, и текущее окружение в школе, и смена людей и много-много чего еще. И вот уже обнаруживаешь, что ты вместе со своим ребенком «влип» в массу школьных проблем, и как вылезти из этой круговерти, неясно. А потом подходит очередь следующему идти в школу, и здесь все по-новому… Наступает такой момент, когда ты ясно осознаешь: надо что-то менять! И если со старшей дочерью я все время уговаривала себя, что надо подождать и посмотреть, что будет дальше (впрочем, нельзя сказать, что были реальные возможности что-то изменить), то с остальными уже не так. Хорошо, когда ребенок четко знает, чего он хочет делать дальше, а еще лучше при нынешней системе, если его профессиональный интерес находится вообще за рамками школьной программы. Например, в живописи, музыке, или спорте. Потому что тогда понятно, что делать. А если ребенок хочет стать историком, филологом или химиком? С математиками и смежными областями несколько проще – математических школ сейчас много, и неплохих. А остальным как быть? А тем, то пока не знает, чем хочет заниматься, но имеет хорошие способности к учебе? Мне в этом смысле повезло со старшей дочерью, дворовая школа лишь оставит у нее не очень приятные воспоминания, но никак не помешает ей заниматься тем, чем она хочет. Зато с остальными приходится крутиться. Искать школу поприличнее, а значит в большинстве случаев или платить, или возить, или и то и другое. Прямо скажем, не у всех есть такие возможности. Да и приличные школы, увы, сейчас сталкиваются с колоссальными трудностями в связи с укрупнением образовательных учреждений, с объединением школ, с полным развалом даже тех остатков советской системы, которые были еще несколько лет назад. Так что никаких гарантий у умных детей, что они смогут учиться в школе поприличнее, все равно нет. Вообще, парадокс – беспокоиться об учебе приходится не двоечникам и троечникам, как это было раньше, а наоборот, одаренным, способным детям. В моем детстве учеба вообще была заботой детей, а не родителей. По крайней мере, это касалось умных и желающих учиться. Это мамы-папы двоечников еще как-то заботились и беспокоились, остальные родители жили в уверенности, что ребенок свое среднее образование (приличное!) получит в любом случае. А уж с какими оценками и знаниями – зависит лично от него. И знаете, из нашей дворовой школы, которую все ругали, ВСЕ выпускники поступили в те вузы, в которые хотели. Нет, конечно, и сейчас многое зависит от самого ребенка, только очень часто, увы, не знания. Оценки – да, знания – нет. Вот и выходит, что все это становится заботой, прежде всего, родителей: найти хорошую школу, помочь ребенку туда попасть, обеспечить возможность ее посещать… Даже эти несчастные девять лет назад я не могла подумать, что все мои дети будут учиться в разных школах, что умница-старшая решительно не захочет в 10-11-й класс, что я буду вынуждена отпускать 12-летнего ребенка ездить в школу одного. Но увы, дворовая школа выглядит все ужаснее и ужаснее, и не только уровень знаний вызывает непонимание, но и общая обстановка. И уже несколько лет я наблюдаю миграцию знакомых детей из школы в школу в поисках и надеждах, а вдруг там поприличнее. Но в большинстве своем школы одинаковы, а если еще и не стали таковыми, то станут в ближайшем будущем. И не одинаково хороши, а одинаково плохи, серы и тоскливы. А те редкие исключения из правил, которые еще остались, тоже находятся под постоянной угрозой сравняться с остальными. Не могу понять, в чем заключается то улучшение школьной системы в результате реформ, о которой говорят чиновники. Потому что всем причастным к школе, в частности учителям, видно только ухудшение. По всем параметрам, включая уровень образования, наполняемость классов, нагрузку педагогов, бумажную работу, зарплату, наконец! Одно то, что теперь финансирование школы идет «по головам» чего стоит… Да за что не схватись – все деградирует, все усложняется по форме и упрощается по содержанию, увы. В общем, очень грустно. И если у моих родителей была своя жизнь, работа, интересы, а школа была лишь ее обычной частью, не занимающей большого места, то моя жизнь сейчас крутится вокруг школы-школы-и еще раз школы. И хочешь-не хочешь, именно она становится основной сферой интересов, переживаний и нервотрепок. Может быть, это и нормально… Но, честно говоря, уже очень хочется на пенсию. И чтобы дети скорее выучились и получили профессию. Думала ли я, что когда-нибудь школа, которую в детстве очень любила и считаю своим лучшим временем, станет моей основной заботой и головной болью на полжизни? И будет приносить такие огорчения и неприятности? Вопрос риторический…